» » » » Наталья Викторова - Налоговое право: краткий курс


Авторские права

Наталья Викторова - Налоговое право: краткий курс

Здесь можно купить и скачать "Наталья Викторова - Налоговое право: краткий курс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Бухучет, налогообложение, аудит, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Викторова - Налоговое право: краткий курс
Рейтинг:
Название:
Налоговое право: краткий курс
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-94807-023-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Налоговое право: краткий курс"

Описание и краткое содержание "Налоговое право: краткий курс" читать бесплатно онлайн.



Настоящее пособие написано в соответствии с программой курса «Налоговое право». Автор рассматривает базовые аспекты налогообложения (терминология, методы, принципы), основы налогового права, международного налогового права, налогового планирования, правовое регулирование налогообложения. Особое внимание уделено организации налогового производства и контроля, привлечению к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, защите интересов налогоплательщиков. В разрезе элементов налогообложения рассматривается порядок исчисления и уплаты российских налоговых платежей (федерального, регионального, местного уровней), дается характеристика специальных налоговых режимов.

Пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих курс «Налоговое право», а также будет полезно преподавателям, аспирантам и всем интересующимся вопросами налогового права.






Принципы налогового права могут быть как общими для налоговой системы в целом (например, принцип установления налогов и сборов законами), так и специфическими, влияющими на ее отдельные элементы (например, принцип однократности налогообложения).

Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены федеральным законом. Они должны развивать, наполнять смыслом такие конституционные начала, как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защиту государством всех форм собственности и т. д. Общие принципы налогообложения служат основой для разработки федерального, регионального и местного законодательства. Они призваны гармонизировать фискальные интересы государства и интересы налогоплательщика, обеспечивать справедливость, соразмерность этих отношений. Конституционные начала должны соблюдаться законодателями, государством в лице фискальных органов, судебными и иными инстанциями, являющимися участниками налоговых отношений.

По своему содержанию юридические принципы налогообложения можно подразделить на несколько групп (рис. 4.3).


Рис. 4.3. Принципы налогового права

Принципы, отражающие сущность налога

К этой группе относятся следующие принципы.

1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны расходоваться государством только на общественные потребности (оборону, правосудие, социальные программы и т. д.). Этот принцип развивает положение ст. 7 Конституции РФ о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых людей и т. д., и тесно взаимосвязан с правилами, заложенными в основу бюджетного права.

2. Принцип приоритета фискальной направленности налогообложения. Согласно этому принципу финансированию бюджета принадлежит главенствующее значение. А регулирование экономики – вторичная составляющая налогов. Именно налоги и сборы, а не другие принудительные платежи в виде санкций являются источниками бюджета и носят постоянный характер.

3. Принцип абстрактности налоговых платежей. В большинстве своем налоги не должны иметь целевой направленности, то есть финансировать конкретные расходы. Такой подход дает возможность разрабатывать государственный бюджет более гибко, исходя из общественных приоритетов. Существование целевых налоговых платежей обусловлено положениями Конституции РФ.

Принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства

В эту группу входят следующие принципы.

1. Принцип установления налогов и сборов законами развивает положения ст. 57 и ч. 3 ст. 75 Конституции РФ. В п. 1 ст. 3 НК РФ указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. Федеральные налоги и сборы согласно данной статье устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.

2. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что внесение законопроектов о налогах должно пройти определенные, строго оговоренные в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

3. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Во многих отраслях права, в том числе в налоговом праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).

4. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены нормами налогового законодательства и соответствуют им.

В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

5. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.

Совокупность правил, касающихся установления обязательных элементов налога, рассматривается в ст. 17 НК РФ

.

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков

К числу этих принципов относятся следующие.

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков закреплен в ч. 2 ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции РФ. Он означает, что нельзя устанавливать различные условия налогообложения в зависимости от таких критериев, как:

• форма собственности (в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);

• раса, пол, национальность, язык, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства (все граждане равны перед законом и судом, при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина);

• местонахождение налогоплательщика (на территории РФ каждый ее гражданин обладает всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ). Согласно п. 2 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

2. Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предполагает экономическое равенство плательщиков. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. Пункт 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9П гласит: «Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

3. Принцип всеобщности налогообложения заложен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Нельзя устанавливать индивидуальные и иные льготы в уплате налога, не обоснованные конституционными началами. Этот принцип также закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ: законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. 4. Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется, например, в неравноправном положении плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов.

Принципы, обеспечивающие соблюдение федеральных основ государства

1. Принцип единства налоговой политики развивает принцип единства экономического пространства, отраженный в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств (п. 4 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип равенства правовых статусов субъектов РФ. В основу построения налоговой системы положен налоговый федерализм, то есть разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги). Согласно Конституции в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71), а в совместном ведении РФ и ее субъектов – установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (п. «и» ст. 72).

Самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере налогообложения ограничена. Кроме того, их право на установление налогов и сборов является производным, так как субъекты Федерации и органы местного самоуправления связаны общими принципами налогообложения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Налоговое право: краткий курс"

Книги похожие на "Налоговое право: краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Викторова

Наталья Викторова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Викторова - Налоговое право: краткий курс"

Отзывы читателей о книге "Налоговое право: краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.