Николай Коняев - Устроители Святой Руси

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Устроители Святой Руси"
Описание и краткое содержание "Устроители Святой Руси" читать бесплатно онлайн.
В книгу известного русского писателя Николая Коняева включены жизнеописания русских святых – от равноапостольной княгини Ольги до убиенного в Чечне мученика-воина Евгения. Их судьбы неразрывно вплетены в духовную историю России. Наше время – время духовного возрождения страны, поэтому фигуры великих русских подвижников, которые служили и служат нам нравственным ориентиром в вечно меняющемся мире, вызывают сегодня особое внимание и уважение.
«Светозарное светило, просвещающее сиянием своим всю страну Российскую, ты еси достохвальне княже Владимире, разгоняя мрак идолослужения и показуя путь к истинному просвещению и небесному блаженству. Сего ради, прославляюще тя, глаголем: Радуйся, звездо, просвещенная от незаходимого Солнца Правды, радуйся, путеводителю, правую стезю к вечному спасению нам открывый… Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю!»
Горка на Хутыни
Богат и славен был Новгород, но умножились грехи народа, беззаконие и ложь новгородцев…
И воздвиг Господь Свой гнев, и должен был погибнуть город…
Но сами по себе вспыхнули ночью свечи в церкви Святого Спаса на Хутыни, сами разгорелись кадила и поднялся из гроба преподобный чудотворец Варлаам, чтобы помолиться за обреченный город.
1
Инок Тарасий, вошедший в Преображенский храм, увидел чудотворца, восставшего из гроба, в который положили его триста лет назад, и пал в ужасе ниц.
– Восстань, брат Тарасий! – сказал преподобный Варлаам. – Поднимись на церковную кровлю и посмотри, что Господь хочет сделать с Новгородом.
И поднялся Тарасий на церковную кровлю и увидел, что поднялись воды Ильменя, угрожая затопить все. Со слезами на глазах вернулся Тарасий в храм и рассказал преподобному Варлааму о вспучившейся Божиим гневом воде…
Три часа неотступно молился святой Варлаам, а потом снова послал Тарасия на церковную кровлю.
И увидел Тарасий, что отступили воды Ильменя, но небо заполнилось ангелами, бросающими огненные стрелы на Новгород. Словно дождь, сыпались они и поражали мужчин и женщин, детей и стариков.
И еще три часа молился преподобный, а потом сказал:
– Молитвами Богородицы и всех святых избавлен Новгород от беды потопления, но в нем сильный мор на людей…
И в третий раз поднялся Тарасий на церковную кровлю и увидел огненную тучу, приближающуюся к городу. И испугавшись, сошел вниз и увидел – молится Варлаам…
– После мора будет пожар в Новгороде, – сказал преподобный Тарасию. – Вся торговая сторона сгорит, и великое множество новгородцев погибнет…
Лег в свой гроб, и погасли в церкви Святого Спаса свечи…
И сбылось все, что увидел в 1505 году инок Тарасий.
«Бысть мор в Новеграде, – свидетельствует летопись, – и помре железою по три осени и в последнюю осень людей 15 396 человек»…
А когда утихла эпидемия, 20 августа 1508 года вспыхнул пожар.
«Таков пожар не бывал ни в прежние времена, ни в летописцах… Яко облацы дождовни того дни не быша, а за многи дни бысть велие ведро».
Два дня бушевал тот пожар.
Выгорела вся торговая сторона, погибло в огне 3315 человек.
И шторм бушевал на Волхове.
Вихрь носил по реке корабли и иные «в огнь вметаше, а иные в реке потопаше».
Велик был гнев Господень, но молитвенным заступничеством преподобного Варлаама избавлен был Новгород от окончательного погубления.
И свидетелем этого заступления был инок Тарасий…
И Москва, где в 1461 году освятили первый храм во имя преподобного Варлаама, тоже была спасена в 1521 году от нашествия татар молитвами преподобного…
Это было открыто Богом в видении слепой инокине Московского Вознесенского монастыря.
Когда татары окружили город, она увидела, что из Кремля через Спасские ворота выходят Московские святители Петр, Алексий, Иона и уносят с собой Владимирскую икону Божией Матери.
Но со слезами заступили им путь преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Припали они к святителям и умолили возвратить в Кремль чудотворный образ, охраняющий нашу столицу.
2
Велика была сила молитвенного заступления Варлаама Хутынского.
А святые мощи преподобного были наполнены такой грозной и чудодейственной силой, что даже мертвые воскресали возле них…
Такое чудо произошло с Григорием, постельничим великого князя московского Василия Васильевича Темного.
Будучи в Новгороде, он сильно захворал и, веруя в силу молитв преподобного Варлаама, попросил отвезти его в Хутынский монастырь к мощам святого угодника.
– Если даже смерть застанет меня в пути! – сказал Григорий. – Все равно и мертвого везите меня к преподобному.
Дорогою Григорий действительно помер, но едва тело ввезли в Хутынский монастырь, ожил и, приложившись к мощам, совершенно выздоровел.
Он рассказывал потом, что был перенесен в светлое место, где много прекрасных деревьев и цветов. Там и увидел он преподобного Варлаама.
– Григорий! – сказал чудотворец. – Я не успел к тебе прийти при исходе твоем. Желаешь ли ты остаться здесь?
– Очень желаю… – ответил Григорий.
– Хорошо бы тебе было остаться… – согласился Варлаам. – Но будут скорбеть о тебе родители твои. Иди, утешь мать и отца, а семь лет спустя будешь у меня.
Так и случилось.
3
Необыкновенное и грозное чудо произошло возле мощей преподобного и с великим князем Иваном III Васильевичем, когда в 1471 году он заезжал в Хутынский монастырь.
– Почему не открыт гроб святого Варлаама?! – спросил он.
– Никто не смеет видеть мощи чудотворца… – отвечал игумен Нафанаил. – Ни для архиепископов, ни для бояр и князей не открываем их, доколе Господь не соблаговолит изъявить на то Свою волю.
Ответ не понравился грозному победителю Новгорода, и он приказал немедленно открыть мощи. Но едва начали поднимать каменную плиту, из гроба святого угодника встало пламя, обуглившее стены храма.
Очевидцы свидетельствуют, что Иван III Васильевич в страхе бежал из церкви, позабыв у гроба свой великокняжеский жезл. Жезл этот до разграбления хутынского монастыря большевиками хранился в обители как трофей преподобного Варлаама.
4
Множество чудес, совершившихся по молитвам к преподобному, сохранило его Житие, но скудны и немногословны сведения о земной жизни чудотворца…
Известно только, что родился преподобный Варлаам в Великом Новгороде. В святом крещении наречен был Алексеем.
Это были сказочно-былинные времена Святой Руси.
Когда родился будущий преподобный, еще трудился преподобный Нестор летописец, составивший первоначальную историю Руси и первое житие русских святых – благоверных князей Бориса и Глеба.
Современниками отрока Алексея были будущие герои новгородских былин: ставший посадником легендарный ушкуйник Василий Буслаев и новгородский купец Садко.
Вполне возможно, что мальчишкой бегал Алексей на берег Волхова смотреть на приплывшего в Великий Новгород Антония Римлянина. Уходя от гонения латинян, преподобный Антоний спасался на берегу Средиземного моря, но бурей сорвало камень в море, и Антоний чудесно приплыл на нем в Новгород.
По благословению святого епископа Никиты Антоний Римлянин выстроил в трех верстах от города храм, а через год рыболовы, по его указанию, вытащили неводом бочку с его богатствами, на которые он и создал обитель.
Между прочим, вскоре в этой обители было создано диаконом Кириком «Учение о числах» – первая русская оригинальная работа о календаре.
Алексей входил в годы юности, когда появилась на Руси Владимирская икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос.
И зная эти факты, как-то особенно проникновенно постигаешь свидетельство Жития преподобного Варлаама, что отрок Алексий получил доброе воспитание в страхе Божием, рано постиг книжную премудрость и легко проникал в разум Божественного Писания.
Еще будучи ребенком, Алексий не ел ничего, услаждающего вкус. Уже тогда его влекло не земное, а небесное.
Он постился и молился.
Известны слова, которые сказал тогда будущий преподобный:
– Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо…
Но думается, что не только к событиям частной жизни относятся эти слова преподобного…
Ведь годы его детства совпали с кончиной благоверного великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, именем которого «половцы своих детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а немцы радовались, что они далеко – за синим морем». Считается, что Владимир Мономах закончил объединение Великой Руси, но объединение это было совершено преимущественно одной только военной силой и вскоре после кончины Мономаха – увы! – начинается гибельный распад Киевской Руси на удельные княжества.
Сам Новгород тоже оказался втянутым в усобицу, а на следующий год «разодрался, как разодралась Русская земля». Этот 1136 год и считается годом рождения Новгородской республики.
Поводом послужило тройное разделение потомства Ярослава. Новгород, признавший свою зависимость от старшего Ярославича, получил возможность выбирать себе князя из трех линий и менять их по своему усмотрению. Одновременно с этим святителем Нифонтом, епископом Новгородским, была проведена церковная реформа, согласно которой городское вече получило право избирать епископа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Устроители Святой Руси"
Книги похожие на "Устроители Святой Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Коняев - Устроители Святой Руси"
Отзывы читателей о книге "Устроители Святой Руси", комментарии и мнения людей о произведении.