Преподобный Феодор Студит - Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения" читать бесплатно онлайн.
Пятый том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» посвящен аскетическому наследию преподобного Феодора Студита (759–826). Данный том содержит Творения нравственно-аскетические преп. Феодора и включает в себя цикл проповеднических произведений этого святого отца для монашествующих под названием «Великое оглашение» (части I–III).
Преп. Феодора называют святым отцом, немало сделавшим для византийского монашества, вернувшим его в IX веке на стезю общежительного устроения; плодовитым церковным писателем, талантливым и неутомимым проповедником, ярким гимнографом, суровым аскетом, исповедником, много пострадавшим от византийских императоров за свои православные церковно-канонические и догматические взгляды; возобновителем столичного Студийского монастыря, а также организатором нескольких монастырей и их духовным и административным руководителем. Благодаря яркому и доступному содержанию огласительные поучения преп. Феодора Студита были весьма популярны в Византии, читаемы в средневековой Руси, а также сохраняют свою актуальность и по сей день, и в особенности для монашествующих.
Открывает настоящее издание предисловие митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. «Великое оглашение» преп. Феодора предваряется вступительной статьей известного отечественного византолога, профессора, доктора церковной истории И. И. Соколова «Преподобный Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность. Исторический очерк», а также двумя древними Житиями преп. Феодора, дополненными данными из третьего Жития.
Тексты трудов преп. Феодора Студита сопровождаются богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями. В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, географический и предметный указатели. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, не равнодушного к святоотеческому наследию и его неотъемлемой составляющей – аскетическому наследию преп. Феодора Студита.
421
В действительности это житие написано не монахом Михаилом, а, вероятно, Феодором Дафнопатом.
422
Преп. Феодор Студит. Огласительное надгробное слово в честь его матери // Преп. Феодор Студит. Творения. Т. 2. – Ред.
423
В 759 г.
424
Константин V Копроним (719–775) – византийский император в 741–775 гг. Проводил политику иконоборчества. – Ред.
425
Греческое имя «Феодор» переводится как «дар Бога». – Ред.
426
Т. е. наук светских, общеобразовательного цикла. – Ред.
427
Ср.: Свт. Василий Великий. Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 1054–1069. – Ред.
428
Три главных традиционных раздела философского знания в античной философии: 1) догматика (в данном случае) – умозрительное, теоретическое учение; 2) этика – учение о нравах и поведении человека, знание практическое; 3) диалектика – приемы доказательства и рассуждения, а также ведения споров. – Ред.
429
Умер в 775 г. – Ред.
430
Лев IV Хазар (750–780) – византийский император в 775–780 гг. – Ред.
431
Греческое имя «Ирина» (Ειρήνη)переводится как «мирная», «мир». – Ред.
432
Св. Тарасий (около 730–806) был патриархом Константинопольским с 784 по 806 г. – Ред.
433
В ТФС: «по правой вере». – Ред.
434
В 781 г.
435
Родовое имение Фотина (отца преп. Феодора) находилось на азиатском берегу Босфора, недалеко от Пруссы. – Ред.
436
В тексте: ίνδεία,т. е. голодом; но по смыслу должно читать «насыщение». В древнеславянском переводе жития (Четьи-Минеи Макария под 11 ноября) читаем в этом месте «пищею». Несомненно, такой же смысл и в соответствующем месте следующего жития (§ 8).
437
В Ватиканском кодексе: Αντώνιος.
438
Скорее всего, речь идет о Правилах свт. Василия Великого, кратких и пространных. См.: Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 149–319. – Ред.
439
Т. е. в Константинополь. – Ред.
440
В 789 или 790 г.
441
В 794 г.
442
В греческом тексте επείληφε вместо επήλειφε.
443
В 795 г.
444
Свт. Тарасий вменяет в вину императору Константину: 1) изгнание жены в виде насильственного пострижения в монашество, 2) новый брак при живой жене.
Изгнание жены через ее насильственное пострижение в монашество не принималось свт. Тарасием в качестве законного повода к расторжению брака, так как такое пострижение не было добровольным и в данном случае не действовал принцип, на который рассчитывал Константин. Ср.: «Если один из супругов примет монашество, другой посылает ему разводную» (Нарбеков В. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона. Ч. 2. Казань, 1899. С. 414).
Одна из новелл св. имп. Юстиниана (B XXVIII, 7, 1 = Nov. 117 c. 8. 9., текст см. в: Basilicorum Libri LX / Ed. H. J. Scheltema et N. Van Der Wal. Groningen-Graven-hage, 1962. P. 1357) устанавливает ограниченное число причин для законного развода. Ссылку на эту новеллу 117 дает патриарх Феодор Вальсамон, когда в комментарии на пятое апостольское правило пишет: «Брак расторгается не иначе как только по причинам, исчисленным в сказанной новелле, которые суть следующие: 1) заговор которого-либо из супругов против царя; 2) прелюбодеяние жены; 3) покушение одного из супругов на жизнь другого; 4) если жена без воли мужа пиршествовала или мылась в бане с посторонними мужчинами; 5) если жена оставалась вне дома своего мужа и притом не у своих родителей; 6) если жена без ведома мужа ходила на конские ристалища; 7) если один из супругов захочет избрать монашескую жизнь» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 21).
Тем самым в глазах патриарха Тарасия Константин заключает незаконный брак при живой супруге, за что, согласно святоотеческим правилам, подлежит епитимии прелюбодея. Правило 9 св. Василия Великого гласит: «Аще же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца, поелику отвлекла к себе чужаго мужа» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 195; также: Свт. Василий Великий. Письмо 188 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 705–706).
Его же правило 58: «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Таин» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 328; также: Свт. Василий Великий. Письмо 217 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 776). – Ред.
445
ТФС относит это изгнание к 798 г. Французское издание TSGC приводит две датировки первого изгнания: с марта по август 797 г. (р. 21) и 796–797 гг. (р. 26). – Ред.
446
Константин VI (771 – после 797) – византийский император в 780–797 гг. В 797 г. Константин VI был свергнут с престола, ослеплен и сослан на один из Принцевых островов в Мраморном море. – Ред.
447
В 797 г.
448
Имеется в виду Константинопольский патриарх свт. Тарасий. – Ред.
449
В Саккудион. – Ред.
450
В 798 г.
451
Об основателе Студийского монастыря Н. Гроссу пишет следующее: «…был богатый римский патриций Студий. Переселившись из Рима в Константинополь около половины V века, Студий, благодаря богатству и знатности своего происхождения, поступил на службу при императорском дворе и в 454 г., при императоре Маркиане, уже был консулом на Востоке с такими же правами, как Аэций на Западе…» (Гроссу. Преп. Феодор Студит. С. 88). – Ред.
452
Может быть, вместо σχίσματος(«разделение», «раскол») лучше читать σχήματος– «гонение на монашеский образ».
453
В ТФС добавлено: «(панегирическую)». – Ред.
454
Император Никифор I. Царствовал в 802–811 гг. – Ред.
455
Свт. Никифор I, патриарх Константинопольский в 806–815 гг. – Ред.
456
Вторая ссылка преп. Феодора и его сподвижников продолжалась с 809 по 811 г. – Ред.
457
В 811 г. Никифор выступил в поход против болгар. Войско Византии потерпело сокрушительное поражение, а сам Никифор был убит. Его череп, по свидетельству хронографа Феофана, хан Крум велел отделать золотом и превратил в чашу. – Ред.
458
В 811 г. Михаил I Рангаве (?-844) правил Византийской империей в 811–813 гг. – Ред.
459
Важный чин в византийской придворной иерархии. Первоначально – командующий дворцовой стражей, позже – почетная должность. – Ред.
460
Имеется в виду Лев III (750–816), который был папой Римским в 795–816 гг. – Ред.
461
Около 814 г. – Ред.
462
Если вместо ζνδιάΰζτονчитать ζυδιάΰζτον,то следует перевести «высокую степень любви и благосклонность».
463
Деятельной философией (πρακτική φιλοσοφία), начиная со свв. отцов-Каппадокийцев и Евагрия Понтийского, в христианском учении называли аскетическое делание – строгое соблюдение поста, рукоделие, осуществление заповедей и т. д. – Ред.
464
Лев V Армянин (?-820) был византийским императором в 813–820 гг. – Ред.
465
Иоанн Грамматик (около 780 – после 860) – богослов, выступавший против почитания икон. Его называли также Леканомантом («предсказателем»), так как подозревали в занятиях магией. В 837–843 гг. был патриархом Константинопольским; низложен при царице Феодоре. – Ред.
466
Греч.ύπόγειον– «подземную»; в других рукописях ύπόγυιον– «новую».
467
Св. Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам, 4; ср.: Послание к ефесянам, 7.
468
Т. е. священнослужители Церкви. – Ред.
469
В других рукописях πηλφ– «грязью».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения"
Книги похожие на "Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Преподобный Феодор Студит - Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения", комментарии и мнения людей о произведении.