Григорий Богослов - Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание" читать бесплатно онлайн.
Второй том «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей» составили стихотворения и письма свт. Григория Богослова. Тематика 408 представленных здесь стихотворений святого отца касается как богословской догматики, христианской нравственности и истории бурных событий церковной жизни IV века, так иногда и непростых личных и церковных взаимоотношений Назианзского богослова со своими современниками. Что особенно ценно, в своих стихах свт. Григорий предстает перед нами и как страдающий человек и раскрывает нам в своих строфах мир собственных переживаний. Ряд стихотворений переводится на русский язык впервые.
Эпистолярное наследие, состоящее из 244 писем, которые Святитель писал разным лицам, повторяет тематическое многообразие его стихотворного наследия. Особенно важны 101 и 102 письма к Кледонию, заложившие фундамент для православной христологии эпохи Вселенских Соборов.
Впервые на русском языке приводится перевод Завещания свт. Григория Богослова.
В Приложении к данному тому представлена блестящая дореволюционная монография А. В. Говорова «Св. Григорий Богослов как христианский поэт». Кроме того, читатель найдет здесь указатель цитат из Священного Писания, комментированный предметный указатель, словарь имен и понятий античной культуры.
Значительным преимуществом этого издания, по сравнению с переиздававшимися дореволюционными переводами творений этого Святителя, является впервые в России исполненная работа по приведению в традиционный порядок нумерации стихов и писем в соответствии с изданием Миня, а также общепринятая нумерация строф в стихах.
Если жизнь твоя совершенно свободна от уз, живи для одного Христа, отказавшись от всего, будь светлой, мудрой, 315. рассудительной девой и чистым женихом своего сердца имей Слово. А если овладела тобой любовь к тому ребру, от которого ты отделена, то и заботься об этом одном милом ребре, питая к нему добрую, благородную, а не порочную любовь; 320. с другими же страстями не будь знакома и во сне. И ты предстоишь великому Богу и не скроешься, если что-нибудь изнеженное примешаешь к низкому. Много свидетелей на то, что и при грязных одеждах возможна неблагоприличная роскошь, а при пышных – благопристойность. 325. Знай, что для тебя важнее один рубец, нежели самые глубокие раны для миролюбцев. Уважай жемчуг. Капля не так заметна на замаранной, как на чистой и одноцветной одежде.
Если убедил тебя этим, то доставил тебе пользу. А если ты решилась стоять в своем, 330. то блистай еще вдвое, когда хочешь, и золотом, и янтарем, и серебром, и слоновой костью. Дозволяю это новописанным красотам. А y меня приготовлен столп, и я сделаю на нем надпись: приходи сюда всякий, кому угодно, и любуйся этой красотой.
30. Мысли, писанные одностишиями[90]
Бога имей началом и концом всякого дела.
Самая лучшая польза от жизни – умирать ежедневно.
Старайся узнавать все поступки добродетельных.
Тяжело жить в бедности, но еще хуже разбогатеть неправедно.
5. Делая благотворения, думай, что подражаешь Богу.
Милости Божией ищи себе милостями к ближним.
Владей плотью и смиряй ее как можно лучше.
Обуздывай гнев, чтобы не выступать из ума.
Удерживай око, и язык пусть знает меру.
10. Уши пусть будут замкнуты ключом, и да не любодействует смех.
Светильником всей своей жизни признавай разум.
Смотри, чтобы из-за видимости не ускользнула у тебя
действительность.
Все разумей, но делай, что позволительно делать.
Знай, что сам ты странник, и уважай странников.
15. Во время благополучного плавания наипаче помни о буре.
Что дается от Бога, все то должно принимать с благодарением.
Лучше наказание от праведника, нежели честь от порочного.
При дверях у мудрых стой неотступно, а у богатых не стой никогда.
Маловажное не маловажно, когда производит великое.
20. Обуздывай наглость, и будешь великий мудрец.
Береги сам себя, а над падением другого не смейся.
Приятно возбуждать к себе зависть, но весьма постыдно самому завидовать.
В жертву Богу преимущественно перед всем прочим приноси душу.
О если бы кто соблюл сие! Он спасется.
31. Мысли, писанные двустишиями[91]
Все с себя сбрось и тогда рассекай житейское море, но не пускайся в плавание, как грузный корабль, которой готов тотчас потонуть.
Помни непрестанно страшную смерть, как будто она у тебя перед глазами, и встретишь ее менее грозной.
5. Непрестанно созидай ум свой в храм Богу, чтобы внутри своего сердца иметь невещественную опору – Царя.
Познай себя самого, из чего и каким сотворен ты, доблестный мой, – и чрез сие удобно достигнешь красоты Первообраза.
10. Тебя один день ведет к другому; и тот постоянно влается [92], кто сам в себе легок; но в сердце человека благоустроенного есть нескончаемый день.
Кто полагается на преходящее и приходящее, тот вверяется потоку, который не стоит на одном месте.
Для меня равно худы и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое.
15. Нечистому приступать к жертвоприношению значит оскорблять Бога. Но еще более оскорбляет Его тот, кто чтит всякие останки мертвых.
На пути к совершенству никогда не останавливайся. Худо сходить непрестанно в глубину. И ты, который только выходишь из бездны греха, еще стоишь.
20. Тот зрячий слепец, кто не видит, сколько пагубен его грех. Уметь открывать следы зверя – признак острого зрения.
Если, имея нужду во враче своих немощей, скрываешь болезнь, то не спасешься от неисцельной гнилости.
Твое слово – мое дело. Кто сделал недоброе дело, тому сомнительный помощник – красноречие.
25. Пресыщение делает наглым, а я тебе, доблестный мой, желаю позаботиться о том, что вечно питаемую душу удерживает в должных пределах.
Желаю также, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир почитал всегда наравне с паутинными тканями.
30. Блага настоящей жизни весьма чужды для человека; человеческая добродетель – вот что одно составляет жизнь.
Приступите, всем вопиет слово нелживого Советодавца – Бога, приступите немедленно к познанию пренебесной Троицы!
Вы, на кого в сей жизни наложил свои узы честный брак, приложите ума, как бы вам больше плодов внести в небесные точила!
35. А вы, невесты девы, приявшие в объятия свои Слово великого Бога, старайтесь в дар Богу принести все!
Одинокая жизнь – всеозаряющий свет, но надобно устранить сердце от мира и держать себя вдали от плотского.
40. Оскорбительно для веры не в сердце ее иметь, но поставлять в каком-нибудь цвете. Краску не трудно смыть; а я люблю то, что проникло в глубину.
Не надобно иметь ни справедливости неумолимой, ни благоразумия, избирающего кривые пути. Лучше всего – во всем мера.
Умеряй свою смелость, иначе будет она дерзостью, а не мужеством. К признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость.
45. Прекрасно иметь ум, отверстый всегда для Божия слова; чрез сие приобретается ведение небесных законов.
Спеши стать совершенным; не угождай тем, кому всего лучше не угождать; тешить грех – самая бесславная слава.
50. Добродетельному стыдно быть защитником порочных; это почти то же, что собственной ногой стать на стезю порока.
Золото испытывается в горниле, а добродетельный – в скорбях. Часто скорбь бывает легче состояния невредимости.
Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца. И наставника в благочестии уважай, как отца.
55. Моль все поедает; и на гроб не оставляй своего достояния; лучшая погребальная почесть – доброе имя.
Щади своих ближних, особенно же мертвых, которые все оставили и не могут ничего тебе сделать.
60. Оставив весь мир и всякое здешнее бремя, направляй парус в небесную жизнь.
Непрестанно простирайся на дела более и более совершенные, умудряемый Богом; паче же всего предметом твоих попечений да будет Троица.
32. Двустишия
За хорошим началом следует и прекрасный конец; справедливость сего показывают сами последствия дел.
Вот начало, которое приносит людям хороший конец, – свято трудись над очищением жизни!
5. Окрыляемый учением, не летай без действительных крыльев, потому что без крыльев и птица не летает.
Человеку в жизни наибольшая слава – ведение, но и оно вредит употребляющему его во зло.
10. Смотри, чтобы не уловила тебя в обман суетная слава, – это западня для людей недалеких умом.
Делая хорошее, старайся и стоять в этом, потому что к худому скор переход.
Обуздывай смех и гневу полагай предел, всеми же мерами гони от себя праздное слово.
15. Прежде всего бойся Бога, чти родителей, об иереях говори с похвалой и имей в уважении старцев.
Сыну никогда не входить в спор с отцом повелевает закон, а прежде закона – природа.
20. Чего вовсе не хочешь терпеть от другого, того и сам не желай делать другому.
Для сделавшего тяжкий проступок гнев не тяжек, потому что суд воздает только равным за равное.
Из мудрых уст каплют самые сладкие слова, а горькая гортань изрыгает ругань.
25. Потоки сладости источаются с языка доброглаголивого, а в нескромных устах родятся гнилые речи.
Друзья любят и любимое друзьями, а враги презирают и срамят друзей.
30. Для бедных друзей затворены двери богатых, богатым же всегда приязненны блистательные чертоги.
Вода – прекрасный напиток: она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум.
Вино по природе своей незнакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает.
35. Ум легок и не терпит обремененного чрева, потому что у противоположного с противоположным всегда борьба.
Лучше слегка принять пищи, нежели быть за богатым ужином, но только во сне.
40. Глупец во сне делается богаче и того, кто имеет у себя бездну денег.
Лучше быть бездетным, нежели иметь глупых детей: там один бездетен, а здесь многие худы.
Для всякого умершего человека целая земля есть гроб, потому что все, что из земли, на земле и в землю обращается.
45. Пастух, когда захочет, доит и козлов, но вместо молока выжимает у них потоки крови.
Свинья, когда видит, что готовят ей корм, умеет сдержаться и не хватает прежде времени.
И бесчинных людей принуждай не нарушать приличного и установленного законами порядка.
50. Соблюдая закон, изгонишь вон страх, потому что всякий исполнитель законов – вне страха.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание"
Книги похожие на "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Богослов - Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание", комментарии и мнения людей о произведении.