Григорий Богослов - Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание" читать бесплатно онлайн.
Второй том «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей» составили стихотворения и письма свт. Григория Богослова. Тематика 408 представленных здесь стихотворений святого отца касается как богословской догматики, христианской нравственности и истории бурных событий церковной жизни IV века, так иногда и непростых личных и церковных взаимоотношений Назианзского богослова со своими современниками. Что особенно ценно, в своих стихах свт. Григорий предстает перед нами и как страдающий человек и раскрывает нам в своих строфах мир собственных переживаний. Ряд стихотворений переводится на русский язык впервые.
Эпистолярное наследие, состоящее из 244 писем, которые Святитель писал разным лицам, повторяет тематическое многообразие его стихотворного наследия. Особенно важны 101 и 102 письма к Кледонию, заложившие фундамент для православной христологии эпохи Вселенских Соборов.
Впервые на русском языке приводится перевод Завещания свт. Григория Богослова.
В Приложении к данному тому представлена блестящая дореволюционная монография А. В. Говорова «Св. Григорий Богослов как христианский поэт». Кроме того, читатель найдет здесь указатель цитат из Священного Писания, комментированный предметный указатель, словарь имен и понятий античной культуры.
Значительным преимуществом этого издания, по сравнению с переиздававшимися дореволюционными переводами творений этого Святителя, является впервые в России исполненная работа по приведению в традиционный порядок нумерации стихов и писем в соответствии с изданием Миня, а также общепринятая нумерация строф в стихах.
45. Пастух, когда захочет, доит и козлов, но вместо молока выжимает у них потоки крови.
Свинья, когда видит, что готовят ей корм, умеет сдержаться и не хватает прежде времени.
И бесчинных людей принуждай не нарушать приличного и установленного законами порядка.
50. Соблюдая закон, изгонишь вон страх, потому что всякий исполнитель законов – вне страха.
Сведущий кормчий избежит девятого вала, а ум, обогащенный мудрыми мыслями, спасется от всякой беды.
55. Не замышляй ничего противного добродетельной жизни, потому что заблуждение порока очевидно.
Большая наковальня не боится стука, и мудрый ум отражает от себя все вредное.
60. Зайца приводит в страх шум листьев, а человека робкого пугает и одна тень.
Ненавижу бедняка, делающего подарки богатому, как человеку, который сладко говорит, но забывает накормить.
Злонамеренный оратор извращает законы, а благонравный оратор – самая стройная гармония.
65. Богатые смеются укоризнам сирот, они смеются даже и Божию наказанию.
На собственную пагубу хвалится законами, кто незаконно требует соблюдения законов.
70. Обычное дело бедняку не думать о себе высоко, потому что у одних богатых не бывает забот о средствах жизни.
Учи глупых, соображаясь, сколько можно, с их природой; тогда, может быть, сверх чаяния, сделаешь их благоразумными.
От ударов железа воспламеняются и камни; плотно свитый бич образумит сердце.
75. Чего боятся нечестивые – больше, чем всего остального – Креста и приобщения Крещения [93].
Весьма худо и давать клятву, и требовать ее; в обоих случаях оскорбляешь правду.
80. Собирай сокровище для нескончаемого века, а настоящий век оскудевает даже прежде своего конца.
Не будь привязан к счастью, которое разрушается временем; а что время строит, время же и разрушает.
Неприлично женщинам выказывать в себе мужской нрав; всякое другое правило, кроме стыдливости, чуждо благонравной женщине.
85. Удовольствие для наслаждающегося им кратковременно; едва наступит, так и улетает, подобно камню.
Для больного никакое богатство не предпочтительнее здоровья; и природа поступает премудро в том, что всегда желает здоровья.
90. Слова неразумного человека – шумный плеск моря, которое бьет в берега, но не напояет береговых растений.
Подарок заставляет и мудрецов видя не видеть; золото – такая же ловушка для людей, как сеть для птиц.
Скорби преждевременно рождают седины; чего лишил нас образ жизни, того не восстановит время.
95. Богатство – самый проворный приспешник в худом, потому что при могуществе всего сподручнее сделать зло.
Никакое приобретение не лучше друга, но никогда не приобретай себе в друзья худого человека.
100. Уважай порядок и предпочитай могуществу, потому что сам он есть могущество и всегдашний охранитель могущества.
Ум озабоченный – это моль, которая точит кости; тело цветет, когда избегает забот.
Никакое пресыщение не бывает целомудренно, потому что огню свойственно сжигать вещество.
105. Вино – это горящая пакля остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень.
Кто боится тяжеб, тот избежит и гнева, потому что тяжбы часто воспламеняют сердце гневом.
110. Ужасно прибавлять трудов изнемогающему в трудах, однако же труд нередко прекращал труды.
Иной боится тех трудов, какие несут другие; а посмотри: и сам он завален трудами своего рода.
Заботься всегда о вечной славе, потому что настоящая слава ежедневно обманывает.
115. Гнев – не безопасный для всякого советник; что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно.
Змея зла, аспид хитер; в этих животных видна порознь злоба, соединенная в одной женщине.
120. Смотря на голые кости, убедишься, что все здешнее не принадлежит нам существенно.
Если молодой рак ходит не прямо, то берет для сего пример с материнской походки.
Делая принуждение природе, и от худых учителей, без сомнения, произведешь хороших учеников.
125. Украшай себя добрыми отличиями жизни и не презирай бедного сироту.
Когда даст Бог, ничего не сделает зависть; а когда не даст, не поможет никакой труд.
130. Рождаешь, ехидна? Не избегай мук рождения: когда ты зачала, то испытаешь, что испытала твоя мать, рождая тебя [94].
За явную робость никого не признают храбрым; одни победы приобретают похвалу.
135. Сонливый человек – изобретатель грез, потому что сон знаком только с призраками, а не с действительными вещами.
Принуждение убеждает и против воли; оно нередко связывает руки и исполинам.
Когда народная толпа в заблуждении, всякий начинает кричать, и все обращается в беспорядок.
140. Бездельного дела никогда не называй делом, ибо все бездельное достойно презрения.
И у собак, которые сбежались на падаль, уважается порядок.
Когда говорит золото, тогда все другие слова не действительны. Оно умеет убеждать, хотя и не имеет языка.
145. Могут и ныне наслаждаться миром преданные скоропреходящим благам сей жизни.
33. Мысли, писанные четверостишиями
Я – труд Григориев и в духовных изречениях сохраняю четверостишный памятник мудрости.
(1) [95] Чему отдашь предпочтение – деятельной или созерцательной жизни? В созерцании могут упражняться совершенные, а в деятельности многие. Правда, что то и другое и хорошо и вожделенно; но ты к чему способен, к тому и простирайся особенно.
5. (2) Некто просил у меня решения на вопрос о чем-то духовном. Готов, отвечал я, если ты смыл с себя скверну. Но ты уже имеешь целомудренный ум. Если смыл с себя прежнюю скверну, нужно и теперь очищение. В смрадный сосуд не кладут на сбережение благовонной масти.
3) Не всякому слову противься, не всякому и следуй, 10. но знай, какому и когда противиться или следовать. Более будь привязан к Богу, чем стой за учение о Боге. Всякое слово можно оспаривать словом, но жизнь чем оспоришь?
4) Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью. Иначе будешь одной рукой притягивать, а другой отталкивать. 15. Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами.
5) Особенно вам, служители алтаря, советую не быть оком, исполненным тьмы, чтобы не оказаться первыми в порочной жизни. 20. Ибо если свет темен, чем будет самая тьма (Мф. 6:23)?
6) Безгласное дело лучше неисполнимого слова. Никто никогда не стал высоким без добрых дел, а многие прославились без красного слова. Благодать дается не тому, кто говорит, но тому, кто хорошо живет.
25. (7) Наилучший дар Богу – добрые нравы. Хотя бы ты все принес Ему, однако не принесешь ничего достойного. Приноси то, что дает и бедный. Чистый не берет себе доли из цены блудницы.
(8) Ничего не обещай Богу (Еккл. 5:4), даже и малости, 30. потому что все Божие прежде, нежели принято от тебя. И что еще скажу? Не отдав обещанного, ты крадешь это сам у себя. Какой же необычайный примешь на себя долг? Да уверят тебя в этом Анания и Сапфира.
(9) Настоящую жизнь почитай торжищем. Если пустишься в торговлю, то останешься с прибылью, 35. потому что за малое получишь в обмен великое и за скоропреходящее – вечное. А если пропустишь случай, другого времени для такого обмена уже не будет.
(10) Тебе предлежит длинный путь, но еще большая награда. Представляя себе вдруг весь труд, не откажись от всего. И море переплывешь не все вдруг. 40. А и это не редко бывает искушением неприязненного.
(11) Не слишком себя обнадеживай и не вовсе теряй надежду. Одно ослабляет, другое низлагает. В чем-нибудь преуспевай, другого держись, сколько ни есть, а к иному не будь завистлив; недовершенное не сделает бесполезным труд совершенного тобой пути.
45. (12) Не берись горячо за все, но держись того, что избрал. Лучше прибавлять доброго, нежели убавлять у него что-нибудь. Не тех называем худыми, которые стоят низко, но тех, которые, поднявшись высоко, низко падают.
(13) И от малой искры возгорается великий пламень, 50. и семя ехидны бывало нередко пагубным. Видя сие, уклоняйся и того, что производит малый вред. Теперь вред не велик, но со временем сделается он большим.
(14) Разбирай больше сам себя, нежели дела ближних: одно доставляет пользу тебе, другое – ближним. 55. Лучше вести счет делам своим, нежели деньгам: последние текут, а первые постоянны.
(15) Пусть непрестанно трудится твой ум, напечатлевая в себе божественные мысли и глаголы жизни. А на язык будь скуп, потому что он весьма способен 60. делать вред и чем скорее движется, тем меньше приносит пользы.
(16) Меня обольщало зрение, однако же я удержался, не поставил в себе кумира греху. И кумир был поставлен, но мы избежали искушения. Все это степени борения с неприязненным врагом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание"
Книги похожие на "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Богослов - Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 2: Стихотворения. Письма. Завещание", комментарии и мнения людей о произведении.