» » » » Людмила Розанова - История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий


Авторские права

Людмила Розанова - История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий

Здесь можно купить и скачать "Людмила Розанова - История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Знак»5c23fe66-8135-102c-b982-edc40df1930e, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Розанова - История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий
Рейтинг:
Название:
История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9551-0287-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий"

Описание и краткое содержание "История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий" читать бесплатно онлайн.



В результате аналитического исследования большого количества железных предметов из памятников коренного населения Поволжья и Приуралья дается характеристика кузнечного дела финно-угров. Выявлены традиции в железообрабатывающем производстве в финно-угорском мире. Зафиксированы инокультурные импульсы в местное производство. Установлено, что вплоть до IX в., несмотря на разнообразные культурные контакты финно-угров, импульсы в сфере железообработки не получают развития в местной среде. Только с вовлечением финно-угорских народов в сферу трансъевропейской торговли происходят существенные изменения в кузнечном ремесле, прежде всего, у народов Верхнего Поволжья и Прикамья.

Для археологов, историков, этнографов.

Печатается по решению Ученого совета Института археологии РАН.






Как свидетельствуют полученные нами данные, из двадцати предметов первой группы 15 предметов откованы из сырцовой стали и пять из цементированной; из 24 предметов второй группы 10 изделий откованы из сырцовой стали и 14 – из цементированной стали.

К сожалению, количественная представительность обеих групп невелика, и кроме того, различные категории представлены в них неравноценно: в первой группе семь ножей, 11 наконечников копий, два кинжала; во второй группе – десять ножей, четыре наконечника копий, кинжал, шесть топоров, три «мотыгообразных орудия». Поэтому можно говорить лишь о тенденции увеличения в VI в. до н. э. количества изделий из искусственно полученной стали, т. е. об активном ее использовании. Наиболее ярко эту тенденцию демонстрирует такая категория, как ножи: в первой группе из семи ножей – пять из сырцовой стали и два из цементированной, во второй группе из десяти ножей – три из сырцовой стали и семь из цементированной.

В то же время следует отметить, что в VI в. до н. э. в погребениях Старшего Ахмыловского могильника появляется группа изделий, таких как пешни, топоры-кельты, мотыги, которые изготовлены в простейших технологических схемах – либо целиком из железа или сырцовой стали, либо из пакетной заготовки однородного металла (сварка нескольких полос). Приемы искусственного получения стали, а также термическая обработка не зафиксированы на этих категориях изделий.

Примечательно, что при изготовлении проушных топоров, появляющихся в Старшем Ахмыловском могильнике в это же время, применялась цементированная сталь и приемы цементации.

В целом количество железных предметов в Старшем Ахмыловском могильнике в VI в. до н. э. не уменьшается, ассортимент их становится разнообразнее.

Акозинский могильник

Недалеко от Старшего Ахмыловского могильника, на противоположном берегу Волги, находится еще один крупный памятник ананьинской культурно-исторической общности – Акозинский могильник. Он расположен у д. Акозино на территории Горно-Марийского района Республики Марий-Эл. Памятник был обнаружен в 1952 г. Систематические раскопки начались под руководством А. Х. Халикова, позднее, с 1971 г. велись В. С. Патрушевым. Всего вскрыто 100 могил. Основной погребальный обряд – трупоположение. Большинство погребений одиночные. Датируется памятник VII–VI вв. до н. э. (Халиков 1977, с. 21–23).

Коллекция железных изделий из Акозинского могильника, отобранная для металлографического исследования, не столь представительна (исследовано 35 предметов), как рассмотренная выше, тем не менее, она достаточно разнообразна по категориях изделий. Коллекция включает ножи (12 экз.), наконечники копий (пять экз.), наконечник дротика, наконечники стрел (пять экз.), проушные топоры (два экз.), предметы конского снаряжения (шесть экз.), стилеты (два экз.), пластинчатые височные кольца (два экз.) (см. табл. 1).

Ножи. Исследовано 12 экземпляров. Целых орудий мало, поэтому судить о форме ножей очень трудно. Можно лишь сказать, что встречаются ножи с прямым клинком или слегка изогнутые. Как показало металлографическое исследование, все ножи откованы либо из сырцовой стали, либо из стали, полученной путем цементации самого изделия или заготовки. Из сырцовой стали изготовлено шесть экземпляров (погр. 84; погр. 85; погр. 88; кв. Ю/10; из культурного слоя). Три изделия сохранили следы мягкой закалки.

Из шести ножей, металл которых подвергался цементации, один изготовлен целиком из качественной стали с последующей мягкой закалкой (кв. Щ/8), у остальных экземпляров цементации подвергалась либо лезвийная часть, либо поверхность клинка (погр. 87; погр. 92; погр. 97; кв. М/3; из культурного слоя). За исключением одного экземпляра, все ножи этой группы подверглись мягкой закалке.

Металл, из которого изготавливались ножи, тщательно прокован, о чем свидетельствует незначительная примесь неметаллических включений. Шлаки мелкие, тонкие, вытянуты по направлению ковки. В металле присутствуют включения нитридов железа. Иногда фиксируется структура перегрева металла (видманштетт), видимо, связанная своим происхождением с химико-термической обработкой (цементацией).

Наконечники копий. Исследовано пять экземпляров, представляющих все типы наконечников копий, известных по Старшему Ахмыловскому могильнику.

К типу I относится экземпляр, происходящий из кв. Л/2. Сохранились только часть пера и втулка. Образец для исследования взят с полного поперечного сечения пера. Уже при визуальном наблюдении хорошо выявляются сварные швы, отделяющие с обеих сторон пера ребра жесткости. Микроскопическое исследование подтвердило это наблюдение. Соединение конструктивных деталей осуществлялось по схеме, описанной выше как вариант В.

Тип II представлен одним экземпляром, происходящим из кв. О/011. Сохранилась часть пера с ребрами жесткости. Образец для исследования взят с полного поперечного сечения пера. Исследование показало, что перо вместе с ребрами жесткости отковано из единой заготовки.

К типу III относятся три наконечника копий, два из них – с линзовидным сечением пера (погр. 94; погр. 97), один – с уплощенно-ромбическим сечением (погр. 84). Все они изготовлены из единой заготовки, часть которой раскована и свернута во втулку.

Все наконечники копий откованы из стали, четыре из них – из сырцовой, один – с последующей термообработкой. Перо одного копья было подвергнуто поверхностной цементации с последующей мягкой закалкой.

Особенностью металла всех наконечников является присутствие нитридов железа и малочисленность шлаковых включений.

Наконечник дротика. Исследован один экземпляр (погр. 92). Как показало микроскопическое исследование, наконечник откован из сырцовой стали.

Наконечники стрел. Исследовано пять экземпляров, в том числе четыре втульчатых и один черешковый. Три втульчатых наконечника происходят из погр. 92. Изготовлены они по одной схеме – цементация пера с последующей мягкой закалкой. Еще один втульчатый наконечник происходит из погр. 98. Этот экземпляр откован из сырцовой стали. Черешковый наконечник стрелы, происходящий из культурного слоя (АК-7229), откован из железа, перо подвергнуто цементации.

Металл всех наконечников стрел хорошо прокован. В металле фиксируются включения нитридов железа.

Проушные топоры. В исследованной коллекции два рабочих топора одного типа: с овальным проушным отверстием и сильно расклепанной овальной пяткой (погр. 99; кв. М/1, шт.1). Конструктивно оба орудия изготовлены однотипно: откованы из заготовки, согнутой на оправке. При этом один конец заготовки выходил на лезвие, а другой был приварен к нему в виде петли. Следы сварного шва хорошо различимы визуально. Сырьем для обоих орудий послужила неравномерно науглероженная сталь. В металле фиксируются включения нитридов. Один топор закален в мягкой закалочной среде.

Предметы конского снаряжения. Данная категория в рассматриваемой коллекции представлена удилами – два полных комплекта (погр. 83; погр. 85) и двумя экземплярами звеньев удил (погр. 97; погр. 98), а также двумя экземплярами псалиев (погр. 87; погр. 98). Удила однокольчатые с загнутыми в виде петель концами, псалии трехпетельчатые.

Образцы для исследования отбирались с разных участков удил и псалий, при этом особое внимание обращалось на грызла.

Микроскопическое исследование показало, что только удила из погребения 83 изготовлены из железа, остальные предметы откованы из стали: целиком из сырцовой, из нескольких полос сырцовой стали, из качественной цементированной стали. Из пяти стальных изделий четыре были подвергнуты мягкой закалке.

Грызла удил (в двух случаях из трех) были стальными и подвергались термообработке.

Металл, пошедший на изготовление конского снаряжения, хорошо прокован, очищен от шлаковых включении. Четко просматриваются в металле включения нитридов железа.

Стилеты. Из погребения 98 происходят два булавковидных предмета, которые по аналогии с изделиями из Старшего Ахмыловского могильника можно условно отнести к стилетам. Оба они откованы из круглого дрота, один экземпляр – целый, его длина 15 см, один конец заострен, другой имеет шляпковидную головку. От второго сохранился обломок стержня. Оба изделия изготовлены из сырцовой стали, одно из них сохранило следы мягкой закалки.

Пластинчатые височные кольца. Исследовано два экземпляра. Оба происходят из культурного слоя (кв. М/2, АК-72-5; АК-71-120). Кольца согнуты из тонкой полосы металла шириной 10 мм. У одного изделия в центре полосы проходит ребро. Это пластинчатое кольцо отковано из железа, а другое – из сырцовой стали. В металле обоих экземпляров фиксируются нитриды железа.

Подводя итоги технологическому анализу кузнечных изделий из Акозинского могильника (см. табл. 3), можно заметить следующее. Из 35 изученных изделий только два откованы целиком из железа. Остальные изготовлены из стали либо сырцовой (19 экз.), либо специально полученной путем науглероживания заготовки (3 экз.) или готового изделия (10 экз.). Только в одном случае зафиксировано использование пакетной заготовки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий"

Книги похожие на "История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Розанова

Людмила Розанова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Розанова - История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий"

Отзывы читателей о книге "История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.