» » » » Л. Филимонова - Святая Наталия


Авторские права

Л. Филимонова - Святая Наталия

Здесь можно купить и скачать "Л. Филимонова - Святая Наталия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Филимонова - Святая Наталия
Рейтинг:
Название:
Святая Наталия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-91362-376-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святая Наталия"

Описание и краткое содержание "Святая Наталия" читать бесплатно онлайн.



Наталия названа «бескровной мученицей». Ее муки особые и самые, может быть, тяжелые: она видела пытки и страдания мужа, она подбадривала его, она просила его предпочесть смерть в вере жизни без Христа. В Житии святых рассказано о великой любви Наталии и Адриана, которые считаются одними из покровителей семейной жизни. Поэтому и имена их, как и святых Петра и Февронии, обычно упоминаются в неразрывной связке. За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. В этой книге будет также рассказано о святых Наталиях – новомученицах российских.






Священное Писание хвалит Иосию за то, что он оказал почтение гробам и костям пророков (см.: 4 Цар. 23, 16; 3 Цар. 13, 2, 29–31). Сами кости святых получают прославление (см.: Сир. 46, 14; 49, 12).

Через прикосновение к телу умершего пророка Елисея воскресает мертвец (см.: 4 Цар. 13, 21). Уходя из Египта, Моисей и сыны Израилевы взяли с собой мощи Иосифа и перенесли их в Сихем (см.: Исх. 13, 19).

Святитель Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и разместил их мощи в своей епархии по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Седьмой Вселенский собор (787) вынес определение: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных». Своим седьмым правилом Собор постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики строились на могилах мучеников, а на Западе мощи полагались при входе в храм или по ту или другую сторону алтаря.

При мощах совершаются чудеса: изгнание бесов, исцеление болезней. Для святителя Григория Богослова обычай почитания мощей мучеников и святых, существовавший в христианской Церкви с самого раннего времени, был подтверждением его учения об обожении как всецелом преображении человеческого естества, включая ум, душу и тело. Если святой – это человек, достигший обожения, то его останки должны быть местом Божественного присутствия. Нетление мощей святого, истечение из них благоуханного мира, исцеления, происходящие при помощи их, – все эти феномены, известные с ранних времен христианской Церкви до наших дней, красноречиво свидетельствуют о том, что тело человека является соучастником души в обожении.

Необычайно быстрым расцветом почитания святых отмечена история богослужения. Начиная с IV века идет постоянный и непрекращающийся процесс все большего и большего включения памятей святых в устав богослужения. В настоящее время не меньше половины всех литургических текстов Православной Церкви состоит из прославления святых.

Выделение тел мучеников особым литургическим почитанием подразумевало, что в мученике особым образом явился Христос, свидетельствующий через него Свою силу и победу над смертью. Следовательно, тело мученика есть свидетельство, оставленное Церкви, залог конечной победы Христа. Отсюда изначальная связь Евхаристии с днями памяти мучеников. Эта связь указывает не на «поминальный» характер этого первоначального прославления святых, а на веру первых христиан в то, что в мученичестве «засвидетельствовано» Царство Божие, пришедшее в силе, то есть новая жизнь, оказывающаяся сильнее смерти.

Почитание святых в ранней Церкви было выражением уверенности в том, что в теле мученика явлено присутствие Христа, засвидетельствованное в подвиге. Мученик своей смертью доказал силу новой жизни, дарованной ему Церковью, и своим предпочтением умереть для того, чтобы жить, – ее реальность… Совершая Евхаристию у гроба мученика, Церковь исповедует, являет свою принадлежность этой же новой жизни. Христиане были верны этой изначальной идее почитания святых мощей и тогда, когда кончилась эпоха гонений. Воздвигая храмы во имя святых, окружая святых почитанием, христиане не забыли о первичном смысле святости как самосвидетельства Церкви о себе.

Иными словами, все то развитие почитания святых, которое нашло свое выражение в соединении их гробниц с храмом, а позднее и с алтарем, связь между телом мученика и Евхаристией, – все это свидетельствует о развитии первоначального, исконного понимания места святых в Церкви и ее богослужении.

Развивается и ходатайственный характер почитания святых. И, опять-таки, он укоренен в предании ранней Церкви; в ней молитвы, обращенные к усопшим членам Церкви, были очень распространены, о чем свидетельствуют надписи катакомб. Но между этой ранней практикой и той, которая развивается постепенно начиная с IV века, есть существенная разница. Первоначально призывание усопших укоренено в вере в «общение святых» – молитвы обращены к любому усопшему, а не специально мученику. В новой жизни Церкви общение святых во Христе, их молитвы друг за друга, связь любви не нарушаются смертью, ибо во Христе нет мертвых, но все живы… Но очень существенная перемена происходит тогда, когда это призывание усопших сужается и начинает совершаться только по отношению к определенной категории усопших.

С IV века в Церкви возникает сначала бытовое, практическое, а затем уже и теоретическое, богословское восприятие святых как особых ходатаев перед Богом, как посредников между людьми и Богом.

В этом ходатайственном восприятии меняется первоначальный смысл почитания святых. В раннем предании мученик – это прежде всего свидетель новой жизни. Не только почитание его восходит ко Христу, к Его прославлению, но оно по существу своему есть проявление этой новой жизни, общение в ней с мучеником. Поэтому совершение Литургии включает в себя Евхаристию и чтение мученических актов или описание суда над ними и их смерти. Цель этого чтения в том, чтобы показать присутствие и действие Христа в мученике, то есть присутствие в нем «новой жизни», а не в том, чтобы особо «прославить» святого. Ибо слава, раскрывающаяся и явленная в мученике, есть слава Христа и слава Церкви. Мученик есть прежде всего пример, свидетельство, явление этой славы, и описание его подвига поэтому имеет дидактическое назначение.

Святой есть ходатай и помощник. «Здоровые, – пишет блаженный Феодорит Кирский, – просят [у него] сохранения здоровья, больные – исцеления. Бездетные просят детей у мучеников, и женщины призывают их, чтобы стать матерями…

Собирающиеся путешествовать хотят их к себе в спутники, а возвращающиеся им несут свою благодарность… К ним обращаются не как к богам, но как к божественным людям, прося их о ходатайстве…»

И в литургическом почитании ударение переходит на прославление силы святого, на описание и восхваление его чудес, на его отзывчивость и милосердие к обращающимся к нему. Форма торжественного восхваления и определила почти целиком литургические тексты, относящиеся к почитанию святых.

Чествование святых имеет целью приобщить верующих особой благодати святых, их покровительству и заступничеству перед Богом. Святой присутствует и как бы является в своих мощах или иконе, и любой христианин, просящий помощи и ходатайства у почитаемого святого, может их получить по вере своей через прикосновение к этим святыням.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Максимиан II Галерий – зять и соправитель императора Диоклетиана, впоследствии его преемник с 305 по 311 г.

2

Никомидия – столица восточной империи, великолепный город в области Вифании, на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии.

3

Византия – впоследствии знаменитый Константинополь, или Царьград; была сначала небольшой Мегарской колонией, основанной около 658 года до Рождества Христова и названной по имени ее основателя Визаса, выходца из греческого города Милета, подчиненного некогда персам.

4

Отвечая Пилату, Он говорит: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине (Ин. 18, 37).

5

Так, Адриан и Наталия, строго говоря, западные святые. Об этом свидетельствует, например, само имя Наталья (Наталия), образованное от латинского глагола nasci, nascere – рождаться (natalis: 1) родной, родимый, отчий, отечественный; 2) день рождения; место рождения, родина; бог, покровительствующий рождению; род, происхождение). Таким образом, значение имени Наталия – родная, рождественская.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святая Наталия"

Книги похожие на "Святая Наталия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Филимонова

Л. Филимонова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Филимонова - Святая Наталия"

Отзывы читателей о книге "Святая Наталия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.