» » » » Митрополит Иларион (Алфеев) - Главное таинство Церкви


Авторские права

Митрополит Иларион (Алфеев) - Главное таинство Церкви

Здесь можно купить и скачать "Митрополит Иларион (Алфеев) - Главное таинство Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Митрополит Иларион (Алфеев) - Главное таинство Церкви
Рейтинг:
Название:
Главное таинство Церкви
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-699-45661-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Главное таинство Церкви"

Описание и краткое содержание "Главное таинство Церкви" читать бесплатно онлайн.



Жизнь православного верующего невозможна без участия в таинствах Церкви. Новая книга митрополита Илариона – об этой основе христианской жизни: смысл главного богослужения Церкви, объяснение молитв, все о духовной жизни верующего.






По содержанию этот гимн, дата происхождения которого неизвестна (в рукописях он появляется не ранее X века[49]), является комментарием к последней фразе Херувимской песни: «ангельскими невидимо дориносима чинми». В обоих песнопениях подчеркивается символизм великого входа как шествия, в котором участвует Христос в сопровождении ангелов. Из текста Херувимской песни не явствует, что речь идет о крестной жертве Спасителя, однако текст великосубботнего гимна явным образом указывает на то, что Христос «приходит заклатися и датися в снедь верным». Евхаристическое жертвоприношение, таким образом, воспринимается как воспоминание о крестной жертве Спасителя, а великий вход символизирует шествие Христа на страдание. Данный символизм не следует воспринимать буквально: великий вход – не «инсценировка» Входа Господня в Иерусалим или шествия Христа на Голгофу. Это напоминание не о конкретном событии из жизни Христа, а о смысле Его пришествия в мир – о том, что Он воплотился и принес Себя в жертву, чтобы стать «хлебом жизни» для верующих в Него.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См.: Иустин. 1-я Апология 65.

2

См.: Ириней Лионский. Против ересей 5, 1, 3; Иоанн Златоуст. Беседы на святого Матфея-Евангелиста 82, 2 (Творения. Т. 7. Кн. 2. С. 821).

3

См.: Апостольское правило 3.

4

В частности, митрополит Московский Макарий (1542–1563) допускал совершение Литургии на вишневой наливке. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов также разрешил в исключительных случаях заменять вино соками, что позволило новомученикам и исповедникам совершать Евхаристию в тюрьмах и концентрационных лагерях. См.: Неклюдов, Ткаченко. Вино. С. 519–520.

5

О пророках см.: Афанасьев. Церковь Духа Святого. С. 124–135.

6

Иустин Философ. 1-я Апология 67.

7

Dix. The Shape of the Liturgy, 304.

8

См.: Богослужение. ПЭ V. С. 539.

9

В Русской Православной Церкви эта Литургия совершается, например, в Успенском соборе Будапешта.

10

См.: Прокл Константинопольский. Слово о предании. PG 65, 850 B – 852 C.

11

Последнего мнения придерживался, например, св. Марк Ефесский. См. его «Сочинение о том, что не только произношением слов Спасителя освящаются Божественные Дары» (гл. 4) в кн.: Амвросий (Погодин). Марк Ефесский и Флорентийская уния. С. 297.

12

В некоторых приходах Русской, Болгарской и Сербской Православных Церквей автору настоящих строк приходилось участвовать в Литургиях, на которых не причащался никто из мирян. В этом случае чаша выносилась на амвон со словами «Со страхом Божиим и верою приступите» и тут же уносилась обратно. Нет ничего более порочного и противоречащего всему духу и смыслу Литургии, чем заведомое лишение всех присутствующих мирян причащения, какими бы соображениями оно ни оправдывалось.

13

В латинской Церкви используется пресный хлеб.

14

Все плоды, приносимые Богу, должны иметь естественное, а не искусственное происхождение. Недопустимо добавление сахара или спирта в евхаристическое вино. В этом смысле кагор, часто употребляемый за Литургией в православных храмах, не соответствует каноническим требованиям.

15

Греческая практика поминовения святых отличается от русской в том, что поминовение начинается не с Иоанна Предтечи, а с ангельских чинов.

16

Антоний (Булатович). Апология. С. 88–89.

17

См.: Шмеман. Евхаристия. С. 43, 53.

18

См.: Успенский. Том II. С. 71.

19

См.: Иоанн Златоуст. Беседа 9, О покаянии и о тех, кто оставляет собрания. (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 389).

20

Царскими вратами в византийском обиходе назывался вход в храм, а не вход в алтарь.

21

Тафт. Византийский церковный обряд. С. 46–47.

22

См.: Максим Исповедник. Мистагогия 8.

23

В дни памяти святых – «во святых дивен Сый», в богородичные праздники – «молитвами Богородицы». Вставка «молитвами Богородицы» отсутствует в церковном уставе и в греческой практике; она имеется только в русской практике.

24

Греческие слова «Ис полла эти, дэспота» означают «На многая лета, владыко». Они поются неоднократно за архиерейским богослужением – как правило, после того как архиерей благословит народ, или после совершения архиереем каких-либо священнодействий.

25

Под «трисвятым гласом» здесь понимается славословие «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3).

26

Под «трисвятой песнью» здесь понимается молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

27

См.: Печатнов. Божественная Литургия. С. 122–123.

28

Дамаскин ссылается на «Хронику» Иоанна Малалы, составленную при императоре Юстиниане I.

29

См.: Иоанн Дамаскин. Точное изложение 3, 10.

30

См., в частности: Успенский. Том II. С. 60.

31

Православная традиция рассматривает Трисвятое как молитву, адресованную трем Лицам Святой Троицы: «Святый Боже» относится к Богу Отцу, «Святый Крепкий» к Сыну, «Святый Безсмертный» к Святому Духу. Однако в эпоху после Халкидонского собора монофизиты предприняли попытку изменить молитву так, чтобы она звучала как обращенная к Иисусу Христу. Для этого антиохийский патриарх Петр Гнафевс после «Святый Безсмертный» добавил «распныйся за ны». В этой добавке православные усмотрели скрытое монофизитское представление о том, что человеческая природа во Христе была полностью поглощена божественной. Петр Гнафевс был низложен, а «богохульная добавка» осуждена сначала несколькими поместными соборами, а потом и 81-м правилом VI Вселенского собора. В богослужении дохалкидонских Церквей эта добавка, однако, употребляется и поныне.

32

В греческой практике священник в таком случае стоит в царских вратах и обращен лицом к народу. В русской практике священники нередко читают Евангелие, стоя перед престолом лицом к востоку, по книге, лежащей на престоле. Чтение Евангелия священником лицом к народу более соответствует смыслу Евангелия как слова, обращенного к пастве, а не к Богу.

33

См.: Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4. PG 62, 322–323. (Творения. Т. 11. Кн. 1. С. 383–384).

34

В некоторых городских приходах Русской Церкви чтение записок с именами за здравие и за упокой растягивается на 15–20 минут, а то и на полчаса. Эта порочная практика создает искусственную «паузу» в богослужении, заполняемую многократным пением «Господи помилуй». Здравый смысл подсказывает, что число имен, произносимых вслух, не должно превышать нескольких десятков.

35

В современной греческой приходской практике за чтением Евангелия может следовать возглас «Яко да под державою» и Херувимская песнь, либо сугубая ектения, завершающаяся возгласом «Яко да под державою». Таким образом, ектения об оглашенных и две последующие ектении верных опускаются.

36

То есть Евхаристию.

37

См.: Литургия Василия Великого. Молитва верных первая.

38

См.: Литургия Василия Великого. Молитва верных вторая.

39

См.: Литургия Иоанна Златоуста. Молитва верных первая.

40

См.: Литургия Иоанна Златоуста. Молитва верных вторая.

41

Юстиниан. Новелла 174, 6. Цит. по: Успенский. Том II. С. 348.

42

Она встречается в ватиканском кодексе Barberini Gr. 336, находящемся в Византийской библиотеке и датируемом концом VIII века.

43

Литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста. Молитва Херувимской песни.

44

К Иисусу Христу обращены только молитвы, читаемые в конце Литургии, перед причащением и после него «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш» и «Исполнение закона и пророков» (а на Литургии Василия Великого – «Исполнися и совершися»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Главное таинство Церкви"

Книги похожие на "Главное таинство Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Митрополит Иларион (Алфеев)

Митрополит Иларион (Алфеев) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Митрополит Иларион (Алфеев) - Главное таинство Церкви"

Отзывы читателей о книге "Главное таинство Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.