» » » » Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней - О воспитании детей


Авторские права

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней - О воспитании детей

Здесь можно купить и скачать "Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней - О воспитании детей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней  - О воспитании детей
Рейтинг:
Название:
О воспитании детей
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-91362-206-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О воспитании детей"

Описание и краткое содержание "О воспитании детей" читать бесплатно онлайн.



Иерарх Русской Православной Церкви, преосвященный Ириней (Харисим Михайлович Орда, 1837 – 1904), был замечательным духовным писателем, редактором и переводчиком. Особое внимание в своих трудах он уделял проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения.

В поучениях, опубликованных в этом сборнике, епископ Ириней рассматривает вопросы развития у детей добродетелей и искоренения пороков. Труды владыки, его мудрые мысли и советы, несмотря на свою давность, актуальны и поныне.






Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский

О воспитании детей

По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия

Текст печатается по изданию: «Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского». – Екатеринбург, 1901.

Поучение о том, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста

Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их

(Сир. 7, 25)

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, – сказал он своему авве, – ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но легко совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл дастся такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как «чему тонкое детство обучено бывает», (к чему привык человек с малых лет), того и «дряхлая старость неудобь оставляет» (того и глубокая старость нелегко оставляет).[1] Поэтому Премудрый учит: Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их (Сир. 7, 25).

Немногие ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых, даже по-своему благочестивых и добрых, родителей дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них характером. Одну из главных причин этого нужно видеть в самих родителях. Многие часто бывают или вообще беспечны к религиозно-нравственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются неосмысленной любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к предостережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых советов. Когда же затем детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно.

Полезным нахожу выяснить вам, слушатели, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста. Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влияние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток, и он показывается наружу. Так и с ребенком, который является на свет, как зерно, имеющее постепенно расти и расти. Известно, далее, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Телесный рост идет быстро и сильно, но еще больше душевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются определенные понятия, оно учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, оно получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учится различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего ребенка. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, – то они должны начинать это воспитание с самого раннего возраста.

Но кто же не знает, как многие родители безответно согрешают в этом! Они совсем даже как будто не знают, что дитя можно и должно воспитывать едва ли не с пеленок. Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на ребенка, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды, и прочее, а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел», в сущности, – упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их; тогда они решаются приступить к воспитанию своего баловника! Но, любезные родители, теперь уже поздно: «деревце» слишком велико стало.

Другие родители не меньше также погрешают, исходя из ложных, усвоенных в некоторых слоях общества, понятий о воспитании. Господствующие неправильные понятия, укоренившись в головах родителей, тем труднее могут быть устранены, что они служат, с одной стороны, – к оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой, – к прикрытию их опущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это дети, – говорят нежные родители, и разве можно строго смотреть на их недостатки?». Такими и подобными суждениями обыкновенно извиняются все детские поступки. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Да притом же: дает ли детский или юношеский возраст право на зло? И разумно ли оставлять без внимания злой проступок потому только, что его совершает дитя? Когда в доме начинается пожар, то заметивший его не говорит: «Ах, это показался только огонёк!» – но изо всех сил взывает о помощи. Неужели же спокойно смотреть нам на детей наших, когда в них начинает полыхать огонь страстей, угрожающий временной и вечной погибелью? «С годами и ум придет, – говорят также не совсем умные родители, – ребенок станет рассуждать и сам поймет, что хорошо, что дурно!» – Увы, какое это пагубное заблуждение! Рассудок – обоюдоострый меч: его можно направить к добру и злу. И притом познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому-то навыку с самого детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы познанное рассудком добро он делал силою воли. Без надлежащего, с детства начинающегося воспитания рассудок очень опасный дар. Замечают, что в тюрьмах и острогах сидит много людей с большим умом; почему же сидят они там? Вероятно, потому, что разум у них «пришел с годами»!.. О, не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным. И при большом уме, но без своевременного в детстве доброго воспитания мало добра, так как человек, по свидетельству Слова Божия, от юности склонен ко злу (см: Быт. 8, 21).

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение в воспитании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: «нельзя же требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!» – Но отчего же и нет? Разве не был в детском и отроческом возрасте давший образ нам, чтоб и мы Ему последовали Господь Иисус Христос? Разве не говорится в Евангелии, что в детстве и отрочестве Он преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52; см: ст. 40). Разве мало сказаний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19,14), и еще: горе тому, кто соблазнит одного из малых (ср.: Мф. 18, 6), то есть соблазнит на грех, – то следует ли отсюда, что в детях невозможны добродетели? – Нет, Спаситель говорит так потому, что добродетель в детском возрасте бескорыстнее и чище и что Он хочет, чтоб она обитала во всех детских сердцах. Поэтому и говорю я: горе тем родителям, которые беззаботны в насаждении в душах детей своих добрых навыков, доброго нравственного настроения с самого юного возраста. Они ответят за это пред Богом. Нет для родителей никакого извинения, если они не радели о воспитании своих детей. Возможно воспитывать самое маленькое дитя, а потому и должно.

Поэтому вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла; и самое малое дитя имеет уже свои недостатки и пороки – печальное наследство от прародительского греха, – сначала бессознательные, а потом и сознательные. Так например, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что криком и плачем своим он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается. То же бывает и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей жизни его обнаруживаются во всей своей силе: зародыши их были уже в самом раннем возрасте. Так, об одном из самых жесточайших гонителей христиан (Домициане) читаем, что он, еще будучи мальчиком, любил мучить и убивать мух, потом и других животных. Жестокость, значит, была в нем с детства. Поэтому-то и нужно начинать воспитание с раннего возраста. Замечайте склонности ребенка, и что найдете в нем нехорошего, «вырывайте» добрым воспитанием все недоброе. Садовник своевременно обрезает на дереве дикие побеги; то же должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце ребенка можно сравнить с садом, а родителей – с приставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад – сердца своих детей – от бурьяна и плевелов греха и греховных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце как бы зарастет пороками, тогда им уже не совладать с сорняками. «Ты жалуешься, говорит святитель Иоанн Златоуст, на необузданность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был еще очень юн, научить его порядку, приучить к обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать терние, еще не сильно вкоренившееся; тогда страсти детей нерадением твоим не были бы столь непреодолимы!».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О воспитании детей"

Книги похожие на "О воспитании детей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней - О воспитании детей"

Отзывы читателей о книге "О воспитании детей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.