» » » » Наталья Меркулова - Конституционная экономика для школ: учебное пособие


Авторские права

Наталья Меркулова - Конституционная экономика для школ: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Наталья Меркулова - Конституционная экономика для школ: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Меркулова - Конституционная экономика для школ: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Конституционная экономика для школ: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-7205-0680-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конституционная экономика для школ: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Конституционная экономика для школ: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие рекомендуется в качестве факультативного курса для изучения в старших классах общеобразовательных и профильных школ, а также в качестве дополнительной литературы для студентов первых курсов неэкономических и неюридических вузов. Конституционная экономика уже несколько лет преподается в более чем ста школах города Москвы.

Эта работа представляет собой комплексное исследование вопросов конституционной экономики совместными усилиями российских юристов и экономистов. В пособии подробно рассматриваются конституционные основы экономической системы общества: принцип разделения властей, основные права и свободы человека, вопросы собственности, федеративного устройства, организации налоговой системы и бюджетного устройства; освещаются основные методы проведения валютной политики, организация и функционирование банковской системы, роль и место Центрального банка в осуществлении кредитно-денежной политики государства.






Например, до Рузвельта государство практически не помогало безработным. Рузвельт развернул по всей стране масштабные общественные работы по строительству дорог, мостов и т. п., финансируемые за счет государства. Это позволило обеспечить работой множество людей, которых не могли нанять частные предприятия. В отличие от гитлеровской Германии участие в таких работах было сугубо добровольным. Впервые в истории Америки были заложены основы разветвленной государственной системы социальной защиты населения и помощи бедным. Чтобы восстановить доверие к банковской системе, Рузвельт ввел обязательное страхование банковских вкладов[8]. Все действовавшие в стране банки подверглись государственной проверке, а потом право продолжения своей деятельности получили только те из них, которые обладали достаточной финансовой устойчивостью. Были созданы новые органы по управлению экономикой (например, Комиссия по ценным бумагам и биржам), а полномочия уже существующих органов были расширены. Например, Федеральная резервная система (аналог центрального банка) стала предписывать, какую денежную сумму каждый банк должен зарезервировать в ней в качестве «неприкосновенного запаса», обеспечивающего его обязательства перед вкладчиками и другими лицами.

В отличие от Германии в США под предлогом борьбы с экономическим кризисом не ограничивались закрепленные Конституцией права: свобода слова, свобода передвижения, неприкосновенность собственности. Парламент и судебная система оставались независимыми. В частности, Верховный суд США в 1935–1936 гг. объявил неконституционными 11 законов, принятых по инициативе Рузвельта. Суд указал, что они выходят за рамки, установленные Конституцией. К числу таких законов относился, например, Закон о восстановлении промышленности, который с самого начала принимался как чрезвычайный и временный. В соответствии с этим Законом, ассоциации предпринимателей разрабатывали «кодексы честной конкуренции», которые потом представлялись президенту для утверждения. Утвержденные кодексы приобретали силу закона. Таким образом, их соблюдение было не добровольным, а обязательным. Кодексы фиксировали определенные нормы производства и сбыта, устанавливали уровень товарных цен и регулировали иные вопросы, которые до этого решались предпринимателями по собственному усмотрению. Признавая Закон неконституционным, Верховный суд отметил, что законодательная власть может осуществляться только парламентом (Конгрессом), а не Президентом единолично. В деле о другом законе Суд подверг сомнению конституционность положений, фиксирующих цены на товары. И Рузвельт был вынужден подчиниться этим решениям Суда, хотя отмененные законы составляли важный элемент его экономической политики.

Может показаться, что судебный контроль над законодательством и действиями президента только мешал проводить эффективную экономическую политику. Однако на самом деле он гарантировал, что государство, вмешиваясь в экономику, не нарушит конституционные права и свободы граждан – как предпринимателей, так и наемных работников. Сравнение экономической политики США и Германии в 30-е гг. убедительно показывает: решая одни и те же экономические проблемы, демократические и тоталитарные государства действуют по-разному. Там, где демократическое государство применяет меры стимулирования и поощрения (выплата компенсаций, льготное налогообложение и т. п.), тоталитарное государство принуждает и наказывает. Например, в то время как в Германии деятельность профсоюзов была запрещена, в США они получали все больше и больше прав. Когда в США необходимо было решить проблему перепроизводства сельскохозяйственной продукции, то фермерам за отказ от использования части своих земель государство выплачивало денежные компенсации. В тоталитарном государстве эта проблема наверняка была бы решена иначе, в принудительном порядке и под страхом наказания.

Пример США показывает, что государство может решать экономические проблемы в рамках демократических ограничений. Проведение различных государственных мер по улучшению экономической ситуации в демократических условиях дает лучшие результаты и в долгосрочной перспективе. Предоставление главе государства широкой, неограниченной власти и диктаторских полномочий не является необходимым условием для преодоления экономического кризиса.


Вопросы:

1. Как различаются государства по стилю управления?

2. В чем отличие демократического и тоталитарного государства?

3. Какие политические и социальные последствия экономического кризиса 1929 г. наблюдались в США и Европе?

§ 8. Государство как гарант прав и свобод граждан

Государство должно защищать право всех граждан на достойный уровень жизни в не меньшей степени, чем оно защищает их личные и политические права. Президент Рузвельт говорил по этому поводу: «…свобода не может существовать только наполовину. Если гражданину гарантированы равные возможности в процессе выборов, то он должен иметь соответствующие возможности и в экономической сфере»[9].

Эти идеи нашли свое отражение в конституциях государств, принятых уже после Второй мировой войны. Вопросы экономики рассматриваются в них самым тщательным и подробным образом. Более того, им посвящаются отдельные разделы либо части конституций. Экономическим отношениям посвящена глава третья части первой Конституции Италии; финансам – глава десятая Основного закона ФРГ; налогообложению и управлению финансами – глава шестая Конституции Греции; экономической организации общества – часть вторая Конституции Португалии. Традиционные принципы свободы экономической деятельности и защиты собственности сочетаются в них с признанием социальной функции государства и необходимости более активного вмешательства государства в рыночную экономику, если это необходимо для исправления ее изъянов. Современные конституции обращают внимание также на то, что собственность не только предоставляет блага, но и обязывает. Владение, пользование и распоряжение ею не должно наносить вред другим людям и обществу. Напротив, она должна служить не только благу самого собственника, но и общественно полезным целям.

Так, в Конституции ФРГ записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить на благо общества». Конституция Японии провозглашает, что «право собственности определяется законом в соответствии с интересами общественного благосостояния». Конституция Италии указывает: «Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения, пользование ею и границы ее действия с целью обеспечить ее социальную функцию и сделать доступной для всех».

Примером того, какие обязанности теперь возлагаются на государства в социальной сфере, может служить Конституция Испании. В соответствии с ней государство обязано обеспечить правовую и экономическую защиту семьи, поддерживать государственную систему помощи неимущим и общественное здравоохранение, охранять окружающую среду и контролировать рациональное использование природных ресурсов. Особое внимание уделяется защите прав потребителей. В обмен на это Конституция признает право государства на экономическую деятельность, создание государственных монополий и участие в управлении предприятиями. Упоминается даже право государства планировать «общую экономическую деятельность». Но такое планирование означает установление общих ориентиров экономического развития страны. В современном мире это неизбежно и необходимо. Речь ни в коем случае не идет о той мелочной опеке, которой подвергают предприятия тоталитарные государства, точно предписывая, сколько производить, кому продавать и по какой цене.

Старые конституции тоже учитывают современные тенденции. В них либо вносят поправки (например, Бельгия), либо дают новое судебное толкование имеющимся положениям, приспосабливая их к современным экономическим условиям (США, Австралия).

Международное сотрудничество государств, создание международных союзов приводят к тому, что экономические права граждан и принципы государственного управления экономикой провозглашаются в международных договорах. Например, существует Международная организация труда. В ее рамках заключаются договоры, которые регулируют необходимый уровень трудовых прав, которые должны обеспечить государства-члены своим гражданам: право на объединение в профсоюзы, право на безопасные условия труда в различных отраслях, льготы работающим женщинам и т. п. Страны Европы создали Европейский Союз, внутри которого ликвидированы экономические барьеры и даже введена единая валюта – евро. Экономическое единство в том числе подразумевает, что во всех странах, входящих в Союз, должны соблюдаться единые стандарты в сфере защиты окружающей среды, прав потребителей, социальной защиты и т. п. В рамках Евросоюза действуют Европейский парламент и иные органы, которые издают директивы, посвященные названным вопросам. Положения договоров, заключенных государствами – участниками Евросоюза, нормативных актов, принимаемых органами Евросоюза, обязательны для всех государств-участников, проживающих в них лиц и действующих на их территории компаний. Эти положения включаются в национальное законодательство государств-участников или иным образом учитываются при осуществлении соответствующей политики. Если какое-либо государство не выполняет требования, установленные Евросоюзом, и тем самым ущемляет права конкретного гражданина или организации, они могут обратиться с иском в специальный суд.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конституционная экономика для школ: учебное пособие"

Книги похожие на "Конституционная экономика для школ: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Меркулова

Наталья Меркулова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Меркулова - Конституционная экономика для школ: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Конституционная экономика для школ: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.