» » » Коллектив авторов - Словарь Л. С. Выготского


Авторские права

Коллектив авторов - Словарь Л. С. Выготского

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Словарь Л. С. Выготского" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Литагент НПФ «Смысл»52a3c212-3139-11e1-aac2-5924aae99221, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Словарь Л. С. Выготского
Рейтинг:
Название:
Словарь Л. С. Выготского
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
5-89357-169-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь Л. С. Выготского"

Описание и краткое содержание "Словарь Л. С. Выготского" читать бесплатно онлайн.



Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского включает все определения психологических понятий, данные в его опубликованных работах, а также фрагменты его текстов, где дается развернутая интерпретация таких понятий.

Словарь рассчитан на широкий круг специалистов-гуманитариев, в особенности психологов (научных работников, преподавателей, практиков), в том числе студентов и аспирантов.






Активность детской речи является только отражением общей активности этого возраста. <...> наичаще в детском рассказе встречаются действия, реже предметы и во много раз реже признаки предметов. (11.1, 54)

Актуализация

... переход какого-либо инстинкта, врожденной наклонности, предрасположения из потенциального в актуальное состояние, особая форма реакции, при которой раздражение или стимул служат только поводом или толчком для обнаружения потенциально созревшего акта или поступка. (12.1, 15)

См. Реакция

Актуальный

... проявляющийся в действии в отличие от потенциального, т.е. обладающего действенностью в возможности. (12.1, 15)

Анализ

Метод анализа в естественных науках и в каузальной психологии состоит в изучении одного явления, типичного представителя целого рода, и выведения отсюда положения обо всем роде. <...> Анализ принципиально не противоположен индукции, а родствен ей: он есть высшая ее форма, отрицающая ее сущность (многократность) <...>. Он лежит в основе всякого эксперимента; всякий эксперимент есть анализ в действии, как всякий анализ есть эксперимент в мысли, поэтому правильно было бы назвать его экспериментальным методом. <...> Анализ есть применение методологии к познанию факта, т.е. оценка применяемого метода и смысла полученных явлений. В этом смысле можно сказать, что анализ всегда присущ исследованию, иначе индукция превратилась бы в регистрацию. (1.1.15, 402, 403, 408) Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, то есть вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его. (30.1, 8)

См. Метод, Эксперимент

Аномальный ребенок

При изучении аномального ребенка один дефект еще ничего не говорит психологу, пока вы не обозначите степени компенсации этого дефекта. <...> У отсталого ребенка сама по себе та или иная функция, скажем память, оказывается довольно высокой, но беда в том, что умение владеть ею у ребенка ничтожно. (1.5.5, 148)

См. Дефект

Ассоциация

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов <...> эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. (11.1, 23)

См. Воображение

Афазия

При распаде единства речи и действия мы замечаем обратное движение – переход человека от высших форм к более низким. Интеллектуальные процессы у человека с нарушенными символическими функциями, т.е. у афазика, ведут не просто к снижению функции практического интеллекта или затруднению в ее реализации, но представляют собой обнажение <...> более примитивного уровня поведения.

<...> Первое, что бросается в глаза, когда наблюдаешь афазика, – его необычайное замешательство. <...> Нет и намека на сколько-нибудь сложное планирование решения задачи. Создание предварительного намерения и его последовательная систематическая реализация абсолютно недоступны для такого больного. Каждый стимул, возникающий в ситуации и привлекший внимание афазика, вызывает импульсивную попытку непосредственно ответить соответствующей реакцией без учета ситуации и решения в целом. <...>

Иногда действия задерживаются и приобретают рудиментарную форму, иногда превращаются в сложные и неорганизованные массивы практических действий. Если ситуация сложна и может быть выполнена лишь посредством последовательной системы предварительно спланированных операций, афазик <...> оказывается совершенно беспомощным. В более простых случаях он решает задачу при помощи простых симультанных комбинаций в пределах зрительного поля. (1.6.1, 25)

Трудно представить себе более ярко общий распад высших психических функций при нарушении речевой символики, чем при афазии. Поражение речи сопровождается здесь и выпадением (или значительным нарушением) знаковых операций; однако это выпадение отнюдь не проистекает как изолированный моносимптом, но влечет за собой общие и глубочайшие нарушения в деятельности всех высших психических систем <...> Афазик, у которого выпадают высшие знаковые операции, в практических действиях подчинен элементарным законам оптического поля. <...> Резкие изменения характерны для активной деятельности афазика, которая возвращается к примитивной нераздельности сенсорной и моторной сфер: непосредственное моторное проявление импульсов с невозможностью задержать свое действие и образовать отсроченное во времени намерение, неумение трансформировать с помощью перемещения внимания раз возникший образ, полная неспособность в рассуждении и действии отвлечься от осмысленных и привычных структур; возвращение к примитивным формам отображающего подражания – вот те глубочайшие последствия, которые связаны с поражением высших символических систем. (1.6.1, 25)

См. Высшие психические функции, Практический интеллект, Речь

Аффективное восприятие

Первоначально выделяется в раннем детстве одна группа функций, еще сама недостаточно дифференцированная внутри себя, которая занимает главенствующее место по отношению ко всем остальным функциям. Какая это функция? <...> Аффективное восприятие <...> В центре стоит восприятие, непосредственно связанное с эмоцией, а все остальные деятельности уже начинают действовать только через восприятие. (7.1, 104)

См. Восприятие

Аффективное противоречие

Момент невозможности, противоречия есть необходимое условие при построении произведения искусства.

(Оно) развивается в двух противоположных эмоциональных планах <...> Два плана поддержаны и изображены всей силой поэтического приема, т.е. существуют не только как противоречие логическое, но <...> как противоречие аффективное – переживания читателя <...> есть в основе своей переживание противоположных чувств, развивающихся с равной силой, но совершенно вместе. <...> Аффективное противоречие, вызываемое этими двумя планами <...>, есть истинная психологическая основа нашей эстетической реакции. <...>

В художественном произведении всегда заложено некоторое противоречие, некоторое несоответствие между материалом и формой, автор подбирает как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал, который оказывает сопротивление своими свойствами всем стараниям автора сказать то, что он сказать хочет. <...> И то формальное, которое автор придает этому материалу, направлено не на то, чтобы вскрыть свойства, заложенные в самом материале <...>, а как раз в обратную сторону: к тому, чтобы преодолеть эти свойства. <...>

См. Переживание

Вербализм

Вербализм – это употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым. (1.5.12, 213)

См. Значение

Влечение

Следует различать два рода влечений. Один <...> это эрос в широком смысле, сексуальное влечение, включающее в себя не только половое влечение во всем его многообразии, но и весь инстинкт самосохранения; это – влечение к жизни. Другой род влечений, типическим примером которых следует считать садизм, может быть обозначен как влечение к смерти. Задачей этого влечения является, как говорит Фрейд <...>, возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние, т.е. его цель – «восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни», вернуть жизнь к неорганическому состоянию материи. (28.1, 31)

Внешний знак

Примитивный человек, стоящий перед задачей, превосходящей естественные силы его памяти, прибегает к бумаге, прибегает к пальцам, к созданию внешних знаков. Он пытается воздействовать на свою память извне. Внутренние процессы запоминания он организует извне, заменяя внутренние операции внешней деятельностью, которая наиболее легко поддается его власти. Организуя эту внешнюю деятельность, он овладевает своей памятью при помощи знаков. В этом сказывается существенное отличие человеческой памяти от памяти животного. (9.1, 111)

См. Знак, Память.

Внимание

С реактологической точки зрения внимание следует понимать не иначе, как известную систему реакций установки, т.е. таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности. (3.1, 145) Благодаря ритмичности нашего внимания мы склонны вносить ритм и приписывать его всем внешним раздражениям независимо от того, обладают они на самом деле или нет. Иначе говоря, мы воспринимаем мир не в его расчлененном, хаотическом виде, но как связанное и ритмическое целое, объединяя более мелкие элементы в группы, группы в новые, большие образования. (3.1, 147 – 148) <...> внимания как особого единого акта не существует. Существует столько вниманий, сколько деятельностей. Внимание есть регулирующая сторона каждой реакции. Оно выражается в ее доминантности, в целом ряде вспомогательных и сопутствующих реакций установки и т.д. (13.1, 124)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь Л. С. Выготского"

Книги похожие на "Словарь Л. С. Выготского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Словарь Л. С. Выготского"

Отзывы читателей о книге "Словарь Л. С. Выготского", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.