» » » Владимир Рохмистров - Православие. Основные понятия


Авторские права

Владимир Рохмистров - Православие. Основные понятия

Здесь можно купить и скачать "Владимир Рохмистров - Православие. Основные понятия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Православие. Основные понятия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православие. Основные понятия"

Описание и краткое содержание "Православие. Основные понятия" читать бесплатно онлайн.



«В дореволюционной России вполне достаточное представление о православной вере имели, пожалуй, все. Даже дети той эпохи могли в этом отношении многому научить сегодняшних взрослых; Закон Божий изучали в гимназиях, реальных училищах и даже церковно-приходских школах. Сейчас же подавляющее большинство узнает о православной вере и Церкви, прежде всего, от что-то где-то слышавших родственников и знакомых или от прихожан, охотно дающих советы о том, как и что делать в церкви. К сожалению, эта информация и эти советы часто не соответствуют действительности и не всегда отвечают требованиям религиозных обрядов. А между тем, интерес к религии вообще и, прежде всего, к православию в нашей стране в последнее время значительно возрос…

… словарь этот может оказаться весьма полезным и любому православному человеку как справочник, содержащий объяснение главных понятий, описание основных служб, тексты основных молитв, расписание постов, и даты православных религиозных праздников…»






Однажды к деве Марии, с детства посвятившей себя Богу, явился архангел Гавриил с благой вестью, что она станет матерью Спасителя. “Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется сыном Божиим” (Лк. 1: 26–35).

В этот день “птица гнезда не вьет, девица косы не заплетает”; день Благовещения – это праздник совершенного покоя и свободы от дел. Богослужение этого дня – утреня и Божественная литургия – многократно провозглашают радостную весть о спасении человечества рождением у девы Марии Спасителя. Особенность этого праздника – канон утрени, который имеет форму диалога между архангелом Гавриилом и Марией и подобие приветствия ей от самих верующих словами архангела (величание): “Архангельский глас вопиет Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!”. В этот день православные не только получают благую весть о спасении, но и сами прославляют Приснодеву, ставшую матерью Бога во плоти.

Обычно Благовещение приходится на Великий пост и форма его празднования меняется каждый год в зависимости ото дня, на который оно падает. Если оно выпадает на будний день поста (чаще всего), то литургия служится вечером вместе с вечерней, и ей предшествует день полного воздержания. Это единственное исключение, когда литургия Св. Иоанна Златоуста совершается в будний день Великого Поста.

БЛАГОДАТЬ. БЛАГОСТЬ БОГА. Одно из важнейших понятий православного вероучения. Бог не является творцом зла, а зло возникает в результате злоупотребления свободой, данной Богом своим созданиям. Например, как писал Иоанн Лествичник, Бог дал нам “семя для чадородия; а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие…” (26: 155).

Благостью Бога называется свойство Бога всегда сообщать своим тварям столько благ, сколько каждая из них готова принять. Именно эта благость Бога по различию свойств и проявлений имеет и различные названия. Она именуется милосердием Божиим, когда даруется бедствующим и нуждающимся; долготерпением, когда нисходит к грешникам, откладывая наказание их в надежде на обращение; милостью, когда нисходит, смягчая наказания за грехи; благодатью, когда даруется тем, кто не заслужил ее. Однако это не следует понимать так, что благодать дается кому попало и по чистому произволу – она дается только тем, кто чист сердцем и стремится к истине. “Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь” (1 Кор. 15: 9-10), – говорит апостол Павел.

Таким образом, благодать исходит из благости Бога и имеет, согласно христианским толкованиям, три значения. Во-первых, это сам Бог как единственный источник всякого блага. Во-вторых, это знак избрания Божья, и в-третьих, дар Божий, получаемый при участии в церковных таинствах. Благодать производит на человека два действия: укрепляет верующего телесно и духовно, помогая избавиться от недугов, и благословляет на приобретение и развитие тех или иных душевных и телесных способностей.

Благодать в христианстве сопоставляется с законом. “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа” (Ин. 1: 14, 16–17).

БОГОМЫСЛИЕ. Это размышление о Боге, в отличие от любой молитвы, являющееся созерцанием Его мира и Его дел. Обычно оно начинается медленным и внимательным чтением Библии и писаний отцов церкви или святых. Во время чтения человек старается всей силой мысли и воображения войти в то, о чем повествуется. Правда, можно читать или слушать, ничего не обдумывая, чтобы Слово Божье просто вошло в ум и сердце и принесло плоды свои со временем. В церкви этой цели служит псалмопение и вообще все церковные песнопения, когда отсекаются любые размышления, и сердца открываются Богу. Также существует вид богомыслия, совершаемый в молчании, без слов и даже образов, без всякой умственной деятельности, когда человек просто внемлет Богу в тишине на “божественном языке Царства Небесного”.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. Главное христианское богослужение – берет начало с Тайной вечери и заключается в принесении жертвы Господу хлебом и вином. Хлеб и вино – это тело и кровь Христа. Это богослужение совершается всегда в “день после Субботы”, символизируя одновременно первый и последний день творения или “восьмой день”, как он называется в Священном Предании, – день Воскресения Христа из мертвых то есть – в воскресенье.

Кроме воскресений, божественная литургия служится также по праздничным дням, а в монастырях и больших соборах – ежедневно, кроме будних дней Великого поста. Литургия служится только один раз в день, и на нее должны собираться все члены общины во главе с пастырем, включая даже детей и младенцев; отсюда и традиционное православное определение Божественной литургии: “Всегда все, всегда вместе”. Также Божественную литургию можно назвать единым общим церковным таинством (не входит в семь таинств).

Две литургии названы именами Иоанна Златоуста и Василия Великого. Они были составлены в IV и V веках, во время жизни этих святых, но нынешнюю форму приобрели уже после IX века. Литургия Иоанна Златоуста исповедует Бога как совершенную и абсолютную Жизнь, Добро, Истину, Любовь, Премудрость, Знание, Единство, Чистоту, Радость, Простоту. «Бог неизреченен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый». И верующие во время Божественной литургии молятся: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш, Иже еси на небесех…» Литургия Василия Великого более пространная, она совершается вместе с вечерней. Читаются отрывки из книг Исхода, Иова, Исайи и Первого послания св. апостола Павла к Коринфянам (гл. 11). Кроме того, по будним дням Великого поста служится Литургия преждеосвященных даров, составленная в VI в. Григорием Двоесловом. Само освящение Даров в ней отсутствует, они освящаются на литургии в предыдущее воскресенье, отсюда и происходит название этого богослужения. Есть также Литургия Великой Субботы или пасхальная крещальная Литургия, которая служит для каждого христианина ежегодным переживанием собственной смерти и воскресения с Господом. В пасхальное воскресенье служится Пасхальная Литургия, перед началом которой священник торжественно читает «Пасхальное слово св. Иоанна Златоуста».

Божественная литургия состоит из трех частей: 1) проскомидия; 2) литургия оглашенных; 3) литургия верных.

Во время проскомидии псаломщик читает часы, то есть молитвы, составленные из псалмов. Для совершения литургии нужны пять просфор и вино. Верующие прихожане могут подавать свои просфоры, чтобы священник помянул также и их близких, живых и умерших. Вино берется красное виноградное и смешивается с водой. Обычно для этой цели служит кагор.

Литургия оглашенных приготовляет верующих к таинству причащения. Так она называется потому, что на нее допускаются все желающие, даже и те, кто еще не был крещен. Начинается литургия оглашенных с чтения ектений. После нескольких ектений и молитв священник торжественно выносит Евангелие из северных дверей и вносит его в алтарь через Царские врата. Это называется – Малый вход, он напоминает о выходе Иисуса Христа на проповедь. После Малого входа читается отрывок из посланий св. Апостолов, затем священник или дьякон выносит из Царских врат Евангелие и читает из него отрывок. Заканчивается литургия оглашенных ектеньей, в которой молятся за тех, кто еще не принял крещения, после чего оглашенные должны покинуть храм.

Литургия верных или Евхаристическая жертва, куда должны допускаться лишь те, кто был крещен и миропомазан, также начинается с чтения ектений, после которых поется песнь под названием “Херувимская”. Под эту песнь священник и дьякон торжественно переносят хлеб и вино через Царские врата с алтаря на престол. Это называется – Великий вход, он символизирует вход Иисуса Христа в Иерусалим. После Херувимской песни вновь читаются ектеньи, а затем поется Символ веры; обычно он поется всеми молящимися. После пения Символа веры происходит освящение даров; священник возглашает: “Благодарим Господа!” и, пока хор поет, читает про себя молитву. Затем священник вспоминает пришествие Спасителя, то, что он сделал и претерпел. Вспоминая о Тайной вечере, громко повторяет слова Спасителя о том, что хлеб будет его Телом, а вино – Кровью. Затем, вознося Святые дары вверх, священник возглашает: “Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся!” и просит Господа послать Св. Духа, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Спасителя. Хор в это время поет: “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимся, Боже наш”. Во время этого освящения даров Св. Духом все верующие кладут земные поклоны. Затем, после возгласа священника, поется песнь в честь Божьей Матери, и поминаются умершие и живые.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православие. Основные понятия"

Книги похожие на "Православие. Основные понятия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Рохмистров

Владимир Рохмистров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Рохмистров - Православие. Основные понятия"

Отзывы читателей о книге "Православие. Основные понятия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.