» » » » Роман Масленников - Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование


Авторские права

Роман Масленников - Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование

Здесь можно купить и скачать "Роман Масленников - Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Интернет. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование"

Описание и краткое содержание "Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование" читать бесплатно онлайн.



Спорим, вы никогда не смотрели на Интернет под философским углом? Вот как вы смотрите на него сейчас.

С потребительской целью – пожалуйста! Для быстрой справки о чем-то или о ком-то – сколько угодно! По досуговой нужде – разумеется, молчу-молчу.

А знаете ли Вы, что Интернет был предсказан еще Платоном? Да и у русских философов-космистов имелись на его счет кое-какие мнения.

В общем, если Вы желаете знать, в чем же Вы проводите большую часть своего рабочего дня, но и досуга тож, узнать подробности своего виртуального бытия – добро пожаловать в науку!

По прочтении данной книги, возможно, Вы измените свое отношение к Интернету. И совершенно точно, Вы измените отношение к себе.

Книга адресована молодым ученым, аспирантам, студентам. Всем пытливым умам, желающим знать, как обстоит дело в окружающем мире «на самом деле». А также всем, кто знает что такое «диал-ап» и помнит про времена ограничения доступа к Сети…

Чего не будет в данной книге? Соцсетей! Остановимся, пожалуй, на блогах. Но это не значит, что Вы не сможете провести экспертную оценку и этого сегмента Интернета с помощью предложенного философского инструментария и методологии.

P.S. (Кто убил Лору Палмер?) Причастен Интернет к «развалу» СССР? Ответ – под обложкой.






1) Под гуманизацией общества понимается развитие «человекомерных» факторов, утверждающих достоинство человека, его равноправие и даже приоритет по отношению к государству и другим крупным формам организации социальной жизни. Интернет быстро развивается в направлении «человекомерности» (личные сайты, блоги и т. п.), демонстрируя открытость человека или организации и готовность к свободному диалогу со всем сетевым миром и тем самым «подталкивая» социум к гуманизации и других – закрытых, «негуманизированных» сфер человеческой деятельности. В силу диалектики развития гуманизация сопровождается и отдельными всплесками «дегуманизации». Например, в виде возможности контроля каждого над каждым, которую предоставляет Сеть. Контроль подрывает традиционные основы частной жизни, исключая анонимность и интимность общения, позволяя «компетентным органам» постоянно следить за пользователем. В результате создатели Интернета проводят «мягкое насилие» над всем человечеством и могут организовать «полицейское» государство.


2) Интернет «уравнивается в правах» всех участников сетевого общества. Государство, компания, банк, индивид – все в принципе равны. Например, государственный аппарат в виде сайтов органов управления, Госдумы, суда вынужден общаться с посетителями виртуальных приемных. Развивается проект «электронное правительство». Поэтому Интернет вынуждает бюрократию демократизироваться, сокращая последние ресурсы иерархической власти – её закрытость, «сакральность», возможность обмана населения и манипулирования им.


3) Интернет стал самым доступным и открытым средством самовыражения. Свобода самовыражения – одна из важнейших ценностей Интернет-общества, способствующая продвижению России к гражданскому обществу и трансформации власти, её изменению в направлении к ослаблению властной иерархии, иерархии насилия и формированию «сетевой власти» в самоорганизующемся социуме.


4) Сетевой принцип организации основан на равноправии субъектов. В Интернете нет иерархии, нет «начальника» – все равны. И отдельный человек, и государство как субъекты равноправны. Обмен информацией, общение любых субъектов (от индивида до государства, ЕС, НАТО или ООН) персонифицируется и в конечном итоге сводится к обмену смыслами между человеком и человеком. Информация как «субстанция» Сети создаёт общество без «собственности», без приватной жизни – мир «МЫ», оставляя всё меньше места для чисто индивидуального, духовно-интимного, экзистенциального, «монадного» существования человека.


5) Под влиянием Интернета подвергаются концептуальным изменениям даже самые устойчивые и фундаментальные – мировоззренческие структуры, в том числе философские учения. Учения выходят за рамки субъект-объектной парадигмы и обретают, так сказать, субъект-объектный смысл, сближающий внешнее и внутреннее в сознании человека. В частности, понятие истины пересматривается вследствие совместного развития таких взаимосвязанных процессов как трансформация науки, глобализация, компьютеризация, интернетизация. Идеал объективной (бессубъектной) истины начал критиковаться ещё столетие назад, со времени возникновения специальной теории относительности и квантовой механики. В 21-м столетии философы пытаются сформулировать понятие истины в духе новой – постнеклассической науки (B.C. Стёпин). Её составляют синергетика, антропный принцип, виртуалистика, теория сложности. Их специфика в новом – человекомерном понимании знания – как единства субъекта и объекта. Возникает рациональность «сетевого» типа и соответствующее постнеклассическое понимание истины. Так методы исследования становятся всё более сетевыми, виртуальными. Например, за последние полвека натурные опыты в эмпирических науках оказались большей частью заменены компьютерными экспериментами.


Итак, книга представляет собой социально-философский, онтологический анализ Интернета. Этот вопрос не был до настоящего времени достаточно изучен в философской литературе. Выводы исследования имеют научно-практическое значение. Они могут быть использованы в преподавании курса социальной антропологии; онтологии и теории познания, касающихся современных форм бытия и познания; социальной философии, социологии, политологии, а также при разработке учебных программ и лекционных курсов, затрагивающих аспекты философских оснований информатики, виртуалистики, синергетики, теории сложности и постнеклассической науки в целом.


Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в 11 публикациях автора. Они доложены на I Международной междисциплинарной научной конференции «Идеи синергетики в естественных науках» (Тверь, 2005), 9-х Вавиловских чтениях (Йошкар-Ола, 2005); московских конференциях «Развитие России» (Институт бизнеса и политики, 2007) и «Демография и демографическая политика в современной России» (Институт проблемного анализа, 2007).


Тезисы данной работы были апробированы в издании Российского философского общества «Вестник РФО» на протяжении 2007–2009 гг. Кроме того в «Вестнике РФО» автор ведёт постоянную рубрику «Философия в Интернете», а также в российской блогосфере на базе специально созданного Интернет-сообщества «Интернет-философия», расположенного по адресу: http://communitv.liveioumal.com/inet_hilosophy/.

Глава 1. Интернет как новый феномен общественного бытия и предмет социально-философского анализа

1.1. Интернет как предмет социально-философской рефлексии

За время работы в Интернете у пользователей складываются различные мнение об этом феномене. Для кого-то Интернет является средством коммуникации, для кого-то источником знаний, бизнесом и т. д. Соответственно пользователи дают различные характеристики, раскрывающее то или иное свойство Сети. Например: «классная вещь», «помойка», «незаменимое средство общения», «океан», «хаос». Однако есть и «официальное определение», сформулированное 24 октября 1995 года Федеральным сетевым советом (FNC), обозначающее Интернет как глобальную информационная систему. Среди технических свойств нам будет интересно следующее ее свойство: «Интернет обеспечивает, использует или делает доступной, на общественной или частной основе, высокоуровневые сервисы, надстроенные над описанной здесь коммуникационной и иной связанной с ней инфраструктурой».


Вот как определялся Интернет в рамках проекта «ВикипедиЯ» (в 2009 году[10]), который является четким, контролируемым, объективным и претендующим на полноту порталом-справочником: «Интернет (пишется с прописной (заглавной) буквы, читается [интэрнэ́т], от англ. Internet) – всемирная система объединённых компьютерных сетей; образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть. В обиходе иногда говорят Инет». Заметим, что если сейчас слово Интернет употребляется в обиходе, то чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная через неё информация, а не сама физическая сеть. Свои определения предлагают «офф-лайновые»[11] словари, в частности, энциклопедия «История философии» (Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002):


«Интернет – феномен культуры, конституировавшийся в последней трети 20 в. на технологической основе общемировой системы компьютерных сетей и в определенном смысле представляющий собой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы. Интернет являет собой своего рода вариант гипермедиа, синтетически объединяющий как содержательно артикулированные феномены мультимедиа (вербальный текст, видеотекст, звуковой текст и т. п.), так и функционально артикулированный феномен гипертекста, т. е. разветвленную систему связей (ссылок) между текстами и документами мультимедиа».


Если в течение первых тридцати лет существования Интернет его возможности (электронная почта, файловые серверы, службы информационного поиска и т. п.) были использованы в основном в административной, военной и научной средах, то возникновение в 1993–1994 такой подсистемы Интернета, как WWW (от англ. World Wide Web – «всемирная паутина», автор концепции – Т. Бернерс-Ли, 1990), т. е. всемирно распределенной базы гипертекстовых документов, обеспечивающей максимальную доступность для пользователя мультимедийной информации, сделало Интернет одним из наиболее значимых социокультурных феноменов конца 20 века[12]. В самом деле, Интернет может быть охарактеризован как социокультурный феномен, фактически определяющий лицо как цивилизации, так и культуры конца 20 – начала 21 в.


Интересный этимологический анализ понятия Интернет провели М.А. Басин и И.И. Шилович[13]. Термин Internet переводится как «Международная сеть». Если мы посмотрим на близкие однокоренные слова «Inter» и «Net», а также на слова, ассоциативно связанные с ними, изучим их переводы, то обнаружим и подчеркнем интересные связи и зависимости. Основатель даосизма Лао-Цзы рекомендовал следующий прием познания сути вещей: «При установке порядка появились имена. Поскольку возникли имена, нужно знать предел их употребления. Знание предела позволяет избавиться от опасностей. Зная все имена, мы избавимся от такой опасности[14]». В результате такого подхода с использованием словаря мы оставили несколько слов, которые, по нашему мнению, позволят нам обогатить составленный образ. Аллегоричные переводы некоторых производных от слова Inter (всего их более 30) таковы: «взаимодействие, взаимосвязь» (interplay), «хоронить» (inter), «запрещать, воспрещать» (interdict), «внутренний; душевный, сокровенный» (internal), «вопрос, допрос, опросный лист» (interrogatory), «встреча, беседа, разговор (с глазу на глаз); интервью» (interview) и другие. Переводы слова Net (Сеть) столь же разноплановы: сеть, сети, тенета, западня; ловить сетями, расставлять сети (переносить); попасть в сетку (о мяче); плести сети; чистый доход, нетто (о весе, доходе).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование"

Книги похожие на "Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роман Масленников

Роман Масленников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роман Масленников - Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование"

Отзывы читателей о книге "Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.