Преподобный Феодор Студит - Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова" читать бесплатно онлайн.
Седьмой том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» посвящен эпистолярному, поэтическому, гимнографическому и гомилетическому наследию преподобного Феодора Студита (759–826). Данный том содержит в себе Письма, Творения гимнографические, включающие в себя тексты преподобного Феодора Студита из Постной Триоди, Октоиха и Минеи, Гимны (кондаки), Эпиграммы и Слова.
Открывает настоящее издание предисловие митрополита Омского и Таврического Владимира. В приложении помещен ряд древних текстов, имеющих важное значение и повествующих об эпохе, жизни и деятельности преподобного Феодора Студита.
Тексты трудов преподобного Феодора Студита сопровождаются богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями. В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, географический и предметный указатели. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, неравнодушного к святоотеческому наследию и его неотъемлемой составляющей – творениям преподобного Феодора Студита.
Это письмо и следующее (148) посланы из Метопы весной 816 г. – Ред.
692
В соответствие обетованию пророка Елисея сонамитянке (4 Цар. 4:16).
693
В ТФС отсутствует. – Ред.
694
Скорее всего, речь идет о спафарии Феодоре, которому адресовано следующее письмо (148). – Ред.
695
Послано из Метопы весной 816 г. – Ред.
696
Ср. предыдущее письмо. – Ред.
697
Письмо датируется летом 816 г. – Ред.
698
Император Анастасий I (491–518 гг.) сочувствовал монофизитам (в частности, в дворцовом храме Архангела в Трисвятое была сделана монофизитская вставка «распныйся за ны»); его обвиняли и в склонности к манихейству (согласно письменным источникам, манихейкой была его мать). См.: ODB. Vol. I. P. 86–87. – Ред.
699
Патриарх Никифор отказался поддержать иконоборческую политику императора Льва V Армянина и в марте 816 г. отправился в изгнание сначала в основанный им монастырь рядом с Хрисополем, а оттуда – в монастырь св. Феодора на о. Проконнис, где и скончался 2 июня 828 г. (см.: Lardiero C. J. The Critical Patriarchate… P. 138 sqq). – Ред.
700
Написано летом 816 г., после прибытия Никиты мандатора в Вониту. – Ред.
701
Никита мандатор (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 265). – Ред.
702
Минеей малой, Анфологионом, Трефологионом или Тропологионом называется Минея праздничная или цветная, в которую первоначально входили только избранные церковные песнопения. – Ред.
703
Имеется в виду «Райская лествица» преп. Иоанна Лествичника. – Ред.
704
Дометиану и Литоию. – Ред.
705
Это письмо и следующее (152) написаны летом 816 г. в Воните. – Ред.
706
Иоанн Грамматик, впоследствии патриарх Константинопольский (834–843 гг.).
707
Лукиан и Ипатий. См. письмо 150. – Ред.
708
В ТФС: «преломленная труба». – Ред.
709
В ТФС отсутствует. – Ред.
710
В ТФС: «Бог». – Ред.
711
Видимо, речь идет о Слове в честь Богородицы. См. следующее письмо (153). – Ред.
712
Речь идет о студитах Гаиане и Зосиме, о кончине которых мы узнаем из письма 153. – Ред.
713
В ТФС: «соблюдающих в словах осторожность». – Ред.
714
Дометиану, Литоию и Игнатию. – Ред.
715
Написано летом 816 г. в Воните. – Ред.
716
Имеется в виду не непосредственная встреча Навкратия со св. Феодором, а посещение «через письма». – Ред.
717
О монашеском братстве как едином теле см.: Преп. Феодор Студит. Творения. Т. 1. С. 226. – Ред.
718
Имя «Навкратий» означает «господствующий на море», но преп. Феодор здесь дает более глубокую этимологию этого имени: «господство над умом» (νοος κράτος). – Ред.
719
Имеется в виду набег арабов. – Ред.
720
См. письмо преп. Феодора к чаду Афанасию (114), где оплакивается гибель в кораблекрушении студитов. – Ред.
721
Написано, вероятно, зимой 815–816 гг. в Метопе. – Ред.
722
К Навкратию. – Ред.
723
Греч. Ιατρεύω – «лечить». – Ред.
724
Написано зимой 815–816 гг. – Ред.
725
В ТФС отсутствует. – Ред.
726
Написано в 815–818 гг. – Ред.
727
В Mai и ТФС отсутствует «или из народа». – Ред.
728
В S отсутствует: «поругания» (μυκτηρισμούς). – Ред.
729
Букв.: быть приготовленной. – Ред.
730
Письмо, вероятно, написано зимой 815–816 гг. Иоанн был преемником на кафедре Сардийской митрополии низложенного с нее по политическому делу свт. Евфимия. – Ред.
731
Свт. Василий Великий. О Святом Духе 18, 45 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 135. – Ред.
732
В ТФС: «духом». – Ред.
733
Письмо датируется 816–817 гг. – Ред.
734
В ТФС: «обойдя ристалище семь раз». – Ред.
735
Написано в 816 г. из Вониты. Адресат – исповедник Макарий, игумен Пеликитский; память совершается 18 / 31 августа. – Ред.
736
В ТФС: «казни». – Ред.
737
Т. е. мучителей. – Ред.
738
Указаний на точную датировку письма не имеется. Написано приблизительно в период с 815 по 818 г. – Ред.
739
См.: Гомер. Одиссея VI, 125-1406.
740
Турмарх – начальник небольшой пограничной области с расквартированным там конным отрядом – турмой.
741
Написано в 816–818 гг. Ирина и Кала (Кали) – сестры Мосха, адресата одного из писем Феодора Студита. – Ред.
742
Речь идет о смерти их брата, Мосха. – Ред.
743
Письмо датируется летом 816 г. – Ред.
744
В Константинополе. – Ред.
745
Т. е. монашествующих. – Ред.
746
Максиминит – настоятель монастыря св. Максимина в Константинополе (см.: Fatouros. Pars II. S. 283). – Ред.
747
Письмо датируется летом 816 г. Письмо обращено к Григорию Кентрокукуру, о котором упоминается в письме 112. – Ред.
748
Греческое имя «Григорий» (Γρηγόριος) означает «бодрствующий». – Ред.
749
Вероятно, святой отец говорит о константинопольском храме св. Апостолов, к клиру которого принадлежал Григорий.
750
В ТФС: «льва». – Ред.
751
Написано в 815–818 гг. – Ред.
752
Письмо датируется летом 816 г. – Ред.
753
В Mai и ТФС вместо «благоугодное» (το εύάρεστον) читаем «Евангелие» (το εύαγγελιον). – Ред.
754
См. следующее письмо. – Ред.
755
Письмо написано в 816 г. Послано одновременно с предыдущим письмом. О Феофиле нам известно только из этого письма. – Ред.
756
Свт. Василий Великий. Письмо 55 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 545. – Ред.
757
В ТФС: «К чаду Виссариону». Написано в 815–817 гг. – Ред.
758
К Навкратию. – Ред.
759
Под «истинным служением» (της αληθινής λατρείας) подразумевается иконопочитание. – Ред.
760
Написано летом – осенью 816 г. – Ред.
761
Навкратий. – Ред.
762
Письмо написано во второй половине 816 г. Преп. Афанасий Исповедник был игуменом в монастыре апп. Петра и Павла. Скончался, вероятно, в 826 г. К нему же написано письмо 231. Память св. Афанасия празднуется 22 февраля / 7 марта. – Ред.
763
О падении Фотинудского игумена и еще шести других игуменов мы узнаем из письма 222. – Ред.
764
Св. Афанасию Александрийскому.
765
Написано во второй половине 816 г. Панагрский монастырь находился на вифинском Олимпе. – Ред.
766
Или: «усиливать» (επιτε/νειν). – Ред.
767
Букв.: Но если и трудна такая жизнь для плоти, но все же, братия, она ходатаица вечной жизни и подражательница образу жизни святых. – Ред.
768
Свт. Григорий Богослов. Слово 30, 20 // Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 374. – Ред.
769
Свт. Василий Великий. О Святом Духе 18, 45 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 135. – Ред.
770
Вероятно, здесь имеются в виду упомянутые в письме 222 падшие игумены. – Ред.
771
Письмо написано во второй половине 816 г., как и следующие три письма: 172, 173, 174. Адесаты этих четырех писем относятся к группе десяти студитов, подвергшихся бичеванию за исповедание иконопочитания. Их имена известны из письма 181: Евфимий, Ефрем, Афродисий, Аммон, Иперехий, Стефан, Парфений, Игисим, Симеон и Дорофей. – Ред.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова"
Книги похожие на "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Преподобный Феодор Студит - Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова", комментарии и мнения людей о произведении.