» » » » Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость


Авторские права

Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость

Здесь можно купить и скачать "Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость
Рейтинг:
Название:
Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-227-04281-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость"

Описание и краткое содержание "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость" читать бесплатно онлайн.



В книге обстоятельно рассказано об истории создания крепостей северо-запада России, об их значении в обороне от внешних врагов от древнейших времен до XX века. Вы узнаете, что обусловливало архитектуру каменных твердынь, как менялись пропорции составных частей крепостей и замков с появлением огнестрельного оружия и артиллерии.






Известный сюжет предстает в знаменитой фреске новгородского письма XII века очень мирно – единственное изображение Георгия-воина, не использующего свое оружие. Здесь Святой Георгий побеждает змея силой Божьего слова и своего духа, молитвой, а не копьем. Святой воззвал к Богу, начертил на земле крест, и дракон (змий, змей) был усмирен. Царевна Елисава (Елисават, Елизавета) спокойно ведет его в город. То, что дракон – тоже тварь Божья, на фреске показано просто и понятно – и кожа дракона, и шкура коня Святого Георгия разрисованы одинаковыми пятнами. Изображение изысканное, праздничное. Очень красив конь святого. Его точеные ноги напоминают изображения лошадей на греческих сосудах V-IV века до н. э. Мы можем видеть их у нас в Эрмитаже. Художественная эллинистическая традиция, воспринятая Византией, пришла на Русь и получила здесь дальнейшее развитие. Гордо реет за спиной святого красный плащ. Русские князья носили такие плащи (корзно) как знак своего титула. От знаменитой фрески в красно-коричневых тонах, характерных для новгородской изобразительной школы, исходит умиротворение, сознание того, что все земные твари – создания Божьи, а воин должен охранять жизнь, а не отбирать ее.

Во второй половине XII века в Новгороде формируется местная школа монументальной живописи. Фрески Георгиевского собора – крупнейший памятник русской монументальной живописи домонгольской эпохи (ок. 1167), раньше Спаса на Нередице в Новгороде (1199).

Об образе святого Георгия. Со времен принятия христианства на Руси это известный святой. Образ святого приобрел всенародную любовь и почитание. Его называют Георгием Храбрым (Юрием, Егором) и отмечают два Юрьевых дня – в мае и в декабре.

Георгиевский собор (в другом ракурсе)


Известен он и у мусульман под именем Джирджис.

Культ Святого Георгия в христианстве зародился еще в первые века новой эры. Ортодоксальная христианская житийная (агриографическая) литература считает Георгия современником римского императора Диоклетиана (284-305). По житию Георгий – уроженец восточной Малой Азии (область Каппадокия) или сопредельных ливано-палестинских земель. Он принадлежал к местной знати и был удостоен высокого воинского звания. Воин Георгий тайно крестился, и во время гонений на христиан при императоре Диоклектиане палачи пытались принудить его к отречению от веры, подвергали истязаниям, и он принял мученическую смерть – усекновение головы. Мусульманская легенда сообщает, что Георгий трижды умирал и воскресал под пытками.

В христианстве святого Георгия почитают наряду с мучениками-воинами, такими как Димитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон и другие. В крепости Старой Ладоги рядом с каменным Георгиевским собором стоит деревянная церковь Димитрия Солунского. Такое возведение церквей глубоко символично. После превращения христианства в государственную религию эти святые становятся небесными покровителями воинов-христиан. И в то же время строительство двух церквей рядом вызвано суровым российским климатом. Невозможно зимой в неотапливаемой каменной церкви отстоять всю длинную службу. В каменных церквах службы проводили только в теплое время года, а зимой служили в отапливаемых деревянных храмах.

Во всем христианском мире святой Георгий воспринимается как блестящий аристократ, образец сословной чести. У византийцев – для военной знати, в Западной Европе – для рыцарей, на землях славян – для князей.

Святой Георгий считался покровителем стад скота и коней. Изображают его преимущественно в виде всадника, но есть византийские иконы, на которых пеший святой Георгий, погруженный в молитву, держит в руках собственную голову. Такая икона хранится и сейчас в Историческом музее Москвы. Святой защищает скотину от волков, а людей – от змей. Святой Георгий повторил подвиг демиургов и героев, умертвивших хтоническое чудовище. Вспомним этот мифологический ряд: Мардук, Аполлон, Яхве, Гильгамеш, Беллерофонт, Персей, Ясон, Сигурд и др.

Ядро легенды о святом Георгии, известное уже в низовой полуофициальной агриографии, таково: близ некоего языческого города (Ливан, Ливия, или Ладикия, или Геван в русском переводе) было болото, в котором поселился змей-людоед. Перепуганные жители отдавали ему на съедение юношей и девушек, выбранных по жребию. Наконец жребий пал на дочь властителя города (мотив Андромеды и Персея). Девица в слезах ожидает неминуемой гибели. Святой Георгий проезжает мимо. Он направился к воде напоить коня и увидел прекрасную жертву. В Георгиевском соборе Старой Ладоги представлен редкий извод «Чуда Георгия о змие». Это действительно чудо – по молитве святого обессилевший змей укрощен, он пал к ногам коня святого воина, а девица повела его на поводке в город. Все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь святого и принять крещение. Георгий сражает змея мечом и возвращает дочь родителям. В западных источниках имя девицы – Елисава, Елисават, на Руси – Елизавета.

Фреска в соборе «Чудо Георгия со змеем»


Святой Георгий в этом рассказе – богатырь, проповедник истиной веры и рыцарь-заступник обреченной невинности. Во время крестовых походов эпизод драконоборчества святого Георгия был особенно популярен в Западной Европе. Там его воспринимали как сакральную основу всей куртуазной рыцарской культуры. Крестоносцы, побывавшие на легендарной родине святого Георгия, разносили его славу по всей Западной Европе. Рассказывали, что во время штурма рыцарями Иерусалима во времена первого крестового похода (1099) святой верхом бился на стороне рыцарей-крестоносцев. Был он в рыцарском белом плаще с красным крестом (через двадцать лет этот крест станет символом рыцарского ордена тамплиеров). С XIV века святой Георгий станет патроном Англии. Там его называют Джорджем. В Великобритании были четыре короля с таким именем.

Мотив битвы с чудовищным змеем ради защиты дамы входит в сюжеты авантюрных рыцарских романов. Двенадцатый век в Западной Европе – время расцвета этого жанра. Эта авантюрная составляющая вошла в религиозную литературу и живопись, а тема драконоборчества становится главной в житии святого Георгия.

Известны русские духовные стихи о «Егории Храбром», уклоняющиеся от этой темы. Георгий здесь – сын царицы Софии Премудрой. Она правит в Иерусалиме – граде Святой Руси. Облик Георгия в этом стихотворном тексте имеет сказочные черты: «голова у Егория вся жемчужная, во всем Егории часты звезды».

А теперь внимательно посмотрим на фреску Георгиевского собора Староладожской крепости. Лик святого – бесстрастный, утонченный, являет непоколебимую веру христианина и достоинство знатного воина. Он едет на коне, хвост которого завязан узлом – древним символом смирения. Сапоги святого белые, форма их напоминает церемониальную обувь русских князей. На фреске фигура святого в два раза превышает размер фигур других персонажей.

В апокрифе XI века утверждается, что святой явился защитить деву уже после своей мученической кончины. По соизволению Божьему он предстает в образе воина. В руке святого стяг, темно-красный плащ его осыпан звездами, что подчеркивает его миссию посланца небес. Святой Георгий здесь выглядит подобным ангелам Божьим.

Георгиевский собор находится в центре Ладожской крепости. Сакральный центр, крепость духа, окруженный стенами из камня. Фреска собора несет такую идею: сила и воинская доблесть вторичны во вселенской битве добра со злом, которую ведет каждый христианин. В этой битве побеждают смирение, вера, молитва. Смирение и вера – вечные идеалы христианства.

Мы знаем, что изображение всадника на коне, пронзающего копьем дракона, с XIV века стало эмблемой города Москвы, с XV – Московского государства, а позднее и Российской империи.

Для награждения отличившихся в битвах воинов в России царем Петром I были учрежден орден Андрея Первозванного (1698), ставший высшей наградой в Российской империи. Государь хотел учредить и орден Александра Невского, но не успел – скончался. Вторая супруга Петра I императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского в 1725 году. В 1769 году императрицей Екатериной II в России учрежден военный орден Георгия Победоносца. Произошло это в день Святого Георгия 26 ноября (7 декабря по новому стилю). Орден Георгия Победоносца стал высшей военной наградой Российской империи. Вид его очень прост: белый эмалевый крест, а в центре – изображение Святого Георгия, всадника на белом коне, пронзающего копьем змея. Орден могли получить офицеры за личную доблесть на поле боя. В статуте ордена записано так: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для Нашей воинской службы полезные советы… Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость"

Книги похожие на "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Лапина

Людмила Лапина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость"

Отзывы читателей о книге "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.