» » » » Елена Борзова - Николай Онуфриевич Лосский: философские искания


Авторские права

Елена Борзова - Николай Онуфриевич Лосский: философские искания

Здесь можно купить и скачать "Елена Борзова - Николай Онуфриевич Лосский: философские искания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Издательство „СПбКО“»1b737575-e313-11e2-8fb3-002590591ed2, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Борзова - Николай Онуфриевич Лосский: философские искания
Рейтинг:
Название:
Николай Онуфриевич Лосский: философские искания
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-903983-01-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Николай Онуфриевич Лосский: философские искания"

Описание и краткое содержание "Николай Онуфриевич Лосский: философские искания" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена творческой жизни и деятельности известного русского философа, признанного главой отечественных мыслителей русского зарубежья, Н. О. Лосского (1870–1965). В ней дается анализ всех сторон философской системы мыслителя, названной им «идеалреализмом», раскрываются ключевые положения его нравственной философии, аксиологические, эстетические и социологические взгляды. Книга адресована всем тем, кто интересуется творческим наследием прошлого, философией, русской и мировой культурой.






Н. О. Лосский – последний русский философ (умер уже после всех, кто также как он развивал и приумножил русскую философию и культуру в Зарубежье), создавший всеобъемлющую философскую систему. В отличие от многих философов-современников, которые были публицистами, богословами, поэтами, Н. Лосский был «чистым» философом, всю свою долгую жизнь размышлявшим над всеобщим развитием философского знания, пытавшимся включить всю полноту мира в свою систему, объединить в ней реальное и идеальное, рациональное и иррациональное, интуицию и логику, веру и разум, необходимость и свободу.

§ 2. Становление философского мировоззрения

Формирование философских взглядов Н. О. Лосского было достаточно сложным. Как целостная система его философия стала вырисовываться в тот период жизни, когда философу уже было за 60. Свой философский путь он начинает с анализа эмпиризма, мистики и рационализма. Эти направления были популярны в то время в России. Путь к собственно философии был не прост. Лосский сначала занимается естествознанием. Это сформировало интерес к психологии, затем предметом его размышлений стали тайны человеческой души.

Еще в пятом классе гимназии, в возрасте 16 лет Н. О. Лосский прочитал книгу В. Вундта[4] «Душа человека и животных»[5], которая глубоко тронула его. Многие моменты «запали» в память. Неслучайно тему сочинения на вступительных экзаменах в восьмой класс гимназии при Историко-филологическом институте он выбрал с названием «Знание о чужой душевной жизни».

Обучаясь на Естественно-научном отделении физико-математического факультета, Н. О. Лосский читал Декарта, Спинозу, Канта, труды, посвященные английскому эмпиризму, произведения Спенсера, который выработал привычку систематизации знания, научил приводить в систему естественнонаучные данные. Лосским была изучена также «Система логики» Милля, однако затем многократные философские беседы с А. А. Козловым, бывшим профессором философии Киевского университета и называвшим себя лейбницианцем, резко изменили мировоззрение Н. О. Лосского. Он полностью освободился от материализма в своих суждениях. Частые философские споры с С. И. Метальниковым убедили его в правильности выбранного направления – кантианства.

Обучаясь параллельно с Физико-математическим на Историко-филологическом факультете и слушая лекции по философии профессора Введенского, который в это время был в расцвете творческих сил, Лосский увлекся гносеологией и сформулировал для себя уже следующую задачу: «преодолеть Юма и Канта, именно развить теорию знания, которая объяснила бы, как возможно знание о вещах в себе, и оправдала бы занятия метафизикою»[6]. Поэтому, был показателен выбор книг для переводов. Первые произведения, которые Н. О. Лосский перевел: два трактата Канта, один из них с латинского, «Очерк истории философии» Ремке, «История древней философии» и «История средневековой философии» Ибервега-Гейнце.

Сам Лосский о становлении своего философского мировоззрения пишет: «Моему уму присуща была склонность к эмпиризму и вместе с тем к рационализму. Первая выразилась в моей любви к Миллю и Спенсеру, вторая требовала приведения всего признанного за истину в стройную логически связанную систему… в моем, уме столкнулось влияние метафизики Лейбница и Гносеологии Канта, благодаря двум моим учителям – Козлову и Введенскому ‹…› все рассуждения об онтологическом строении мира представлялись мне висящими в воздухе, пока не был решен основной вопрос: как доказать существование внешнего мира и познавательность его свойств»[7]. Эмпиризм и субъективизм полностью овладели его сознанием, весь внутренний состав которого представлялся ему в это время как совокупность собственных ощущений и чувств. Его эмпирические и субъективистские взгляды укрепились еще тем обстоятельством, что некоторое время он учился в Германии: в Страсбурге – у неокантианца В. Виндельбальда и иррационалиста Л. Циглера, в Лейпциге – у психолога, физиолога В. Вундта, затем в Швейцарии в Женеве – у профессоpa Флурнда, который исследовал сложные загадочные явления душевной жизни, а в Геттингене – у психолога Г. Э. Мюллера.

Невозможно обойти вниманием и ту историко-философскую мистическую традицию, которая оказала влияние на творчество Н. О. Лосского. Ее представляли прежде всего такие философы как Платон и Плотин, Декарт и Лейбниц.

Н. О. Лосский не перестает размышлять о мистической линии в истории. Образование, которое дает ему синтез естественнонаучных, психологических, философских, а затем и религиозных знаний, формирует теософский взгляд на мир и человека. Теософия, которой в последние годы жизни был увлечен В. С. Соловьев, формулирует как цель синтез науки, религии и философии. Беседы с Соловьевым тоже оставили свой отпечаток в умозрении Н. О. Лосского. В процессе получения образования он рассматривает человека все же в субъективно-эмпирическом плане, связывает чувства с волей. Воля выступает вместе с душой на передний план его размышлений, при этом происходит соединение естественнонаучного знания о душе человека с философским субъективизмом, а затем и с религией. Эмпиризм и волюнтаризм, субъективизм и рационализм – все это есть и действительно соединено в человеке.

Неслучайно первое название диссертации Н. О. Лосского обращено к известному американскому мистику: «Недомолвки в теории эмоций Джеймса». В 1903 году название диссертации меняется: «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», затем появляется работа уже под названием: «Обоснование интуитивизма», а в 1904–1905 году Н. О. Лосский написал статью «Обоснование мистического эмпиризма».

Направление интуитивизма имело развитие в западных и восточных странах и сегодня выступает под названиями парапсихология, интегральная йога, трансперсональная психология. Все они в своей основе имеют мистический эмпиризм.

Н. О. Лосский не останавливается на этом направлении. В ходе процесса творческих исканий и эмпиризм, и скептицизм, и субъективизм перестают удовлетворять его своей самопротиворечивостью. Исследователь напряженно размышлял, пока в его голове не блеснула мысль: «все имманентно всему». После этого мировоззрение его упорядочилось и сформировалось. Он приходит к выводу, что целостность существует во всем и объемлет все, затем начинает систематизировать свои многообразные знания и вырабатывать свое направление. Он берет основные положения эмпиризма и психологии и, объединяя, находит основу их соединения. При этом показывает, что непосредственно свидетельство опыта, находящегося внутри кругозора сознания человека, есть не только его внутренняя душевная жизнь, но и внешний мир, познаваемый им таким, каков он есть – в подлиннике. Основой учения, которое он назвал интуитивизмом, является то положение, что внешний мир должен быть принят за истину. Н. О. Лосский обосновывает это тем, что субъективирование и психологизирование «данных мне» содержаний сознания есть следствие ложных предпосылок, ведущее к безвыходным затруднениям в теории знания. В ходе обоснования основ интуитивизма он, ранее будучи поклонником Канта, дал критику его теории знания. Лосский доказал, что в основе критицизма Канта лежат те же две ложные предпосылки, какие были и у его предшественников. Они заключаются в том, что субъективирование и психологизирование всего внутреннего содержания сознания Канта были следствием неправильного использования понятий причинности и субстанциональности в гносеологии. По результатам непосредственного анализа сознания Лосского, «данное мне» есть уже сам внешний мир, вступивший в мое сознание в «подлиннике». И в этом, по его мнению, основа познания.

«Я присоединил главное, – отмечал Н. О. Лосский, – в котором рассмотрел зародыши интуитивизма в кантовской новейшей философии и особенно старался показать, что после Канта развитие философии необходимо вело к интуитивизму, что обнаружилось особенно ясно в метафизическом идеализме Фейербаха, Шеллинга, и, главным образом, Гегеля, а также дальше в неокантианстве»[8].

После защиты докторской диссертации Лосский работал над теорией знания и логикой. Вопросы познания стояли в его творчестве на первом плане. К этому времени он уже однозначно считал, что учение о сознании объемлет не только индивидуально-психические состояния субъекта, но и внешний мир. Выйдя из-под влияния метафизики И. Канта, Н. О. Лосский начинает формировать свою метафизику, которая призвана объяснить основы мироздания не на позициях субъективизма, а исходя из единства идеального и реального бытия и божественного начала в его христианском понимании. Так возникает система идеал-реализма Н. О. Лосского, изложенная в его фундаментальном труде «Мир как органическое целое».

Глава II

Проблемы формирования философской системы Н. О. Лосского

§ 1. Основы интуитивизма


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Николай Онуфриевич Лосский: философские искания"

Книги похожие на "Николай Онуфриевич Лосский: философские искания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Борзова

Елена Борзова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Борзова - Николай Онуфриевич Лосский: философские искания"

Отзывы читателей о книге "Николай Онуфриевич Лосский: философские искания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.