Наталья Регинская - Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России"
Описание и краткое содержание "Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России" читать бесплатно онлайн.
Книга Н.В. Регинской представляет уникальный материал историко-художественной модели героепочитания. Автор раскрывает бытование образа святого Георгия в историческом процессе. Новационным подходом данного издания является искусствоведческий анализ бытования образа святого воина в современности. В данной работе представлена эволюция образно-художественной информации о Святом воине с момента возникновения христианства до настоящего времени.
Значительным является авторское исследование образа святого воина в эпоху Модерн, анализ работ, посвященный изучению бытования образа святого Георгия – змееборца в историческом времени, а также его функционирование в искусстве XX века и более всего в изобразительном искусстве конца XX – начале XXI века.
Для Сербии выпало особое испытание – разрушение культурно-исторических православных памятников в мирное время 90-х гг. XX – начале XXI века.
С 17 по 19 марта 2004 года в сербском Крае Косово и Метохия в течение трех дней были полностью и частично разрушены 35 христианских храмов. После Второй Мировой войны это самая большая в Европе культурная катастрофа, случившаяся в «мирный» период, когда край находился под управлением администрации ООН и под охраной батальонов НАТО. Всего с начала бомбардировок Сербии в 1999 году, согласно максимально полному и уточненному на сегодняшний день списку, разрушениям подверглись 143 церкви и монастыря Сербской Православной церкви на территории Косово и Метохии.[46]
Незабываемая память в веках просвещенного человечества!
Нетленные памятники православной Сербии остались в памяти народа, в книгах и фильмах авторов их запечатлевших.
Современные иконописцы южнославянских земель всячески стремятся возродить традиции средневековой сербской иконописи. При монастырях существуют иконописные мастерские, в которых воссоздаются прописи средневековых школ Рашки и моравского стиля.
Болгария.
Наиболее древними центрами периода формирования болгарского государства были Мадара, Плиска, Преслава. Во время Первого Болгарского царства (681-1018) столица страны находилась в двух городах – вначале в Плиске, а затем в Преславе. Кроме того важным культурно-торговым центром была Мадара.
В Мадаре сохранилось наскальное изображение, так называемый Мадарский всадник, пользующееся мировой известностью. О популярности этого изображения говорит тот факт, что оно воспроизводилось на древних болгарских монетах.
К северо-востоку от Тырнова простирается Мадарское плато, ограниченное с запада и юга отвесными, высокими скалами. Район Мадары был заселен с глубокой древности, здесь найдены памятники культуры фракийцев, римлян, византийцев, древних славян и протоболгар.[47] Благодаря богатому культурному наслоению эту местность ревнители болгарской старины даже называют болгарской Троей. В непосредственной близости от мадарских скал обнаружено святилище протоболгар-язычников, а также была найдена надпись о жертвоприношениях хана Омуратага в честь верховного божества Тангры. По-видимому, эта довольно суровая местность считалась священной, и здесь находился крупный культовый центр.
Мадарский барельеф высечен на западной стороне скалы, на высоте 23 м; он изображает группу, состоявшую из всадника, собаки и льва. Под конем – пронзенный копьем лев, а сзади коня – бегущая собака. Вся группа дана в движении; особенно хорошо передан стремительный бег собаки. Все фигуры, особенно лошадь, воспроизведены довольно реалистически. Несколько странно, что всадник несоразмерно мал по отношению к лошади. Весь барельеф в целом, особенно фигура лошади, сильно пострадал от времени. Анализируя это чрезвычайно редкое произведение монументального искусства, болгарские ученые полагают, что «…создатель этого барельефа жил и творил в переходную эпоху. Она характеризуется отмиранием реалистической скульптуры античности и появлением черт новой плоскостной и декоративной передачи художественного образа. Ваятель пытался реалистически изобразить фигуры, не владея уже, однако, приемами античной школы. Он хотел сочетать новую средневековую концепцию пластического изображения с традиционными средствами. На передний план выступает новый, средневековый дух всей композиции… В жестах всадника, в позах фигур чувствуется искусственность и нарочитость…».[48]
Кто изображён на мадарской скале и когда это изображение было выполнено?
Ответить на это можно довольно точно. Дело в том, что рядом с изображением фигур сохранилась, хотя и сильно обветшавшая, надпись, гласящая, что на барельефе изображен болгарский хан Тервел, сын основателя Болгарского государства Аспаруха. Эта же надпись повествует о событиях, происходивших в конце VII – начале VIII века, когда, по-видимому, этот барельеф и был исполнен. «Мадарский всадник» является монументальным памятником в честь событий, утвердивших на исторической арене появление мощного Болгарского государства к югу от Дуная.
В античные времена в память о важных исторических событий строили храмы, устанавливали скульптуры или колонны. В VIII веке античное наследие на землях Болгарии еще было живо, но протоболгары предпочли не эти испытанные способы увековечивания событий, а прибегли к наскальному изображению. Почему?
Можно предположить, что тут сказалась восточная традиция. Пришедшие с Востока и смешавшиеся с местными славянами племена были тюркского происхождения. Известно, что восточный элемент был весьма заметен и в искусстве Византии, а протоболгарская верхушка в какой-то мере ориентировалась на культуру Византии и Передней Азии. Сама тема победного триумфа властелина заимствована из византийского придворного церемониала, а последний вдохновлялся Востоком, в частности Ираном. «Выполняя заказы болгарских ханов, ваятели и строители синтезировали ранневизантийскую традицию со средневековой художественной концепцией и восточным этикетом в духе раннефеодального придворного искусства».[49] Сама трактовка «Мадарского барельефа» говорит о восточной традиции. Так, например, корпусы лошади и льва даны в профиль, а их головы – в фас. Это распространенный восточный прием.
С распространением христианства, каменные рельефы из природных ландшафтов, разумеется в более мастерски выполненной пластике, переходят в оформление стен экстерьеров болгарских монастырей, Поморийского монастыря (XII в.), Неделишского (XIX в.) и многих других.[50] Рельефное изображение Неделишского монастыря несёт в себе ярко выраженную примитивную трактовку образа. Оно, вероятнее всего было выполнено народным умельцем. «Неумелое» желание изобразить любимых героев явило образ наивно искренний и простодушно совершенный. В рельефе изображены два всадника, св. Георгий и св. Дмитрий – посланники воинства Христа, символ которого – кисть винограда, – расположен рядом с каждым воином. Святые войны неустанно берегут сакральное место – монастырь. С X века, в Болгарском искусстве появляются рельефные иконы, также изображающие святых воинов.
Рассматривая искусство Болгарии в средневековой истории, надо особо указать, что оно развивалось, так же как и искусство Сербии под воздействием двух культур – византийской и турецкой.
Исходя из основных доктрин византийской эстетики, болгарские мастера утверждали в своем творчестве новое, специфическое миропонимание. Они обогащали восточно-христианское искусство новыми сюжетами и стилевыми приёмами, внося элементы самобытности и демократизма. Монастыри и церкви Болгарии богаты уникальными средневековыми и возрожденческими иконописными памятниками. Иконы с образом св. Георгия и с сюжетами «Чудо Георгия о змие» присутствуют едва ли не в каждом из болгарских монастырей: Рижский и Преображенский, Бочковский и Великотырновские монастыри, сохраняют на своих стенах память великих побед в образе Георгия – воина. В Болгарских росписях Георгий изображается на лошади (Перуштица, Драгалевцы, Кремиковцы), стоящим в рост посреди других «святых воинов» (Бачково, Тырново, Бояна, Земен, Берендее) и сидящим (Кремиковцы). Его изображения встречаются и на монетах Георгия Тертера. Но то, что можно увидеть в болгарских монастырях, лишь малая часть богатого художественного наследия страны.[51]
Принимая во внимание тот факт, что иконы странствуют с одного места на другое, их не всегда можно бесспорно связать с продукцией конкретных местных школ или определенных мастеров. С другой стороны, развитие иконописного мастерства в веках, эволюция художественного вкуса раскрываются убедительно только при полном сопоставлении всех значительных памятников, уцелевших до наших дней. Небольшая алебастровая икона «святой Георгий», найдена недавно при раскопках крепости в Пловдиве, является памятником большого художественного значения редко встречающегося в Болгарии типа. На ней сохранились следы позолоты и аппликаций, ее носили на груди или прямо на военных доспехах, как можно предполагать. Такие пластинки встречаются в византийском искусстве, чаще всего с изображением святых воинов и, вероятно, были распространены в военных кругах. Об этом свидетельствует и место, в котором найдена икона. Интересна и манера работы, характерная для XII века, когда в живописи и скульптуре наступил известный схематизм – формы переданы плоскостно, а поза фигуры статична; тяжесть тела падает равномерно на обе ноги, причем нижние их части слегка отходят в сторону (как в византийских мозаиках и стенописях). Во второй половине XIV века многие области Болгарии попали под турецкую власть. Сотни церквей были ограблены, сожжены или превращены в мечети, бани и конюшни. Художественная деятельность на известное время замирает, но вскоре снова оживает. Несмотря на тяжелые условия рабства, в иконописи продолжают развиваться новые тенденции. Художники того времени с чувством гражданского долга стремятся вызвать у верующих не только молитвенные чувства, но и пробудить в них национальную гордость и надежду, доставить им и эстетическую радость.[52] Поэтому они сохраняют обаяние старых образцов, связанных с прошлым болгарского государства. С другой стороны, освобожденные от непосредственного влияния Византии и строгого византийского канона, они начинают все чаще позволять известные импровизации и «вольности». Нет уже утонченного вкуса двора и приближенной к нему аристократии. Мастера принимают во внимание требования новых ктиторов – обыкновенных людей из народа, более или менее состоятельных, с разнородными вкусами. Постепенно в иконописи утверждаются две лини – одна традиционная, которая придерживается более строго образцов прошлого, и другая – более свободная (простонародная).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России"
Книги похожие на "Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Регинская - Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России"
Отзывы читателей о книге "Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России", комментарии и мнения людей о произведении.