» » » » Сергей Ситников - Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы


Авторские права

Сергей Ситников - Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы

Здесь можно купить и скачать "Сергей Ситников - Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Ситников - Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы
Рейтинг:
Название:
Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7205-1169-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы"

Описание и краткое содержание "Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена наиболее актуальным и до сих пор не имеющим однозначного разрешения проблемам гражданско-правового регулирования транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Таковые связаны как с вещно-правовыми аспектами процесса транспортировки (включая вопросы права собственности на транспортируемую нефть, его принадлежности, трансформации и перехода), так и с обязательственно-правовыми аспектами такого процесса (включая вопросы правовой природы договора транспортировки, его содержания и ряд иных).

Комплексный анализ отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, рассмотрение наиболее актуальных проблем, которые возникают перед практическими работниками, а также исследователями в процессе юридической квалификации соответствующих отношений, составляют практическую ценность издания. Книга будет полезна и для судей. Также ее материалы могут использоваться при подготовке и преподавании курса гражданского права и специализированных курсов по вопросам ТЭК.






Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – «Закон о естественных монополиях») субъектный состав договора транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов ограничен только применительно к случаям, если система магистральных нефтепроводов используется для экспорта нефти. В этом случае сторонами договора выступают, с одной стороны, АК «Транснефть», а с другой – отправитель, которым может являться любой производитель нефти, т. е. лицо, осуществляющее добычу нефти на основании соответствующей лицензии на недропользование.

Представляется, что в силу превалирующей роли Закона о естественных монополиях над Положением о приеме и движении нефти именно названный закон должен приниматься в расчет при решении вопроса о том, кто именно может выступать отправителем нефти в отношениях с транспортирующей организацией.

В типовом договоре транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов лица, пользующиеся услугами АК «Транснефть», именуются «грузоотправителями». Несмотря на это, автор предпочитает называть данных лиц «отправителями», поскольку, как это будет показано далее, такое наименование представляется более соответствующим природе рассматриваемых нами отношений.

3. Получатель нефти

Перейдем к вопросу о статусе и роли получателя нефти в реализации договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов.

Опять же необходимо проанализировать отдельно договоры транспортировки нефти посредством магистральных нефтепроводов, а также посредством промысловых нефтепроводов.

Что касается договора транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов, можно отметить следующее. Стороной такого договора получатель нефти не является. Договор транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов отводит получателю очень узкую функцию и весьма ограниченные права (например, на получение нефти), а также обязанности (например, по подписанию актов приема-сдачи нефти в пункте назначения). При этом обязанность по принятию нефти в пункте назначения лежит в соответствии с договором на отправителе. Во многом это объясняется тем фактом, что по общему правилу отправитель нефти является и ее получателем. Однако договор устанавливает и возможность, когда фактически отправитель и получатель являются разными лицами. Тем не менее такая возможность реализуется посредством использования в договоре механизма «представительства», т. е. допущения такой ситуации только в случае, если получателем нефти является надлежаще уполномоченный представитель отправителя. Понятно, таким образом, что даже в этой ситуации юридически стороной отношений с АК «Траснефть» все равно выступает сам отправитель нефти.

В связи с этим представляется, что договор транспортировки нефти посредством магистральных нефтепроводов нельзя рассматривать в качестве договора в пользу третьего лица (в его понимании ст. 430 ГК РФ), в соответствии с которым должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательств в свою пользу (ст. 430 ГК РФ), а получателем нефти является сам отправитель.

Что касается договора, заключаемого участниками отношений по транспортировке нефти посредством системы промысловых нефтепроводов, здесь подобных ограничений мы не найдем. Таким образом, представляется возможным, используя свободы, предоставляемые ст. 421 ГК РФ, не только расширить права получателя нефти, но и ввести его в состав сторон договора транспортировки, сделав его, тем самым, трехсторонним. Такая форма регулирования вполне может быть избрана сторонами для целей построения сложных договорных схем, в которых договор транспортировки нефти является лишь одной из составляющих.

Таким образом, при совершенствовании законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов, необходимо предоставить получателям нефти определенные права и возложить на них определенные обязанности в отношении приема нефти от транспортирующей организации. Это будет способствовать развитию оборота и созданию для сторон соответствующих отношений новых форм распоряжения нефтью, а также сделает более гибкой систему отношений между участниками процесса транспортировки нефти.

§ 2. Правовая природа договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов

Отношения сторон, связанные с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, оформляются договором транспортировки. При этом необходимо отметить, что хотя автор в целом и придерживается точки зрения ряда исследователей (например, Н.Д. Егорова)[52], которые утверждают, что под договором необходимо понимать «.и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения»[53], для того, чтобы в полной мере понять правовую природу отношений, возникающих в связи с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, необходимо вслед за М.И. Брагинским и В.В. Витрянским[54], а равно рядом иных видных ученых различать в данном случае договор – отношения, а также договор – сделку.

Во многом применение данного подхода к отношениям по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов связан с тем, что специального регулирования договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов и связанных с ним отношений в ГК РФ не содержится. В отсутствие норм о гражданско-правовом регулировании транспортировки нефти посредством нефтепроводов, положения особенной части ГК РФ применимы к данному процессу в той части, в какой это позволяет режим, установленный для смешанных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Если же нормы особенной части ГК РФ окажутся недостаточными, будут применяться общие положения об обязательствах. Кроме того, для целей определения условий такого договора стороны в полной мере используют возможности, предоставленные им ст. 421 ГК РФ, которая, в частности, предоставляет участникам гражданского оборота формулировать условия договора таким образом, который являлся бы для них предпочтительным (за исключением случаев, когда имеются императивные нормы, посвященные регулированию конкретных вопросов).

К сожалению, зачастую стороны используют данный принцип при оформлении договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов таким образом, который не только не защищает в полной мере их права (и должным образом закрепляет обязанности), но и не отражает объективно существующих аспектов самого процесса транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Иными словами, договор-сделка в данном случае не соответствует договору-отношениям.

Данная ситуация порождает различные дискуссии, касающиеся содержания соответствующих отношений и, соответственно, договорных конструкций, их оформляющих.

Например, в настоящее время существует дискуссия в отношении определения вида договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов[55]. Необходимо отметить, что вопрос о том, к какому виду следует отнести такой договор (нас в данном случае интересует этот вопрос в части, посвященной регулированию отношений, связанных с передачей нефти в систему нефтепроводов и ее изъятию из системы), является чрезвычайно важным в силу того, что от определения вида этого договора непосредственно зависит соответствующее регулирование прав и обязанностей сторон по нему, а также распределение рисков, связанных с исполнением сторонами своих обязательств по договору[56].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Так, в 2002 г. был подготовлен к запуску в эксплуатацию частный нефтепровод в Пермском регионе. Подробнее о различии промысловых и магистральных нефтепроводов, а также связанными с такими различиями аспектами транспортировки нефти см. ниже.

2

Типовой договор транспортировки нефти ОАО «АК «Транснефть» приведен в приложении «А» к настоящей работе.

3

См.: Тарасов М.А. Транспортное право. – Ростов-н/Д, 1968; Он же. Договор перевозки. – Ростов-н/Д, 1965.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы"

Книги похожие на "Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Ситников

Сергей Ситников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Ситников - Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы"

Отзывы читателей о книге "Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.