» » » » Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)


Авторские права

Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)

Здесь можно купить и скачать "Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Авторское, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"

Описание и краткое содержание "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" читать бесплатно онлайн.



Книга Виталия Иванова посвящена истории института главы субъекта Российской Федерации. Автор тщательно исследовал, как в минувшие годы менялось содержание статуса главы региона, как совмещались и чередовались назначенческий и выборный порядки наделения полномочиями. А также как и почему менялись главы. При этом им использовались не только открытые источники (правовые акты, научные работы, публикации СМИ, мемуары и т. п.), но и эксклюзивная информация, собранная в личных беседах с российскими политиками.

В.В. Иванов не скрывает своего категорического неприятия выборности глав субъектов Федерации, приводит обширную аргументацию в пользу своей позиции.

В приложениях содержатся сведения обо всех главах всех российских регионов с 1991 г. (а также о главах регионов РСФСР в 1960–1990 гг.).

Книга представляет интерес для ученых (правоведов, политологов, историков), политиков, чиновников и депутатов всех уровней, аспирантов и студентов, а также для всех, кто интересуется проблематикой государственного права и новейшей политической истории России.






175

Вот, к примеру, как проходило назначение Главы администрации Сахалинской области. 4 сентября 1991 г. в Президиум Областного совета поступила телефонограмма от Махарадзе с просьбой представить какие-нибудь кандидатуры. 10 сентября Президиум направил в Москву ответ следующего содержания: «Обстановка в области позволяет провести выборы администратора законно определенным порядком, аналогично выборам президента РСФСР, что упрочит авторитет администратора и уважение к закону». 8 октября Ельцин издал Указ о назначении Главой администрации Председателя Облисполкома Валентина Федорова (см.: Крыштановская 0. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 121).

176

Еще в июле в ходе первого этапа V (внеочередного) Съезда (10–17 июля) депутатов ознакомили с проектом, предусматривавшим назначение глав администраций Президентом. Его «идеологами» считались Махарадзе, в то время еще Председатель Волгоградского Облсовета, и Гавриил Попов, Мэр Москвы. Депутаты встретили эту инициативу критически. Показательно, что новая вертикаль власти проектировалась близкими к Ельцину деятелями еще до «путча» ГКЧП.

177

Имелось аналитическое исследование, согласно которому сторонники Президента могли рассчитывать на успех не более чем в 10–12 регионах и непременно должны были проиграть в 36 (см. подробнее: Собянин А., Юрьев Д., Скоринов Ю. Выдержит ли Россия еще одни выборы в 1991 году? // Невский курьер. 1991. № 11. С. 4–5).

178

Российская газета. 1991. 29 октября.

179

С нарушением моратория были проведены выборы Президента – Председателя Правительства Тывы в марте 1992 г. (см. Главу I).

180

Некоторые либеральные политологи критиковали это решение. Так, Владимир Гельман писал: «Возможно, в ходе первого этапа экономических реформ «исполнительная вертикаль» как временная мера и дала некоторый позитивный эффект, однако при оценке ее последствий в долгосрочной перспективе следует полагать, что она принесла больше минусов, чем плюсов. Прежде всего процессы федерализации и демократизации на региональном уровне оказались искусственно приторможены» (Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. 1998. № 1. http://www.pontstudies.rU/N2004funtext/1998/l/7.htm).

181

Российская газета. 1992. 18 марта.

182

Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 20. Ст. 1084.

183

Согласно Закону РСФСР от 1 ноября 1991 г. № 1827-1.

184

Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2449-1 «О краевом, областном Совете и краевой областной администрации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 13. Ст. 663.

185

Закон, регламентирующий процедуру отзыва, принят не был.

186

Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. № 828 «Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 385.

187

Поначалу de facto и даже de jure признавался российским руководством в качестве легитимного лидера Чечни. Попытки умиротворения Дудаева – одни из самых позорных эпизодов новейшей истории России.

188

Дудаев начал с силового разгона Верховного Совета республики. Членам российского Верховного Совета Николаю Медведеву и Юрию Рудкину он после этого в глаза заявил: «Мы взяли власть, и она будет в наших руках» (Медведев Н.П. Указ. соч. С. 115).

189

Закон Российской Федерации от 4 июня 1992 г. № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 24. Ст. 1307).

190

Закон Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. № 4071-1 «О внесении изменений в статью 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 52. Ст. 3051.

191

Николай Медведев признает, что конфликт в «немалой степени спровоцировал» принятый в 1991 г. под давлением в том числе депутатов от Чечено-Ингушетии Закон «О реабилитации репрессированных народов». В нем была предусмотрена «территориальная реабилитация», «восстановление национально-территориальных границ». Ельцин проигнорировал все протесты и возражения из конъюнктурных соображений, он так и сказал Медведеву: «Скоро будут выборы [Президента РСФСР – В.И.], и весь Северный Кавказ проголосует за меня…». (Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 18. Ст. 572; Медведев Н.П. Указ. соч. С. 71–73). Как и следовало ожидать, после создания республики ингуши немедленно пожалали воспользоваться своим правом.

192

Указ Президента Российской Федерации от 13 января 1992 г. № 18 «О Главе администрации Карачаево-Черкесской ССР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 4. Ст. 155.

193

Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 года № 4234-1 «О внесении изменений в статью 2 Закона РСФСР «О преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР»// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 2. Ст. 76.

194

Причины отставки до сих пор достоверно не известны. Сам Попов в разное время заявлял, что решил уйти из-за: 1) охлаждения личных отношений с Ельциным (Мэр не может нормально работать, если не пользуется расположением Президента); 2) активного противодействия Мэрии со стороны Верховного Совета России, Моссовета, бывших коммунистических аппаратчиков, «дельцов теневой экономики»; 3) несовместимости своих социал-демократических убеждений и принципов с избранным Кремлем радикально-либеральным подходом к экономической реформе; 4) желания заняться партийным проектом; 5) осознания необходимости уступить место профессиональному администратору и т. д.

Политологи высказывали версию, что он якобы испугался обнародования данных о неких финансовых нарушениях (см., например: Политический альманах России 1997. Т. 2. Социально-политические портреты регионов. Кн. 1. С. 19).

Мне же представляется, что он ушел в первую очередь потому, что не справлялся с работой и боялся ответственности. Или просто устал. Из кабинетного ученого получился «трибун», но не получился руководитель.

Как бы то ни было, но Попов пытался продолжать политическую деятельность. Однако успехов больше не добился. В 1993 г. вместе с Анатолием Собчаком он вывел на думские выборы блок «Российское движение демократических реформ» (РДДР). Собрать удалось лишь 4 % голосов. Спустя два года Попов сформировал и возглавил блок «Социал-демократы». Его результат – 0,1 %.

С середины 1990-х гг. Попов фактически удалился на покой. Накопленные с 1990-х гг. почетные должности – Президента Международного университета в Москве, Президента Вольного экономического общества России, Президента Международного Союза экономистов и пр., – делают его «статусным пенсионером». Время от времени он напоминает о себе, публикует статьи по вопросам истории, политики и пр.

В 2010 г. Попов многократно выступал в защиту Лужкова, а затем принял его на работу в Международный университет (см. сноску № 681).

195

Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1992 г. № 565 «О Ю.М. Лужкове»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 24. Ст. 1344.

196

Таким образом, он стал совмещать должности Председателя Правительства и Главы администрации и исполнять обязанности Мэра.

Кстати, Моссовет уже в том же 1992 г. выразил недоверие Лужкову. И затем дважды назначал выборы Мэра (на декабрь 1992 г. и на февраль 1993-го). Первое решение было отменено в судебном порядке. Второе Лужков проигнорировал. Любопытно, что он ссылался на Постановление Президиума Верховного Совета от 27 апреля 1991 г. № 1120-1, согласно которому Вице-мэру должны были переходить «должность, обязанности и права» Мэра, если последний ушел в отставку. А Моссовет руководствовался Указом Президента от 25 ноября 1991 г. № 239 и другими актами, предусматривавшими согласование Советами назначение глав администраций.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"

Книги похожие на "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Иванов

Виталий Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"

Отзывы читателей о книге "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.