» » » » Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ


Авторские права

Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ

Здесь можно купить и скачать "Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ
Рейтинг:
Название:
Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-227-05083-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ"

Описание и краткое содержание "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ" читать бесплатно онлайн.



«Восьмым чудом света» назвали западные журналисты открывшуюся в 1939 году в Москве Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Какие цели преследовали организаторы и создатели этого грандиозного комплекса? Что скрывается за фасадами сохранившихся и уничтоженных «дворцов»? О прошлом и настоящем этого выдающегося исторического и архитектурного памятника рассказывает книга известного москвоведа О. А. Зиновьевой.






Эта группа экономистов исходила из условий свободного рынка, умеренных темпов роста промышленности, поддержки сельского хозяйства, функционирующего на основе частной собственности, необходимости всемерного развития экспорта сельскохозяйственной продукции. По существу, такая позиция логично вытекала из продолжения НЭПа и строилась на идее сбалансированного роста разных отраслей народного хозяйства, прежде всего промышленности и сельского хозяйства.



Павильон № 4 «Эстонская ССР» (1954). Архитекторы Х. Арман, А. Вольберг, Н. Тарвас; художник П. Аавик


Представители второго лагеря, наоборот, делали упор на руководящую волю партии, исходящую из желания создать новое, якобы справедливое, общество путем искусственного обеспечения сверхвысоких темпов экономического роста, решительной ломки ранее сложившихся пропорций, а главное, из всемерного развития тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства и крестьянства. Такой позиции придерживались Л. Троцкий, Е. Преображенский, Н. Вознесенский, С. Струмилин.

Конец 1920-х – начало 1930-х годов связаны с громкими, специально организованными процессами, направленными на разгром потенциальной оппозиции, малейшего инакомыслия в среде старой интеллигенции. Вслед за печально известными Шахтинским делом (1928) и процессом Промпартии (1930) возникли «дела» и процессы, затронувшие напрямую научную жизнь страны. В 1930 году возникло «дело Трудовой крестьянской партии», ученые-экономисты которой выступали за всемерное развитие индивидуальных крестьянских хозяйств, против насильственной коллективизации. В 1932 году разразился голод как прямой результат коллективизации. Многих ведущих ученых-экономистов в результате разгромного процесса по «делу Трудовой крестьянской партии» приговорили к разным сроках заключения, а пять человек из «руководящего ядра» – Н. Д. Кондратьев, Л. Н. Литошенко, А. В. Тейтель, А. В. Чаянов и Л. Н. Юровский – в 1937 году были расстреляны.




Барельефы в интерьере павильона № 8 «Юные натуралисты» (1954). Архитекторы Н. Гришин, Д. Витухин, А. Гольдин


В такой обострившейся обстановке необходима была выставка, которая бы показала правильность выбранного партией курса.

Еще один немаловажный выставочный опыт был получен в 1930 году, когда открылась Всесоюзная постоянная строительная выставка на Хамовнической набережной.

История создания

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года (ВСХВ-39)

17 февраля 1935 года ко II Всесоюзному съезду колхозников-ударников было тщательно подготовлено обращение, которое прозвучало в докладе наркома земледелия СССР Михаила Александровича Чернова «О работе Комиссии по примерному уставу сельскохозяйственной артели». Далее события развивались со скоростью проматываемой кинопленки. Чернов предложил комиссии организовать в 1937 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Собравшиеся поддержали это предложение с энтузиазмом и направили в центральные органы Коммунистической партии и правительства обращение с просьбой об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В тот же день СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление об организации выставки – и не просто приняли, а получили подписи В. М. Молотова и И. В. Сталина.

17 августа 1935 года специальным постановлением СНК СССР был создан Главный выставочный комитет под председательством М. А. Чернова. В функции этого комитета входили обязанности по организации строительства и создания ВСХВ. В мае 1935 года уже проходил конкурс проектов, а в августе было принято решение о размещении ВСХВ в Останкине. 21 апреля 1936 года СНК СССР принимает постановление «О всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1937 г.», открытие которой планировалось на 6 июля 1937 года.


Скульптурная группа «Сельское хозяйство». Скульпторы Е. И. Белостоцкий, Г. Л. Пивоваров, Ю. М. Фридман (1939). Павильон № 58 «Украина»


В соответствии с Программой всесоюзного конкурса на эскизный проект генерального плана и павильонов комплекса ВСХВ от 30 мая 1935 года под Всесоюзную сельскохозяйственную выставку отводилась территория площадью около 450 га, окружающая Учебный городок Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Лихоборский Бугор, Выселки, Коптево и Ипатовка)[1].

В конкурсе по составлению генеральных планов выставки участвовало около 10 ведущих архитектурных мастерских Моссовета и Всесоюзной академии архитектуры под руководством таких известных зодчих, как академики И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, профессор М. Г. Бархин. Был выбран проект, предложенный маститым архитектором Вячеславом Константиновичем Олтаржевским при участии Р. П. Подольского, Н. В. Алексеева, студентов А. Б. Борецкого, Д. Г. Олтаржевского.

В средствах массовой информации начинается активная кампания по формированию особого общественного мнения о выставке как о чем-то эксклюзивном, желанном, но доступном только лучшим из лучших. С января 1936 года журнал «Строительство Москвы» начал подробно рассказывать о комплексной планировке Сельскохозяйственной выставки. Как и в случае с разработкой Генерального плана развития Москвы, здесь прослеживалось желание решить все проблемы сразу: с одной стороны, обеспечить идейно выдержанную планировку, а с другой – решить чисто технические проблемы подвоза продуктов питания и сельскохозяйственных животных, научных кадров и транспорта.

Открывать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку правительство намеревалось ко дню Конституции СССР; это событие также было приурочено к 20-летию советской власти. Первоначально выставка планировалась как временная, рассчитанная всего на 100 дней, поэтому почти все павильоны проектировались из дерева. Над созданием выставки работали 2000 архитекторов, художников, скульпторов, сотни народных мастеров. Павильоны собирались из типовых деревянных деталей. Но даже с таким подходом в срок уложиться не удалось, открытие перенесли на 1938 год, а затем отложили еще на год.

Мирное строительство выставки, связанной с трудом землепашца, но имеющее большую политико-агитационную идею, совпало с эрой повальных арестов и репрессий. В ходе так называемого Третьего московского процесса в ноябре 1937 года был арестован нарком земледелия М. А. Чернов. Он стал обвиняемым на открытом фальсифицированном процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока». И он, и его дети были расстреляны. Вскоре Олтаржевского обвинили во вредительстве и непродуманности строительства, в отсутствии генерального плана выставки, упущениях в отражении такого важного раздела, как показ новой деревни. Его решения перестали соответствовать идеологической направленности момента, пафосу и размаху времени, они оказались слишком скромными и временными для вечного советского государства. Возможно, тот факт, что в свое время именно Бухарин пригласил Вячеслава Константиновича, работавшего на строительстве высотных зданий Нью-Йорка, вернуться в Советскую Россию, стал решающим для его ареста. Собственно, обвинить Олтаржевского было очень легко – он работал в условиях штурмовщины, сжатых сроков, некачественных материалов.

От построек этого прекрасного мастера почти ничего не осталось, но, к счастью, сменивший его главный архитектор ВСХВ Сергей Егорович Чернышев, бывший тогда и главным архитектором Москвы, с вниманием отнесся к общей идее и планировке, разработанным Олтаржевским. К сожалению, Главные ворота, построенные к открытию выставки в 1937 году по проекту Олтаржевского при участии А. В. Лехер, после ареста архитектора были снесены как не соответствующие пафосной идеологии. Власть не могла оставить ворота, возведенные политическим преступником, находящимся в заключении.

Опальный архитектор, знаток высотного строительства, был сослан в Воркуту, где также продолжал проектировать и строить, но одно– или двухэтажные домики, шахты, бараки, лагерное управление. Вышел он на свободу только в 1943 году.

Сергей Егорович Чернышев, получивший образование еще в дореволюционной России и познавший принципы классического зодчества на практике, придал зданиям более пышный характер, но сохранил заложенный своим предшественником классический дворцово-парковый принцип развития по основной оси. Он был знаком с дворцово-парковыми ансамблями не понаслышке – незадолго перед революцией 1917 года завершил реконструкцию подмосковной усадьбы Горенки. Сергей Егорович принимал активное участие в разработке генерального плана реконструкции Москвы 1935 го да, проектировал районы Москвы, был одним из соавторов комплекса МГУ им. М. В. Ломоносова на Ленинских горах. К проектной деятельности были привлечены «придворные» сталинские мастера Владимир Алексеевич Щуко, Владимир Георгиевич Гейльфрейх, Дмитрий Николаевич Чечулин, скульпторы Сергей Тимофеевич Коненков, Григорий Иванович Мотовилов, художник Александр Александрович Дейнека и многие другие, умевшие воплощать социально-утопические идеи коммунизма с особой эмоциональной силой. Павильоны позволяли изумленным посетителям совершить путешествие по всей необъятной стране: в оформлении использовались природные материалы и художественные приемы каждой из республик или областей. С одной стороны, создавалась новая общенациональная культура, которая должна была сменить понятие «русская» на «советская». С другой – необходимо было сохранить некоторые культурные и узнаваемые черты и особенности каждого из народов, входивших в состав СССР. Этот двойственный подход создавал в массовом сознании ощущение единства и причастности, а также многообразия и необъятности страны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ"

Книги похожие на "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Зиновьева

Ольга Зиновьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ"

Отзывы читателей о книге "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.