» » » Мартин Селигман - Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера


Авторские права

Мартин Селигман - Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера

Здесь можно купить и скачать "Мартин Селигман - Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Дом, семья, издательство МаннИвановФерберc6375fab-68f1-102b-94c2-fc330996d25d, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мартин Селигман - Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера
Рейтинг:
Название:
Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-00057-098-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

Описание и краткое содержание "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера" читать бесплатно онлайн.



На протяжении тридцати лет основоположник позитивной психологии Мартин Селигман и его коллеги изучали связь между пессимизмом и депрессией и доказали, что хорошее самочувствие и работоспособность – это следствия оптимистичного восприятия действительности и пережитых приятных эмоций.

Автор называет депрессию эпидемией, прививку от которой лучше всего сделать в детстве. Такой «прививкой» и стала программа воспитания оптимизма у детей, подробно описанная в этой книге. Тесты, упражнения-комиксы и подробные рекомендации помогут вам понять вашего ребенка и изменить его взгляд на мир.

Книга заинтересует родителей, педагогов, детских психологов, воспитателей и учителей.

На русском языке публикуется впервые.






Созданием такой социальной программы Лайза согласилась заняться в рамках нашего проекта.

Наша четверка – Карен Рейвич, Лайза Джейкокс, Джейн Гилхэм и я – сплоченно работала весь следующий год. Мы апробировали программу на группе пяти– и шестиклассников и остались довольны результатами. Потом мы вернулись в кабинеты, чтобы отрегулировать нашу схему перед крупномасштабным тестированием. Теперь полноценная программа по предотвращению депрессии (the Penn Prevention Program), ровно как ее представлял доктор Солк, была готова: когнитивные навыки для детей, призванные противостоять депрессии, и социальные навыки, помогающие справляться с огорчениями переходного возраста. Для участия в ней мы решили отбирать наиболее ранимых детей в возрасте десяти-двенадцати лет, чтобы привить им когнитивные и социальные навыки, предотвращающие депрессию.

Приступив к обучению, мы выяснили, что закладываем в сознание детей абсолютно иные постулаты, нежели их родители. Также стало ясно, что наш подход радикально отличался от метода воспитания уверенности в себе, который практикуется в школах. Последний, как мы и подозревали, вовсе не уменьшает современные масштабы эпидемии депрессии, а возможно, даже питает ее.

Часть II

Когда современное воспитание дает сбой

Глава 4

Повышение самооценки

Внутри медальона было зеркало, и в нем отражалась она сама.

«Да это же я! – поняла она. – И вправду я! Я и есть волшебная сила этого кулона». Теперь девочка надевала кулон каждый день. Она сжимала его в ладошке и шептала: «Я в тебя верю». Кулон наполнился ее магической силой, и с тех пор она с ним не расставалась.

Элизабет Кода-Каллан«Волшебный кулон» (1988)

Легионы американских учителей и родителей изо всех сил стремятся повысить самооценку ребенка. Звучит это безобидно, но методы, к которым они прибегают, зачастую лишают детей чувства собственного достоинства. Придавая значение чувствам в ущерб действиям (контролю ситуации, проявлению упорства, борьбе с огорчениями и скукой, преодолению трудностей и т. д.), родители и учителя воспитывают поколение детей незащищенными перед депрессией.

По мнению сторонников теории самооценки, «все, что мы делаем, зависит от чувства уверенности в себе. Поэтому если с детского сада повышать самооценку, дети смогут принимать [более удачные] решения»{4}.

В рамках этого подхода нивелируются школьные оценки, дабы отстающие не чувствовали свою ущербность; отменяется низкий IQ, чтобы ребята с плохим показателем не падали духом; завышается слабый годовой балл, дабы двоечники не унывали. Уроки выстраиваются вокруг слабейших учеников, чтобы пощадить тугодумов (теперь им вообще не ставят оценкок), – и вот уже конкуренция становится ругательным словом. Подобная тактика призвана защитить чувства детей, которые иначе бы оказались в аутсайдерах. Считается, что выгода от этого перевешивает все призы, не полученные одаренными детьми.

Уверовав в пользу данного подхода, родители и учителя ринулись повышать детскую самооценку.

Рэнди учится в пятом классе. По мнению учителей, он яркий любознательный мальчик с творческим мышлением. У него пятерки по всем основным предметам, и он очень любит школу. За исключением уроков физкультуры, которые для него, как и для большинства неспортивных детей, связаны с унижением. Брэдли, Гэррет и Бет виртуозно владеют мячом, а Рэнди, пытаясь убежать с линии огня, получает им либо по заду, либо по голове. Бывает и хуже: он теряет равновесие и грохается на пол.

По вторникам утром, с 10 до 11, Рэнди получает такую порцию стыда, которой хватает на всю неделю.

Рэнди дружит с Джоэлом, который бегает быстро и поэтому не мучается в спортзале. И вот как-то физрук заявляет, что начинает тренировать школьную команду по флагболу, которая будет играть против ребят из других школ. Джоэл шепчет на ухо Рэнди, что они должны попробовать в нее попасть. Рэнди отвечает, что лучше умрет, но Джоэлу удается его убедить, что флагбол, в отличие от других игр, не требует особой координации и что достаточно просто бегать, а это даже Рэнди по силам.

Отец Рэнди считает, что мальчику стоит заниматься спортом, и поощряет его попытку попасть в школьную команду. Рэнди нехотя начинает тренироваться с Джоэлом после уроков. К его удивлению, ему нравится, и он с удовольствием выполняет упражнения Джоэла. К его еще большему удивлению, потихоньку он делает успехи.

Наступает судьбоносный день. Рэнди с отцом и Джоэлом приходят на поле, где масса мальчишек перекидывают мячи и прижимают друг друга к земле. Воодушевление Рэнди моментально превращается в ужас, который буквально парализует его руки и ноги. Отец пытается что-то посоветовать Рэнди, но у мальчика в ушах звенит, он ничего не слышит.

Под конец он ловит только один мяч, и ни разу его подача не достигает зоны принимающего. Когда соревнования заканчиваются, отцу больно смотреть на сына. «Знаешь, – утешает он Рэнди, – мне кажется, ты классно подготовился. Ты не всегда попадал, но у тебя сильная подача. Точность броска всегда можно наработать. Это не так сложно. Тебе есть чем гордиться, Рэнди. Уверен, в следующем году ты попадешь в команду. На этот раз просто не повезло».

«Ну что ты, пап? Я слабак. Слабак. Не попал в команду в этом году и в следующем не попаду. Вряд ли и пробовать буду. Давай по-честному, я бездарь».

Отец пропускает ответ мимо ушей и продолжает лить елей: «Ну, так нельзя. Ты не должен так думать. Поверь, у тебя все было отлично. Мне кажется, ты ни в чем не уступаешь остальным. Не вешай нос! Скажи себе, что ты молодчина и что в следующий раз у тебя получится еще лучше».

«Ладно, ты прав. Я молодец. Пойдем отсюда, a?»

У папы Рэнди самые лучшие намерения. Он понял, что сыну плохо, и решил улучшить ему настроение, причем сразу. Как и многие родители, он старался повысить самооценку Рэнди посредством дежурных фраз позитивного мышления. Он говорил Рэнди «приятные» вещи, рассчитывая, что слова ободрения успокоят боль и заменят ее самоуважением. Но такой подход не сработал. Рэнди ведь не примитивное доверчивое существо, которое жаждет заретушировать неприглядную правду. Папины старания только усилили опустошенность подростка и подорвали его доверие к сказанному.

Самооценка: краткая история понятия

У понятия самооценки благородное происхождение. Отец современной психологии Уильям Джеймс более ста лет назад вывел ее формулу{5}:

Самооценка = Достижения / Притязания

По Джеймсу, чем больше у нас достижений и чем меньше наши притязания, тем выше наша самооценка. Мы будем любить себя сильнее, если будем больше преуспевать или же если умерим свои желания.

Джеймс соединил два уровня психологической функции. Во-первых, самооценка – это чувство: ее определяют огорчение, удовлетворение, радость и тому подобное. А во-вторых, данное чувство укоренено в окружающем мире, в успешности нашего взаимодействия с миром. Конфликт между двумя этими аспектами – хорошим настроением и успехами – послужил теоретическим обоснованием для практики улучшения самооценки. Именно «хорошее настроение» и «успешность» указывают на то, что с самооценкой все нормально, и, что еще важнее, на неверность и контрпродуктивность усилий повысить самооценку словами, как делал папа Рэнди.

Понятие самооценки находилось в тени почти семьдесят пять лет после того, как Джеймс его сформулировал, ведь Америка была занята войнами и преодолением экономической депрессии. На фоне столь масштабных мировых проблем, порождающих человеческие несчастья, в американской психологии господствовали теории о том, что людей возносят и низвергают мощные силы, неподвластные контролю.

Радикальные изменения в социальных науках произошли в 1960-е годы, когда Америка вступила в эпоху благосостояния. Выбор индивида стал узаконенным объяснением человеческих поступков, а идея зависимости от внешних сил начала выходить из моды. Особенности поведения теперь объясняли собственными интересами индивида, а не внешними силами. В 1967 году Стэнли Куперсмит, молодой преподаватель психологии из Калифорнийского университета, предположил, что в воспитании детей первостепенную роль играет самоуважение{6}. Эту идею подхватили широкие массы, особенно школы, либеральные конфессии и индустрия по выпуску мотивирующей продукции.

Серьезные психологи, занимавшиеся мотивацией, взяли на вооружение такие аспекты, как «хорошее настроение» и «успешность». Мэтр в сфере концепций самооценки Натаниэль Бранден определял самооценку следующим образом{7}:

1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами (успешность).

2. Уверенность в своем праве на счастье, чувство достоинства, ощущение правомочности своих потребностей и желаний, а также права на результат своих усилий (хорошее настроение).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

Книги похожие на "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мартин Селигман

Мартин Селигман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мартин Селигман - Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

Отзывы читателей о книге "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.