» » » » Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика


Авторские права

Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Рейтинг:
Название:
Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Издательство:
Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0791-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Описание и краткое содержание "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России.

Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики.

Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.






3. Особое внимание уделяется формированию и поддержке партнерских отношений и кооперации бизнеса с государством и университетами. Развитые страны наращивают усилия в поиске новых механизмов и форм частно-государственного партнерства в области исследований, разработок и инноваций. Среди них – совместное финансирование научно-технологических программ (проектов), представляющих интерес как для бизнеса, так и для государства; поддержка доконкурентных стадий инновационного цикла, кооперации компаний (включая малый и средний бизнес) между собой, с университетами и научными центрами для осуществления научной и инновационной деятельности; передача прав на научные результаты, созданные за счет бюджета, частным компаниям; обеспечение трансфера технологий военного сектора в гражданский и др.

Применяя те или иные рычаги стимулирования кооперации в научно-инновационной сфере, государство не только подает частному бизнесу важные для него сигналы (в частности, указывает на те формы и направления научной и инновационной деятельности, которые оно готово поддерживать) и разделяет издержки и риски реализации крупных научных и инновационных проектов общенационального и/или стратегического значения, но также

получает возможность контроля за использованием выделенных на эти цели бюджетных средств и определенные гарантии их эффективности.

4. Особенностью сложившейся модели регулирования научно-инновационной сферы является интеграция ее целевых ориентиров в систему национальных целей; координация и согласование политики по отношению к ней с экономической, промышленной, финансовой, торговой и иными направлениями политики.

Создание адекватных условий для развития научно-инновационной сферы становится одним из ключевых требований, предъявляемых к государственным инициативам, направленным на повышение эффективности экономики: проведение структурных реформ, содействие конкуренции, улучшение предпринимательского климата, формирование инновационного мировоззрения, поддержка малого и венчурного бизнеса, обеспечение правовой защиты и использования интеллектуальной собственности и т. д. Вопросы межведомственной координации научной политики, ее взаимодействия с другими направлениями государственной политики чрезвычайно актуальны не только для России, они далеко не полностью урегулированы и в развитых странах. Хотя здесь решения, принимаемые государством с целью поддержки науки и инноваций, как правило, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти.

В последние 10–15 лет практически все развитые и новые индустриальные страны стали фиксировать свои цели в сфере науки и инноваций в различных стратегических и программных документах, причем не только в качественном, но и в количественном выражении. Сам факт такой фиксации является стимулом для исследовательской и инновационной активности как в государственном, так и частном секторах экономики. Например, Финляндия планирует повысить долю расходов на науку в ВВП до 4 % (к 2011 г.); Дания дополнительно направит в эту сферу 1,5 млрд евро; Венгрия и Испания в течение нескольких лет увеличат долю «научных» затрат до 2–2,1 % ВВП. Качественное описание целей касается, например, институциональных преобразований, в частности создания центров превосходства мирового класса (Великобритания); использования инноваций как инструмента реструктуризации экономики (Китай), повышения конкурентоспособности национальных фирм (Мексика), укрепления международных позиций (Норвегия) и т. п. (подробнее см.: [OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2008]).

5. Признание науки и технологий в качестве ключевого фактора геополитики, определяющего позиции страны в глобальной экономике, возможность и условия ее интеграции в мирохозяйственные связи и отношения, во многом объясняет долгосрочный, стратегический характер государственных инициатив, реализуемых в этой области за рубежом. Так, в ЕС для усиления научно-инновационной составляющей экономики разработана и развивается долгосрочная концепция «лидирующих рынков», предусматривающая поддержку рынков, восприимчивых к инновациям; активизируется инновационная деятельность в государственном секторе и стимулируется ее диверсификация; усиливается внимание к науке и инновациям на региональном уровне; предпринимаются специальные меры по развитию нетехнологических инноваций (организационно-управленческих, маркетинговых, социальных, экологических), интеллектуальных (знаниеемких) услуг и т. п.

6. Глобализация и становление новой экономики, основанной на знаниях, сопровождаются не только интеграцией усилий отдельных субъектов научной и инновационной деятельности, которая в ряде случаев становится необходимым условием достижения успеха и/или позитивных сдвигов, но и обострением конкуренции и борьбы за лидерство на высокотехнологичных рынках. Именно поэтому наряду с интенсивным развитием и расширением международного научно-технического сотрудничества большинство развитых стран проводит жесткую политику по обеспечению национальных интересов и безопасности в этой сфере, предусматривающую и защиту внутреннего рынка от ввоза наукоемкой продукции (что нередко приводит к нарушению действующих в этой области международных соглашений и договоров, порождает конфликтные ситуации, урегулирование которых требует специальных усилий), и ужесточение режима охраны прав интеллектуальной собственности и контроля за его соблюдением, и развитие национальной науки и образования, и т. п. Это позволяет сформировать такую национальную инновационную систему (НИС), которая обеспечивала бы генерацию, распространение, заимствование и использование «критической массы знаний», необходимых для устойчивого роста экономики, повышения конкурентоспособности, достижения национальных целей развития.

Под НИС понимается система национальных институтов (государственных, частных, общественных), предназначенная для генерации, хранения и передачи знаний, навыков и артефактов, содействующих созданию и распространению новых технологий. Они образуют основу для формирования и реализации государственной политики, направленной на рост эффективности и конкурентоспособности экономики, научно-инновационного комплекса. Достижение этих целей зависит от эффективности не только каждого отдельного института НИС (компаний, научных организаций, вузов и др.), но и их взаимодействия друг с другом как элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими как ценности, нормы, право).

Понятие НИС впервые было сформулировано К. Фрименом в 1987 г. для объяснения межстрановых различий в уровне технологического развития [Freeman, 1987]. В дальнейшем концепция НИС трансформировалась от теоретической модели к практическим инструментам. ОЭСР и другие международные организации стали использовать ее в процессе анализа, формирования и реализации своих инициатив.

На протяжении эволюции данной концепции прослеживается непрерывное расширение понятий «инновация» и «инновационная система».

Так, «американский подход», предложенный Р. Нельсоном, связал ее с высокотехнологичными отраслями и взаимодействием фирм, университетов и институтов государства. К. Фримен, анализируя японскую модель, расширил рамки НИС, включив в нее национальные особенности культуры, корпоративного менеджмента и многие другие специфические черты отдельно взятой страны или региона. Представители «регуляционной школы» (Р. Бойэр, Р. Баррэ и др.) поместили в центр анализа человеческие ресурсы – компетенции, обучение, рынки труда. По этому же пути пошли представители «школы национальных бизнес-систем» (Р. Уитли и др.). В последние годы развивается «ольборгский подход», разработанный Б. Люндвалем и учитывающий необходимость расширения состава институтов и механизмов взаимодействия в НИС.

Таким образом, в настоящее время отчетливо выделяются три основных направления развития концепции НИС. В рамках первого акцент делается на секторе ИР и связанных с ним видах деятельности; второе предполагает примат компаний и рынков. Наконец, третий и, как считают многие эксперты, наиболее перспективный путь базируется на изучении интеллектуального капитала в системе производства товаров и услуг [Lundvall, 1985; Freeman, 1987; Nelson, 1988; National Systems of Innovation, 1994; Metcalfe, 1995; Whitley, 1996; Boyer, Amable, Barre, 1997; Andersen, Lundvall, 1998; Lundvall, Bjorn, Andersen etal., 2002].

Обобщая вышесказанное, отметим, что роль государства (и государственной политики) в сфере науки, технологий, инноваций состоит в содействии ее развитию в интересах повышения благосостояния общества и конкурентоспособности экономики, обеспечении условий, необходимых для их эффективного функционирования. Следует подчеркнуть, что для частного сектора государственные инициативы могут выполнять лишь функции своего рода катализатора и стимула инновационной активности. В развитых экономиках прямая государственная поддержка научной и инновационной деятельности при наличии соответствующих эффективных институтов, предоставление налоговых стимулов и иных преференций для нее, как правило, положительно влияют и на инновационную активность бизнеса[7].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Книги похожие на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Китова

Галина Китова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Отзывы читателей о книге "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.