» » » Василий Микрюков - Краткий курс педагогики


Авторские права

Василий Микрюков - Краткий курс педагогики

Здесь можно купить и скачать "Василий Микрюков - Краткий курс педагогики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «БХВ»cdf56a9a-b69e-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Микрюков - Краткий курс педагогики
Рейтинг:
Название:
Краткий курс педагогики
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-9775-0721-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий курс педагогики"

Описание и краткое содержание "Краткий курс педагогики" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, цели и задачи воспитания, основы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений России в современных условиях. Рассматриваются закономерности и принципы организации педагогического процесса в школе, задачи, формы и методы деятельности педагога.






Открыто-отрицательное отношение возникает тогда, когда учитель или учащиеся демонстративно подчёркивают неприязнь, неприятие друг друга, раздражительность, несовместимость.

Пассивно-отрицательное отношение характеризуется недемонстративным отрицанием учащихся, безучастностью, скрытой неприязнью, сухостью, отчуждённостью в общении с учащимися, равнодушием к их успехам и неудачам, формализмом в работе.

Негативное отношение характеризуется нетерпимостью, открытой неприязнью, агрессивностью, отрицательной оценкой способностей учащихся, их поведения и отношения к предмету обучения.

Улучшению взаимоотношений педагога с учащимися способствуют следующие условия:

● создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;

● организация коллективных мероприятий, усиливающих контакты

учащихся и создающих общие эмоциональные переживания;

● справедливое отношение ко всем учащимся и объективная оценка их деятельности независимо от уже сложившихся межличностных отношений;

● учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося и коллектива в целом (стремлений, интересов, ценностных ориентаций и др.).

Организация положительного педагогического взаимодействия позволяет значительно повысить эффективность педагогического процесса, создать благоприятный психологический климат.

Глава 7

Педагог

Педагог (от греч. paidagogos – воспитатель) – это:

● 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.);

● 2) учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Педагогами в широком смысле слова называют тех, кто кого-либо воспитывает, вооружает знаниями, умениями, навыками. В узком смысле слова педагог – это лицо, получившее специальную подготовку, занимающееся обучением и воспитанием учащихся и студентов.

Профессия педагога является одной из самых древних. В Античном мире функции педагога исполняли жрецы. Но уже в древней Греции появляются лица, специально занимающиеся воспитанием и обучением детей и подростков, – вольнонаёмные учителя. В Средние века, когда церковь захватила монопольное право на просвещение, функции педагогов выполняли монахи и священнослужители. С возникновением светских городских школ вновь появляются светские учителя.

Многие государственные и общественные деятели отмечали достоинства и большое значение педагогической профессии. Ещё в XVII в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский писал, что учителю «…вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем»[19]. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно расписывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества[20].

Немецкий педагог XIX в. А. Дистервег считал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным примером для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. …Его личность завоёвывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя»[21].

Русский философ И. А. Ильин (рис. 38) так высказался о роли педагога в жизни страны: «Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя преподавателя школы, а также профессора, который есть учитель учителей»[22].

Труд педагога чрезвычайно сложен и многогранен. Педагог обязан не только преподавать определённую учебную дисциплину, но и управлять процессом развития и формирования личности учащихся, используя для этого и преподаваемый предмет, и всё многообразие форм и методов внеучебной работы, и общение с обучаемыми.


Рис. 38. И. А. Ильин (1883–1954)


Прежде всего, от педагога требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. А. С. Макаренко отмечал, что учащиеся простят своим преподавателям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать хорошим педагогом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью. «Невозможно дать другому то, что не имеешь сам», – писал А. Дистервег.

Знание своего предмета – необходимое, но недостаточное условие в педагогической работе. Педагог должен обладать обширными познаниями и в области смежных предметов, т. к. научные понятия и мировоззрение формируются у обучаемых на основе межпредметных связей, отражающих те взаимовлияния и взаимодействия, которые характерны для предметов, явлений и процессов объективно существующего реального мира.

Глубокая специальная подготовка и широкая эрудиция педагога имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно-технического прогресса. Для того чтобы ориентироваться в мощном потоке научной информации, снабжать учащихся знаниями, навыками и умениями, соответствующими уровню развития современного общества, педагогу необходима основательная научая подготовка. По образному выражению российского психолога А. Н. Леонтьева, «научно-техническая революция привела не только к взрыву информации, но и к потере относительной устойчивости знаний». Поэтому педагог должен обладать известной научной перспективой, постоянно пополнять багаж своих знаний и приобщать к этому своих воспитанников.

Вполне естественно, что педагог должен знать намного больше того, чему он обучает, обладать более широким научным кругозором, нежели его подопечные. Без этого невозможно увлечь учащихся своим предметом, удовлетворить их запросы, стимулировать пополнение приобретённых ими познаний.

При этом педагог должен не только обладать знаниями, но и уметь сделать их достоянием тех, кого он обучает. А это совсем не одно и то же. «Иные люди много знают, – говорил М. И. Калинин, – я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями»[23].

Когда говорят о педагоге, то очень часто речь идёт о том, что педагогом надо родиться. Приводятся примеры выдающихся педагогов прошлого и современного времени (Коменский, Локк, Песталоцци, Гербарт, Дистервег, Ушинский, Каптерев, Макаренко, Сухомлинский, Лихачёв, Кабалевский и др.). Но таких людей единицы, а только в нашей стране число педагогов в настоящее время превышает миллион. А сколько их было за всю человеческую историю?! Как и в любой другой области человеческой деятельности, педагогический талант встречается крайне редко. Но его вполне может заменить настойчивость в овладении педагогическим мастерством и постоянное совершенствование знаний, навыков и умений обучения и воспитания. Сам А. С. Макаренко по этому поводу писал: «…можем ли мы строить воспитание всего нашего советского детства и юношества в расчёте на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т. е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении»[24].

Вполне очевидно, что для становления педагога нужны определённые способности и призвание. Самое главное здесь – это своевременно их выявить и всемерно способствовать их развитию. Наиболее полно в этом плане способствует правильно организованный учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях. Но при этом немаловажную роль играет проявление желания и настойчивость самих учащихся в овладении теми качествами, которые необходимы хорошему педагогу. Поэтому и говорят, что хороший педагог формируется со школьной скамьи.

Теоретическую основу педагогического мастерства составляет основательное изучение системы педагогических наук: теории и истории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик воспитания и обучения. В совершенствовании педагогического мастерства большое значение имеет опыт работы как самого педагога, так и его коллег. В свою очередь, этот опыт нуждается в постоянном анализе, обобщении, требует внесения необходимых корректив в связи с прогрессивным развитием самой педагогической науки и изменяющимися социально-политическими условиями в жизни общества.

Составной частью педагогического мастерства является педагогическая техника, представляющая совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического влияния на учащихся. Педагогическая техника включает в себя умение выбрать правильный стиль общения с учащимися и студентами, умение управлять вниманием как своим, так и обучаемых, умение владеть своими чувствами и поступками. Иногда педагогу приходится проявлять свои чувства как бы «по заказу», делая это в рамках педагогической целесообразности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий курс педагогики"

Книги похожие на "Краткий курс педагогики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Микрюков

Василий Микрюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Микрюков - Краткий курс педагогики"

Отзывы читателей о книге "Краткий курс педагогики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.