» » » » Вячеслав Гуляихин - Правовая социализация человека


Авторские права

Вячеслав Гуляихин - Правовая социализация человека

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Гуляихин - Правовая социализация человека" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Гуляихин - Правовая социализация человека
Рейтинг:
Название:
Правовая социализация человека
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-7205-1204-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правовая социализация человека"

Описание и краткое содержание "Правовая социализация человека" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена системному анализу проблем правовой социализации. Данная работа может рассматриваться как определенный этап в генезисе целостной теории правовой социализации человека. В ней исследуются проблемы теоретико-методологического плана в области правоведения, философии права и юридической психологии.

Книга адресована специалистам-гуманитариям, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем, кто интересуется проблемами правоведения и философии права.






Следует отметить, что значительную роль в процессе формирования основ правовой культуры младших школьников, играет воспитание у них чувства ответственности и долга. Особенно важно разъяснять ученикам начальных классов принцип личной ответственности каждого за свои поступки, и конкретно показывать степень соответствия последних не только школьным правилам для учащихся, но также юридическим и моральным нормам. Но здесь возникает вторая угроза, которую Эриксон считает более фундаментальной по сравнению с первой – «ограничение человеком самого себя и сужение своих горизонтов до границ поля своего труда, на который, как сказано в Библии, он был осужден после изгнания из рая»[46]. Он легко превращается в конформиста, нерассуждающего раба техники и ее хозяев, когда начинает верить в то, что работа – это его единственная обязанность, а профессия и должность – главный критерий его ценности как человека. Такая ценностная установка может зародиться на четвертой стадии социализации и в итоге привести индивида к отчуждению от своей сущности, когда он, потеряв смысл своего существования, становится ущербной личностью со спутанным правосознанием. Исповедуя такие ценности человек отчуждается от других людей, становится не субъектом прав и свобод, а лишь объектом правовых отношений. Поэтому на данной стадии психосоциального развития ребенок должен быть не только объектом, но и субъектом правовой социализации. Как субъект он выступает прежде всего как член детской ассоциации или учебного коллектива, а это значит, что ребенок может принимать активное участие в различных общественных и воспитательных мероприятиях. Младшие школьники, которые овладели основами правовой культуры, имеют возможность непосредственно позитивно влиять на учащихся, нарушающих моральные и правовые нормы. Тем самым они способны положительно влиять на поведение своих товарищей, побуждая их следовать правовым и нравственным императивам.

При успешном завершении четвертой стадии первичной правовой социализации детство (в узком смысле этого слова) заканчивается и начинается отрочество, которое переходит в юность. Следующая стадия приходится обычно на возраст от двенадцати до восемнадцати лет и при ее прохождении ребенок сталкивается с такими фундаментальными проблемами как самоидентификация и смешение психосоциальных ролей. Выбор алгоритма их решения подростком проходит в контексте созданных им идеалов семьи, морали и права, которые зачастую слишком оторваны от реалий общественных отношений. В современном мире социально-правовая действительность сильно проигрывает перед возвышенными общественными идеалами юности. Поэтому многие молодые люди склонны самостоятельно вырабатывать, а чаще принимать уже готовые радикальные теории и мировоззрения, претендующие на снятие всех общественных противоречий и установление «царства правды» на земле. В этом возрасте подростки полагают, что «создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории»[47]. Существует угроза, что в силу своих психосоциальных особенностей они могут стать легкой добычей ультрарадикальных политических деятелей, которые управляют ими с помощью небольшого набора примитивных технологий манипуляции сознанием.

На пятой стадии правовой социализации у подростков появляется отличное от прежнего, новое мироощущение и мировосприятие. Это связано не только с физиологическим созреванием, но и с тем, что в процессе психосоциального развития у них становится более развитой способность к обобщению и абстрагированию. Новый взгляд на жизнь составляет основу иного, отличного от предыдущего, и уже гораздо менее инфантильного правосознания, формирование которого напрямую зависит от качества связей субъекта с его социальным окружением. Если качество этой связи было положительным, то подросток сумеет благодаря развившейся у него способности к обобщению объективно определить свой социально-правовой статус, а также понять и осмыслить необходимость выполнения им соответствующего комплекса общественно-правовых ролей. При успехе психосоциальной самоидентификации молодой человек ясно осознает свое место в обществе и куда надо ему дальше двигаться, чтобы полностью реализовать свой духовный потенциал. Если же качество этой связи имеет негативный характер, то из-за ее противоречивости и хаотичности ребенок не может идентифицировать свое «Я», у него происходит путаница в выборе тех социальных ролей, которые он уже должен выполнять в силу имеющихся объективных общественных потребностей и которые ему так непоследовательно и противоречиво навязывается его ближайшим окружением.

Каждое общество должно стремиться к тому, чтобы все его члены могли идентифицировать себя адекватно своему экзистенциальному «Я» с учетом объективно сложившейся общественно-исторической ситуации. Если они этого не могут сделать в силу различных субъективных и объективных обстоятельств, то процессы их самоидентификации начинают идти по негативному сценарию в русле деперсонализации и отчуждения, что рано или поздно сделает маргинальным сознание этих людей. Субъект со спутанными социальными ролями неизбежно отчуждается как от собственных личностных духовных потребностей и персональных интересов, так и от выполнения общественного долга и гражданских обязанностей. Его спутанное правосознание может детерминировать девиантное поведение. «Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», т. е. отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья»[48]. Путаница ролей может быть обусловлена той исторически сложившейся социокультурной ситуацией, в которую погружен человек.

Если на предыдущих стадиях правовой социализации родители занимают доминирующее положение в качестве ее агентов, то на пятой ступени психосоциального развития ребенка их влияние становится гораздо более косвенным. Сильное воздействие начинают оказывать сверстники, учителя, тренеры, молодежные лидеры, друзья семьи, соседи и т. д. На данной стадии постепенно уже начинают вступать в свои права ведущие агенты вторичной правовой социализации – сотрудники правоохранительных органов, представители администраций образовательных учреждений, религиозные и общественно-политические деятели, СМИ и т. д. По мнению Эриксона, если родители поддерживали процесс формирования у подростка таких качеств как доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то у него значительно возрастают шансы на успешное преодоление пятого возрастного кризиса, суть которого выражается в необходимости психосоциальной самоидентификации ребенка. Если же их роль не была позитивной, то особое значение тогда приобретают другие агенты социализации, которые потенциально могут оказать сильное и благотворное воздействие на недоверчивого, излишне стыдливого, неуверенного, преисполненного чувства вины и неполноценности подростка.

Можно согласиться с утверждение Д. Элкинда, что иногда лучше идентифицировать себя с наркоманом, хиппи или малолетним преступником, чем вообще не иметь своего «Я»[49]. Поскольку даже девиантная самоидентификация подростка позволяет ему достаточно четко структурировать аксиологическую компоненту своего правосознания, которую агенты правовой социализации смогут затем корректировать и перестраивать с помощью имеющегося у них набора социально-педагогических методов и средств. Если же подросток не идентифицировал своего «Я» даже на основе девиантной матрицы выбора общественных ролей, то он становится субъектом «спутанного» измененного правосознания, которое в силу слабости своей формы, изменчивости и непостоянства своих аксиолантов будет перманентно уходить в себя, ускользая от позитивного воздействия агентов правовой социализации.

В силу ряда исторических и социокультурных причин значительная часть русского народа не может определиться со своей социальной ролью, поскольку не обладает законченными формами общественного сознания. Эту особенность замечал еще Н.А. Бердяев: «Русский народ очень одаренный, но у него сравнительно слабый дар формы. Социальная стихия опрокидывает всякую форму. Это и есть то, что западным людям, особенно французам, у которых почти исчезла первичная стихия, представляется варварством»[50]. Это отличительное свойство русского народа вызывает порой сильное


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правовая социализация человека"

Книги похожие на "Правовая социализация человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Гуляихин

Вячеслав Гуляихин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Гуляихин - Правовая социализация человека"

Отзывы читателей о книге "Правовая социализация человека", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.