Николай Конюхов - Психоэкономика
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психоэкономика"
Описание и краткое содержание "Психоэкономика" читать бесплатно онлайн.
В книге на основе анализа развития мировой экономики установлено, что цикличность социально-экономического развития связана с цикличностью изменения психотипов людей, цикличностью солнечной активности. Совпадение периода господства элиты третьего поколения с усилением черт истероидности экономически активного населения рождает психоэкономические кризисы особой глубины. Это пережил мир в 1929–1939 годах, это мы переживаем сейчас (2008 —….гг.). Выход из кризиса подобного типа ранее был возможен через войны, революции, голод и др., насильственно меняющих людей. Степень таких потрясений может быть уменьшена через понимание психоэкономических основ подобных кризисов.
Она предназначена политикам, экономистам, психологам, практикам-руководителям, студентам.
Развитие, социальная адаптация личности проходит противоречиво. Наиболее интенсивно это идет тогда, когда отношение к чему-то, основные ценности меняются маятниково. То есть, когда изменения происходят в нужном направлении попеременно: то на уровне сознания, то на уровне подсознания, то на уровне центральных эмоций, то на уровне частных метапрограмм деятельности.
В психологии известна достаточно обоснованная концепция К. Юнга о психотипах людей, согласно которой в противовес действующему, проявляющемуся психотипу на уровне динамических стереотипов в подсознании формируется противоположный психотип. То есть, у человека с активно проявляющейся метапрограммой достижения будет формироваться в подсознании потребность в проявлении метапрограммы избегания. У экстравертов в подсознании формируется потребность в интровертности, и наоборот.
Это в значительной степени объясняет, почему изменение психотипов, в том числе и в элите, происходит маятниково.
Это глобальный механизм развития людей, развития нашего сознания. Для постепенного осознания окружающего мира нет иного пути, как вычленить какой-то факт, закономерность, обратить на него внимание, присвоить ему понятие, название, метку, по которой образ этого факта, закономерности может быть мысленно воссоздан в голове человека, а еще лучше – всех людей. Но, вычленив данный факт, мы тем самым игнорируем, на научном языке – абстрагируемся, от многих иных факторов, которые в определенный момент могут стать достаточно важными для понимания окружающего мира. Тогда сознание как бы «забывает» уже осознанный факт, осознанную закономерность (1) и переходит к анализу следующей (2). Затем в бессознательное вытесняется закономерность (факт) 2, сознание переходит к анализу факта 3 и т. д. И коль мы живем в вероятностном мире, в мире кумулятивно-факторных причин, то такой процесс логического, нагляднообразного познания будет бесконечен.
Осознание чего-то с помощью понятий – это выделение осознаваемого, вычленение его из системы детерминационных зависимостей, это есть абстракция.
Наше абстрактное мышление связано с созданием образов, моделей с обращением внимания на детерминаты его развития через их последовательный перебор (факт, закономерность 1, 2, 3 и т. д.). И наши эмоции работают по дихотомической системе: вычленяют важность то одного фактора, то другого. Это своеобразный маятник. Для некоторых психотипов (шизоидов) данный процесс соответствует их сущности. У шизоидов маятниковость восприятия протекает имманентно, спонтанно.
Для других психотипов это происходит за счет большего включения внешних факторов, но и для них развитие – это постоянная, синусоидообразная смена доминант, смыслов, осознаваемых фактов, явлений. У некоторых такая смена происходит быстро, у некоторых – крайне медленно.
Но при каждом прохождении эмоционального плюса и минуса человек при определенных условиях (чаще при положительном подкреплении) как бы поднимается на маленькую ступеньку вверх в своем развитии, а при других условиях (чаще – при негативном подкреплении) – опускается. При этом большой подъем невозможен без хотя бы маленького понижения до этого.
Принятие любой ценности (именно принятие, а не заучивание) – это переживание ее в зоне как позитивных, так и негативных эмоций, так, что в результате происходит сдвиг и на уровне сознательного, и на уровне подсознательного в восприятии этой ценности. Так развивается каждый человек, так развивается все человечество.
Только поняв, что такое плохо, человек начинает осознавать, что такое хорошо. Только поняв, что безбожие ведет к необратимым негативным последствиям для человечества, для каждого человека, мы можем прийти к вере в Бога. Или же будет просто подражание верующим.
Момент такого понимания – зачастую это раскаяние в прошлом, безбожном бытии. Не случайно в Библии говорится о том, что раскаявшийся грешник ближе к Богу, нежели праведник.
Момент раскаяния – это есть момент переворота, изменения бессознательного у человека. Это момент отречения от ранее принимавшихся ценностей и движение к новым выстраданным ценностям, смыслам.
При таком подходе любая выстраданная нравственная норма, выстраданный смысл есть не что иное, как убеждение на собственном опыте в неправильности одних норм и правильности других. Для приобретения такого опыта нужно переступить границу правильных норм, правильных смыслов. Бог даровал человеку полную свободу, по образу и подобию своему. Бог создал людей разными. В силу этого разные люди нуждаются в разной мере переступания за границы правильного, чтобы по собственной воле прийти к божественным нормам, правилам, ценностям, смыслам. Ошибки – объективная потребность, необходимый элемент нашего развития. Более важно другое – правильные выводы из совершенных ошибок.
Конечно, мы можем создать людей, которые будут строго соблюдать существующие, сотворенные, священные нормы человеческого бытия. И такие люди, если они есть, святы. Они нужны, так как по образу и подобию святости можно и нужно учить грешников. Они поддерживают божественную искру в человечестве. Это так. Но также истина заключается в том, что по мере развития общества меняется, уточняется, развивается само божественное. И это развитие идет по уже описанным законам, чтобы осознать границы божественного – эти границы надо переступить, хотя бы малость… Тогда происходит осознание, раскаяние, понимание – что можно, а чего нельзя в этом мире до самых кончиков своих волос.
Например, нужна ли генномодифицированная сельхозпродукция? Можно ли лечить людей, выращивая их органы из стволовых клеток? Можно ли вводить людей в транс для достижения их просветления? Просто разговоры, предположения на эти темы мало что дадут. Тут нужны эксперименты, опыты, а следовательно и неизбежны ошибки. Люди, живущие с Богом в душе, будут идти на эти риски, а при неудаче – искренне раскаиваться в содеянном… Нет иного пути для прогресса в человеческом обществе, нет иного пути для нашего духовного совершенствования. При этом все лучшие традиции, смыслы, обычаи, нормы нашего жития важно сохранять, беречь. Важно, чтобы эти ошибки были минимальными и не связывались с экспериментами над всем человечеством. Настоящие врачи сначала экспериментировали на себе.
Но также есть люди, которые, стремясь к прогрессу, делают ошибки, убеждаются в ошибочности своих действий, раскаиваются в них, замаливают свои ошибки, и завещают другим по их пути просто не идти. Такие люди по-своему нужны человечеству, а вероятно – и Богу. Грешник, раскаивающийся в содеянном, близок ему.
По К. Юнгу, одно – в сознании, противоположное – в бессознательном. А как грех и праведность? Скорее всего, в нашей сущности заложены наши колебания в истине, в праведности. А это есть не что иное как заложенная предпосылка к самосовершенствованию.
История нашей цивилизации идет так, будто кто-то заставляет, принуждает нас быстро, насколько это возможно в рамках одного поколения, развиваться. Не хочешь развиваться, маятниково совершенствоваться – тебя заменят на Олимпе другие. И этот кто-то дает шанс и лицам, которые по какой-то причине не попали в элиту, отвечающую за развитие общества – собраться с силами, с духом и заменить пострезонансную элиту собой. Или будь постоянно в напряжении, борьбе, развитии – или уступи место другим.
В Библии описана технология маятникового влияния на людей. Не случайно Ангел говорит Аврааму: «Теперь я знаю, что боишься ты Бога…» (Бытие, глава 22). Авраам был избран Богом не только в силу его любви, но и с учетом подверженности страху перед Господом. Таково откровение Моисею о важности страха в управлении людьми (любовь при этом – важнейшее условие, о ее важности мы помним, а о страхе забыли за прошедшие века). Смерть Христа – тоже маятниковость: то восхваляют его, к ногам бросают лавр, то требуют его распять… Не будь этой маятниковости, было бы таким сильным христианство? Отсюда следует, что гнев Божий – это созидательный гнев, гнев, развивающий человечество.
Но используются ли такие технологии маятниковости при влиянии на людей самими людьми? Мы имеем на этот счет блестящие исторические примеры: это метод Сократа, Платона и др. Помимо того, что он содержит в себе технологии, которые сегодня представляет NLP, в этом методе заложен значительно более глубокий смысл.
Такой элемент диалогов как «подстройка – разрыв шаблона», если говорить языком современной психологии, скорее всего, является центральным. Вначале оппоненты Сократа обычно соглашались с ним. Идет накопление согласий, то есть подстройка. Затем, словами NLP – классическая технология разрыва шаблона. Для этого Сократ даже позаимствовал из театра термин «агон» – противопоставление, страстная борьба идей, противоположностей. Агон (отсюда слова «антагонист»; «агония» – «борьба со смертью») – это своего рода состязание, такое же, как в античной комедии, драматический спор, «борьба двух противоположных идей, которые защищают соперничающие стороны, причем борьба азартная, страстная» (Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А., 1993).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психоэкономика"
Книги похожие на "Психоэкономика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Конюхов - Психоэкономика"
Отзывы читателей о книге "Психоэкономика", комментарии и мнения людей о произведении.