» » » Л. Фомичева - Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие


Авторские права

Л. Фомичева - Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Л. Фомичева - Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «МЦНИП»7df6bd0e-e17c-11e3-86c0-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Фомичева - Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие
Рейтинг:
Название:
Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-906223-14-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие предназначено для учителей начальных классов образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) назначения и призвано обеспечить программно-методическое сопровождение работы по развитию зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения.

Учебно-методическое пособие может быть интересно и полезно также студентам факультетов начального обучения, дефектологии и факультетов коррекционной педагогики.






Несмотря на то, что скорость восприятия является величиной непостоянной и может меняться под воздействием ряда факторов (размер объекта, уровень освещенности объекта и др.), в условиях нарушенного зрения в качестве важнейших их них выступают острота зрения и характер зрительного заболевания.

Что касается остроты зрения, то необходимо иметь в виду, что зависимость скорости восприятия от данной функции зрения имеет место только до величины остроты зрения равной 0,2.

Когда речь идет о влиянии на скорость зрительного восприятия характера зрительного заболевания, то негативное влияние на него оказывают, прежде всего, поражения нейрозрительных путей (например, при атрофии зрительного нерва).

Наряду со снижением количественного показателя (скорости) зрительное восприятие, реализующееся в условиях нарушенного зрения, имеет качественное своеобразие, обусловленное ограничениями чувственного опыта и рассогласованием сенсорно-перцептивного и речемыслительного уровней. Это, в свою очередь, приводит к задержке возрастного становления зрительного восприятия и включенных в его систему других психических функций.

Своеобразие зрительного восприятия проявляется, прежде всего, в особенностях протекания процесса узнавания. Хотя при зрительном узнавании предметов и объектов процессы анализа и синтеза у лиц с нарушениями зрения протекают так же как у нормально видящих (первоначально выделяются отдельные признаки, свойства, характеризующие предмет, затем они сличаются между собой путем мысленного сравнения непосредственного чувственного образа и образов памяти, позднее выделяются признаки общности и различия, уточняется его целостный образ и называется предмет), но за счет несформированности необходимых перцептивных действий (у детей дошкольного возраста), снижения тонкости зрительных дифференцировок (у детей школьного возраста и взрослых) возникает такая особенность зрительного восприятия как неспецифичность зрительного узнавания.

Кроме того, в условиях нарушенного зрения происходят разнообразные отклонения свойств восприятия. Так, такое свойство зрительного восприятия как избирательность у лиц с нарушениями зрения ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим эмоциональным воздействием объектов и предметов окружающего мира.

В условиях нарушенного зрения значительно страдает полнота и точность зрительного восприятия. Это происходит за счет того, что в обозначенных условиях правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки предметов и объектов. Отбор и формирование образа на основе некоторых случайных свойств и качеств предметов и объектов обусловливает возникновение у лиц с нарушениями зрения фрагментарных, искаженных, а иногда и неадекватных образов.

В условиях нарушенного зрения из-за недостаточности полноты и точности отображаемого снижается осмысление и обобщение воспринятого. Вследствие нарушения механизма синтеза сенсорной и несенсорной информации, возникает рассогласование между сенсорными и семантическими компонентами образа, что приводит к возникновению трудностей либо в определении значения деформированного образа, либо в нахождении связи его названия с конкретным предметным содержанием. Данное рассогласование, проявляющееся в наличии затруднений в соотнесении выделенных признаков изображения с его смысловым содержанием, снижает обобщенность восприятия и качество обобщенных представлений, что в свою очередь, вызывает затруднения в использовании лицами с нарушениями зрения обобщенных образов в практической деятельности.

Что касается такого свойства зрительного восприятия как апперцепция, то она в условиях нарушенного зрения в связи с недостаточным чувственным опытом проявляется значительно слабее.

Недостаточность зрительного восприятия (замедленность процесса опознания и снижение его продуктивности: неспецифичность узнавания, фрагментарность др.), имеющая место у лиц с нарушениями зрения, в детском возрасте усугубляется как возрастными особенностями зрительного восприятия, так и своеобразием психофизического развития в условиях зрительной депривации. Это, в свою очередь, детерминирует возникновение у данного контингента значительных затруднений в процессе восприятия предметов и объектов окружающего мира: трудности в определении формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов и временной последовательности, телесности предметов, расстояния между ними, глубины пространства, в осуществлении зрительно-пространственной ориентировки, в соотнесении предметов, в восприятии движущихся объектов и др. Все это предопределяет общую обедненность предметных представлений, снижение чувственного опыта из-за чего у детей с нарушениями зрения появляются отклонения в двигательной сфере, нарушения в пространственной ориентировке, качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира и др.

Таким образом, в условиях нарушенного зрения своеобразие зрительного восприятия проявляется:

– в снижении степени и точности зрительного восприятия;

– в появлении фрагментарности и искаженности восприятия единичных предметов и групповых композиций;

– в появлении затруднений в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями;

– в замедленности и нечеткости и опознания предметов;

– в нарушении одновременности и дистантности восприятия;

– в ослаблении ряда свойств восприятия (избирательности, активности и др.);

– в снижении уровня эмоциональности восприятия объектов и предметов окружающего мира и др.

Своеобразие зрительного восприятия, обусловливающее снижение темпа и качества зрительной работы у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения, свидетельствует о его несформированности. В свою очередь, несформированность зрительного восприятия к концу дошкольного возраста, даже в условиях нормального зрения, негативно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), вызывает серьезные затруднения в овладении детьми школьными навыками, оказывает негативное влияние на мотивацию учебной деятельности (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко. Л. А. Венгер и др.). В условиях же нарушенного зрения несформированность зрительного восприятия у школьников с нарушениями зрения, поступающих в первый класс, детерминирует возникновение серьезных трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Для младших школьников с нарушениями зрения характерны:

– низкий уровень развития умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

– низкий уровень развития умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);

– низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

– плохое запоминание букв;

– невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

– формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов букв и цифр;

– пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;

– низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

– наличие серьезных затруднений в копировании букв, в различении конфигурации букв, обусловливающие появление возвратных движений глаз и снижающих темп и правильность чтения;

– неадекватное формирование зрительного образа буквы, цифры, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации цифр и букв;

– появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и др.

Наличие перечисленных трудностей, возникающих у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения, как правило, приводят к снижению успеваемости, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на мотивацию учебной деятельности. Частые ситуации неуспеха, особенно проявляющиеся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастают в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.

В то же время современными тифлологическими исследованиями доказана, возможность и необходимость развития и коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса (Е. В. Замашнюк, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. В. Фомичева, В. А. Феоктистова др.), что и обусловливает включение в коррекционно-адаптационную область учебных планов школ III–IV вида такого направления работы как развитие зрительного восприятия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие"

Книги похожие на "Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Фомичева

Л. Фомичева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Фомичева - Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.