» » » Коллектив авторов - Социология регионального и городского развития. Сборник статей


Авторские права

Коллектив авторов - Социология регионального и городского развития. Сборник статей

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Социология регионального и городского развития. Сборник статей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Социология регионального и городского развития. Сборник статей
Рейтинг:
Название:
Социология регионального и городского развития. Сборник статей
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0638-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология регионального и городского развития. Сборник статей"

Описание и краткое содержание "Социология регионального и городского развития. Сборник статей" читать бесплатно онлайн.



Представленный сборник являет собой уникальный опыт систематизации и изложения научных результатов и теоретических конструкций в данном еще только начинающем свое развитие в России направлении социологии регионального и городского развития.

Сборник состоит из трех частей: первые две части акцентируют внимание читателя на теоретических разработках научного анализа, территориального развития, а в третьей части авторы статей представляют результаты своих прикладных исследований. Используются материалы не только Российской Федерации, но и других стран – Латвии, Белоруссии.

Сборник будет интересен и полезен самому широкому кругу читателей.






В основе концепта «территориальное развитие» лежит идея о том, что не следует рассматривать историю развития территорий как «линейный и предопределенный процесс, так как ей не чужды резкие повороты и точки бифуркации» [15]. Поэтому территориальное развитие в первую очередь представляется не как естественный процесс, а как процесс, который хотя бы отчасти направляется социальными субъектами.

Понятие «территориальное развитие» тесно связано с понятием «местное развитие». Ж.-К. Деберр предлагает определить местное развитие как «движение в культурном, экономическом и социальном измерениях, целью которого является улучшение благосостояния общества и положительная переоценка ресурсов территории во благо групп, которые ее занимают, а также самими этими группами» [12]. Данное определение представляется также удачным и относительно территориального развития.

Территориальное развитие часто показывается отечественными исследователями как управляемый процесс или даже один из видов процесса управления. Поэтому они чаще пишут об управлении территориальным развитием [3; 4; 5], а не о территориальном развитии как целостном процессе. Также территориальное развитие зачастую понимается исследователями исключительно как развитие экономическое. Так, В. Н. Лаженцев предлагает рассматривать управление территориальным развитием как один из подвидов экономико-географической деятельности. По его мнению, в состав управления территориальным развитием входят: социально-экономическое районирование, региональная статистика, геоинформатика, территориальное планирование и геоэкспертиза [4]. В данной позиции очевидно отсутствуют такие аспекты территориального развития, как демографический, социальный в целом, культурный и т. п.

Социологический же анализ территориального развития, на наш взгляд, позволяет посмотреть на территориальное развитие как на многосторонний и многоуровневый процесс. Социологический анализ территориального развития носит междисциплинарный характер.

Поскольку территориальное развитие является хотя бы отчасти процессом управления, неизбежно встает вопрос о его субъекте или субъектах.

Территориальное развитие часто представляется отечественными исследователями как процесс управления, субъектом которого является государство [3; 5]. Однако такая точка зрения является слишком узкой. Как пишет Б. В. Сазонов, в условиях рыночной экономики многосубъектность территориального развития является наиболее адекватным ответом перед лицом меняющихся условий. В этой связи он предлагает понимать субъекта территориального развития как того, «кто заинтересован в развитии данной территории, имеет определенные ресурсы для определения траектории развития и включен в процессы управления» [7]. При этом, анализируя ситуацию, сложившуюся в российских регионах, Сазонов предлагает исключить из списка субъектов территориального развития большую часть экономических субъектов, которые относятся к территории исключительно потребительски, а также население, которое лишено возможности участвовать в управленческих процессах. По мнению же многих зарубежных авторов, о территориальном развитии нельзя даже говорить, если население не участвует в данном процессе [11]. Вопрос о субъекте управления территориальным развитием остается теоретически открытым и требует поиска ответа эмпирическим путем.

Важно подчеркнуть, что территориальное развитие представляет собой не только процесс управления территорией, но и процесс саморазвития территории [2] или «эндоразвития» [11]. Таким образом, территория выступает не только как объект, но и как субъект территориального развития. Территория при этом понимается в социологическом смысле слова: то есть как совокупность географических условий и социально-территориальной общности, где последняя играет ведущую роль. То есть в качестве субъекта территориального развития выступает главным образом социально-территориальная общность со всеми ее характеристиками, различные социальные, этнические и т. п., группы, проживающие на данной территории, и в конечном счете отдельные индивиды, поведение которых образует модели территориального поведения на данной территории. Субъектами территориального развития могут также быть и различные элементы гражданского общества, действующие на данной территории. Так, К. Андион пишет, что в Бразилии в 1990-х гг. в результате процесса демократизации неправительственные организации заняли ведущую роль в обеспечении территориального развития сельской местности [9].

Таким образом, территориальное развитие подразумевает пересмотр отношений регион – центр, а также отношений локальное – глобальное. По мнению некоторых авторов, территориальное развитие призвано сыграть ключевую роль в становлении демократического процесса нового типа: строящегося от локального к глобальному [11]. При этом важно помнить о том, что за любым проектом территориального развития скрывается та или иная политическая позиция.

Территориальное развитие на практике

Территориальное развитие на практике реализуется посредством различных проектов. Как и любой проект, программа территориального развития предполагает три стадии: подготовка, реализация и контроль результатов. Стадия подготовки включает анализ текущей ситуации, моделирование желаемого результата и, соответственно, разработку способа достижения этого результата [7].

Представляется возможным выделить несколько критериев классификации подходов к практике территориального развития.

Во-первых, эти подходы можно классифицировать по реальному субъекту территориального развития. Основным субъектом территориального развития может быть:

• федеральный центр. К данному типу программ территориального развития относится деятельность Министерства регионального развития Российской Федерации, а также федеральные программы развития отдельных регионов, например: Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов и Сахалинской области на 2007–2015 годы»; Федеральная целевая программа «Юг России»; Федеральная целевая программа «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)»; Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)»;

• органы местного самоуправления. В качестве примера можно привести программы территориального развития, которые разработаны уже многими субъектами федерации (например, «Стратегия развития Иркутской области», «Целевая программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004–2006 гг.»). Существуют также программы территориального развития больших и малых городов (например, Владивостока, Протвино);

• субъекты гражданского общества. В России и во Франции сложно представить образования гражданского общества в качестве самостоятельных и единственных субъектов территориального развития, поскольку в обеих странах исторически крайне велика роль государства. Однако в сельском штате Бразилии Санта Катания такой сценарий территориального развития оказался возможен [9]. В России и Франции неправительственные организации местного значения выполняют скорее роль консультантов;

• международные организации: правительственные и неправительственные. Здесь речь идет в первую очередь о крупных международных организациях. Так, во Франции активную помощь в территориальном развитии оказывает Евросоюз, и его влияние на развитие французских регионов все увеличивается. В качестве примера можно привести проект финансирования Европейским фондом регионального развития программы «Повышения конкурентоспособности региона и занятости» во французской области Лимузен. Что касается России, то в качестве примера инвестиций международных организаций в региональное развитие можно привести программу Всемирного банка «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России».

Во-вторых, программы территориального развития можно классифицировать в зависимости от того, кто принимает участие в разработке. Здесь также можно выделить несколько подходов:

• программа полностью разрабатывается федеральным или местным органом власти, возможно с привлечением экспертов. Это случай программ регионального развития некоторых субъектов федерации, некоторых федеральных программ;

• программа территориального развития заказывается независимой исследовательской организацией и потом одобряется и принимается соответствующим органом власти: правительством, местной администрацией и т. д. В качестве примеров такого рода исследовательских и консультационных центров можно привести: в России – «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» и Фонд «Институт экономики города», во Франции – RCT (Réseau Conseil en développement Territorial – Сеть Советов по территориальному развитию). Консультированием в области территориального развития также занимаются ведущие исследовательские организации обеих стран: Российская академия наук и CNRS (Centre National des Recherches Scientifiques – Национальный центр научных исследований). В качестве примера можно привести федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 и до 2010 г.», которая была разработана «Международным центром развития регионов». Другой пример – «Концепция социально-экономического и территориального развития г. Владивостока и агломерации», которая была составлена Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология регионального и городского развития. Сборник статей"

Книги похожие на "Социология регионального и городского развития. Сборник статей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Социология регионального и городского развития. Сборник статей"

Отзывы читателей о книге "Социология регионального и городского развития. Сборник статей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.