» » » » Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться


Авторские права

Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться

Здесь можно купить и скачать "Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Куда/чему/зачем пойти учиться
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Куда/чему/зачем пойти учиться"

Описание и краткое содержание "Куда/чему/зачем пойти учиться" читать бесплатно онлайн.



Книга будет полезна родителям взрослеющих детей и самим молодым людям, а также преподавателям и работодателям. Большой социологический материал, изложенный ясно и просто, поможет понять, почему современные молодые люди такие, какие они есть, чего от них ждать, как им помочь, в чем должна заключаться поддержка родителей при выборе человеком профессии и места учебы, как мотивировать молодежь на успешную работу.






Но даже в таком состоянии профессиональное образование незаменимо в качестве дороги от юноши/девушки без определённого рода занятий к дипломированному специалисту, имеющему право претендовать на законное место в соответствующем сегменте рынка труда. Проведённые исследования подтвердили: авторитет образования как такового, особенно высшего, в глазах граждан высок и незыблем. Природа такого отношения и его последствия подробно рассматриваются в следующих статьях нашего сборника, поэтому не будем забегать вперёд.

Пока отметим два обстоятельства, непосредственно связанных с темой профориентации. Во-первых, нынешняя доступность профессионального, в том числе, высшего, образования в сочетании с его пока сохраняющимся престижем породила явление, которое мы назвали «синдром отложенного самоопределения». Авторы обнаружили широкое распространение модели послешкольного поведения, в соответствии с которой выбор следующего этапа жизненного пути осуществляется молодёжью без привязки к профессиональному самоопределению и профессиональной социализации. Дети, часто поощряемые к этому и родителями, выбирают для себя профессиональное учебное заведение по принципу «я буду заниматься чем-то социально одобряемым и небесполезным для меня, но не знаю, зачем мне это будет нужно в дальнейшем».

Во-вторых, развилась невиданная прежде конкуренция учебных заведений за абитуриентов (свою роль здесь играет и демографический фактор). В результате учебные заведения превратились в активных рекламных акторов, в источник перманентной информации, насыщающей информационное пространство профессионального самоопределения молодёжи. По нашему мнению, это явление более положительное, нежели негативное, но у него есть и свои издержки. Учебные заведения, особенно вузы, зачастую навязывают неустойчивым в предпочтениях молодым людям и их родителям свои услуги, привлекают их манипулятивной и тенденциозной (реклама есть реклама!) информацией. Особенно часто переходят границы респектабельности так называемые «новые» или «коммерческие» вузы.

Между тем потребность молодёжи и её семей в оперативной, полной и достоверной информации о системе профессионального образования велика. Особенно остро она проявляется, как показали исследования, в связи с введением единого государственного экзамена. С одной стороны, информации на эту тему в целом немало, желающий может без проблем узнать о существовании всех средних и высших учебных заведений; о специальностях, которые можно в них получить; об условиях поступления и учёбы. Но в дополнение к информации справочного и рекламного характера явно не хватает материалов обзорных, аналитических, «навигационных», где, в том числе, давалось бы сравнение различных учебных заведений; оценивались перспективы трудоустройства и последующего карьерного роста; объективно рассматривались вопросы престижности дипломов различных профессиональных учебных заведений.

3. Адекватная оценка собственных возможностей, способностей и предрасположенностей

Человек, совершающий важный жизненный выбор, должен исходить не только из возможностей, которые открывает перед ним внешняя среда, но и из особенностей собственной личности. Способность соотносить свои стремления, желания и амбиции со своими же данными, как врождёнными, так и приобретёнными, есть ценное человеческое качество, дающее серьёзные преимущества в жизни, признак социальной и психологической зрелости. Сложно ожидать, что молодые люди, не имеющие достаточного жизненного опыта, в процессе профессионального самоопределения будут проявлять его свободно и полно. Тем не менее, развивать способности детей к самооценке необходимо, и ситуация первой серьёзной жизненной «развилки» должна способствовать этому, поощрять элементы взрослого поведения. К сожалению, современное поколение родителей склонно освобождать своих подрастающих детей от необходимости самостоятельного выбора и, соответственно, от необходимости ответственного самоанализа и самооценки.

Профессиональная ориентация должна включать в себя изучение личности молодого человека, его склонностей, возможностей, особенностей интеллекта и характера, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать профессиональному становлению. Люди, как известно, неравны по своим способностям, и этот факт тоже должен быть как-то интериоризирован взрослеющей личностью.

В современных школах работают штатные психологи, которые как раз и призваны, используя методы своей уважаемой науки, тестировать старшеклассников на предмет выявления их склонностей и возможностей. Это хорошая практика, и наши исследования показали, что дети и родители охотно пользуются услугами школьных психологов, с доверием относятся к их исследовательским процедурам. Следует, однако, помнить, что возможности любой науки ограничены, а каждая научная дисциплина имеет свой угол зрения на изучаемые вопросы. Психология – не исключение. В 60-е годы в США и некоторых других странах наблюдался настоящий бум вокруг опыта психологического тестирования. Оно всё шире проникало и в образовательные практики, и в работу кадровых служб. Речь уже заходила о переходе к обязательному тестированию всех учащихся в школах и университетах. Но постепенно стали заметны изъяны и просчеты методик тестирования, в том числе, непреодолимого свойства. В конечном счете психологические тесты остались в арсенале прикладного человековедения, но отнюдь не в качестве универсального инструмента и мерила.

4. Субъективная готовность к принятию решения о выборе

Еще одно качество личности, так же являющееся необходимым условием успешного профессионального самоопределения, это способность принимать решения относительно своего будущего и готовность нести ответственность за последствия этих решений. Известно, что главным отличием личности ребёнка и взрослого человека является способность и мотивация к планированию собственного будущего. Неразвитость этого качества у человека, вышедшего из детского возраста, превращается в хронический инфантилизм со всеми вытекающими последствиями, неприятными для окружающих и понижающими жизненные перспективы самого инфантила. Именно для инфантилов непреодолимым испытанием становится любой выбор, требующий ответственности и зрелости. К сожалению, эффект замедленного взросления у современного поколения молодых замечается всеми серьёзными исследователями. Диагностировали его и наши исследования.

У этой проблемы много аспектов, и мы не можем претендовать на её полное решение. Но в контексте темы нашего проекта считаем возможным предложить следующее. Необходимо расширить традиционное понимание профессиональной ориентации молодёжи, понимание её предназначения и содержания. В частности, профориентация должна включать в себя обучения навыкам поведения на рынке труда: умение искать вакансии, отбирать предложения и реагировать на них, вступать в переговоры о найме и правильно их вести, заключать трудовые договора, выстраивать отношения с работодателем и т. п. Моделирование взрослой ситуации с полноценным, пусть виртуальным, стимулированием и субъектностью, способно катализировать процессы социального и психологического созревания.

Тем более что для этого есть и неплохие предпосылки. Основательно изученные нами старшеклассники, помимо повышенной инфантильности, продемонстрировали и ряд положительных качеств нового, непривычного для нашей страны, замеса. В первую очередь, это высокая степень внутренней свободы, небоязнь политических и идеологических санкций, незашоренность и готовность к переменам, к развитию. Опираясь на эти качества, можно многого добиться в деле профессиональной ориентации.

5. Наличие объективных возможностей осуществить избранный сценарий

В любом обществе существуют разнообразные ограничения «коридора возможностей» при выборе рода трудовой деятельности. В традиционных обществах судьба человека, в том числе, его профессиональная принадлежность, вообще практически предопределена его сословным (родовым, кастовым) происхождением. В обществах модерна и постмодерна политический и социальный прогресс, напротив, принято измерять тем, насколько преодолимы разнообразные барьеры на пути позитивной реализации личности. В том числе, в реализации его права на свободный выбор профессии. Однако ни один, самый прогрессивный, общественный строй не отменяет конкуренцию за наиболее привлекательные общественные статусы и позиции, за имущественные, гедонистические, коммуникативные преимущества. Вопрос обычно только в правилах соревнования: признаются ли они обществом справедливыми и разумными. Соответственно, считают ли они образующееся в результате состязания распределение неравенства в обществе допустимым и терпимым.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Куда/чему/зачем пойти учиться"

Книги похожие на "Куда/чему/зачем пойти учиться" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Борисов

Сергей Борисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться"

Отзывы читателей о книге "Куда/чему/зачем пойти учиться", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.