» » » » Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться


Авторские права

Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться

Здесь можно купить и скачать "Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Куда/чему/зачем пойти учиться
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Куда/чему/зачем пойти учиться"

Описание и краткое содержание "Куда/чему/зачем пойти учиться" читать бесплатно онлайн.



Книга будет полезна родителям взрослеющих детей и самим молодым людям, а также преподавателям и работодателям. Большой социологический материал, изложенный ясно и просто, поможет понять, почему современные молодые люди такие, какие они есть, чего от них ждать, как им помочь, в чем должна заключаться поддержка родителей при выборе человеком профессии и места учебы, как мотивировать молодежь на успешную работу.






5. Наличие объективных возможностей осуществить избранный сценарий

В любом обществе существуют разнообразные ограничения «коридора возможностей» при выборе рода трудовой деятельности. В традиционных обществах судьба человека, в том числе, его профессиональная принадлежность, вообще практически предопределена его сословным (родовым, кастовым) происхождением. В обществах модерна и постмодерна политический и социальный прогресс, напротив, принято измерять тем, насколько преодолимы разнообразные барьеры на пути позитивной реализации личности. В том числе, в реализации его права на свободный выбор профессии. Однако ни один, самый прогрессивный, общественный строй не отменяет конкуренцию за наиболее привлекательные общественные статусы и позиции, за имущественные, гедонистические, коммуникативные преимущества. Вопрос обычно только в правилах соревнования: признаются ли они обществом справедливыми и разумными. Соответственно, считают ли они образующееся в результате состязания распределение неравенства в обществе допустимым и терпимым.

Всё это имеет непосредственное отношение к нашей теме. Люди, как правило, гораздо более чувствительны к несправедливости в отношении будущего своих детей, нежели к несправедливости в отношении самих себя. Право на равные жизненные шансы, согласно убеждению подавляющего большинства респондентов наших исследований, должно быть обеспечено. Далее точки зрения, как и следовало ожидать, расходятся, как расходится в целом понимание социальной справедливости в нашем обществе. Но неприятие ряда непреодолимых или труднопреодолимых препятствий на пути воплощения в жизнь надежд и планов детей проявилось ярко. Во-первых, это крайности имущественного расслоения, дающего, по мнению, респондентов, неоправданные преимущества выходцам из состоятельных семей. Во-вторых, это фактические ограничения на получение качественного образования и хорошего трудоустройства для детей, живущих не в крупных городах, а в средних и, особенно, малых поселениях.

Разумеется, преодоление этих издержек выходит за рамки возможностей профессиональной ориентации. Но ставить вопрос об этом надо. Точно так же, как надо формировать у самоопределяющихся детей чувство реализма, умение соотносить свои мечты и планы с несовершенствами нашего мира и твердо стоять на земле обеими ногами.

Профессиональное самоопределение молодежи и воспроизводство человеческого капитала

Юлия Юшкова-Борисова

Профессиональный выбор современной молодежи: общий фон и значимые детали

Свободный выбор профессии как право и необходимость для людей, вступающих во взрослую жизнь, есть относительно новое явление в нашей жизни. Вспомним, еще 4—5 поколений назад сословное строение общества практически предопределяло род занятий, образ жизни человека, и проблемы профессионального выбора для широких масс не существовало. Все сословия так или иначе воспроизводили себя через семью, через ближайшее социальное окружение, через весь уклад жизни, фактически не оставляя подрастающим детям возможности самостоятельного выбора.

Революция 1917 года упразднила сословное деление, но постепенно утвердила систему своих ограничений на выбор профессиональной принадлежности, главным образом по принципу классового происхождения и идеологической лояльности. Так, в скором времени крестьяне, самый массовый слой общества, были заново прикреплены к земле через систему коллективных хозяйств, а представители некогда высших сословий были поражены в правах, и их дети реального права профессионального выбора не имели, равно как и дети многочисленных «врагов народа».

Вместе с тем надо признать, что с 60-х годов возможности профессионального выбора расширялись. Частичная либерализация в сочетании с влиянием научно-технического прогресса, помноженным на мощную систему обязательного образования, с едиными стандартами для всех территорий страны, впервые сделала возможным реальный выбор профессии широкими массами молодых людей. Но этот выбор происходил в особенное время в особенной стране, и он в корне отличался от того, который молодому поколению приходится делать сейчас.

Уравнительная система оплаты труда делала все профессии приблизительно в равной мере финансово привлекательными. Выбор профессии не означал принципиального выбора качества и образа жизни. Самым главным фактором был фактор привлекательности профессиональной деятельности, возможности полюбить свою будущую профессию или возможности получить какие-то особенные преференции. Например, профессии, связанные с педагогикой, – педагог музыкальной школы, воспитатель детского сада, считались «женскими», они были востребованы девушками из-за графика работы, желательного для женщин, имеющих семью.

Разница в оплате труда разных профессий не была столь существенна, как сейчас и по большей степени не превышала 3—5 раз. Воспитатель детского сада получал 90 рублей, а инженер, квалифицированный рабочий и руководитель среднего звена практически всех отраслей 200—400 рублей. Особые, высокие зарплаты были у высших руководителей (и то не всегда) и работников специфически тяжелых профессий – летчиков, военных, шахтеров, моряков китобойных флотилий и т. д.

Ныне ситуация изменилась кардинально. Например, теперь разница в размерах заработной платы представителей различных профессий и даже представителей одной профессии, но в разных отраслях, работающих в совершенно одинаковых условиях, но в разных регионах, может иметь кратность 10 и более раз. На заработную плату влияет форма собственности предприятия, круг его клиентов, качество оказываемых услуг и т. д. От 4 (в муниципальном сельском детском саду) до 40 тысяч (в частном детском саду в мегаполисе) получает воспитатель детского сада, от 5 до 50 тысяч медсестра, 15—150 тысяч инженер, 20—120 тысяч высококвалифицированный рабочий, 50—150 тысяч начальник отдела в средней компании. Заработная плата же высших менеджеров крупных компаний засекречена, как правило, и достигает кратности 25 и более к средней заработной плате по региону1. В такой ситуации значимость удачного или неудачного выбора профессии, удачного или неудачного трудоустройства возрастает как никогда ранее.

Кроме того, профессии социального характера ранее оплачивались деньгами не слишком хорошо (артисты, ученые, врачи), но дополнительно вознаграждались через систему распределения льгот. Профессиональная успешность в данных профессиях давала социальный капитал (звания, ученые степени), который достаточно быстро конвертировался в капитал материальный – квартиры, телефонные линии, путевки в санатории и т. д. и которые фактически являлись натуральной доплатой за труд. Современные же системы социальных льгот распространяются не на всех членов профессиональной гильдии, их принципы и сроки действия не совсем ясны, и реальным стимулирующим, следовательно, профориентирующим фактором остается средняя заработная плата представителей данной профессии.

Вообще завершение периода «социалистического строительства» и движение к рынку и демократии оказало неоднозначное воздействие на профессиональное самоопределение и социализацию молодёжи. С одной стороны, устранены политические и идеологические ограничения свободы выбора; трудоустройство и профессиональная карьера молодых граждан складывается не по установлениям свыше, а под влиянием объективных тенденций рынка труда. С другой стороны, процесс выбора жестко регламентируют новые ограничения: имущественного и территориального характера.

Парадоксально, но сегодняшней профориентирующейся молодежью и её родителями ощущается острый недостаток информации о рынке труда, в первую очередь, информации об уровнях заработных плат. Во многих компаниях информация о зарплатах персонала является коммерческой тайной, как правило, работник подписывает контракт, в котором обязуется не разглашать эту информацию. Мало правдивой информации и о заработных платах в отраслях бюджетной сферы. В средствах массовой информации они даются в среднем по отрасли, что так же отражает реальную картину как средняя температура по больнице, или же, наоборот, «для остроты сюжета» озвучиваются основные цифры окладов, в реальности к которым, как правило, выплачиваются надбавки. От недостатка информации рождаются слухи. Коррупционная составляющая дохода некоторых отраслей (медицина, правоохранительные органы) представляется основным, законным доходом, становится фактором профориентации. («Молодые доктора к вам в больницу приходят?» – «Приходить-то они приходят, но с порога спрашивают: „Почем у вас аппендицит?“»)2.

Красноречивая деталь: проведение по плану проекта фокусных групп на тему профессиональной ориентации со старшекласссниками средних школ и их родителями вызвало у респондентов острый, неподдельный интерес, далеко выходящий за рамки обычного участия. Было ясно, что люди испытывают острую необходимость в достоверной информации о рынке труда и образовательных услугах. Это подтвердил большой, на грани ажиотажа, успех рутинной исследовательской процедуры среди родителей, особенно в районах области. После окончания сессий респонденты не хотели расходиться, были готовы без конца обсуждать вопросы профессионального самоопределения своих детей. Они искренне благодарили модератора за предоставленную возможность услышать чужое мнение, сами задавали многочисленные вопросы, надеясь, что теперь модератор расскажет о сегодняшнем рынке образовательных услуг и положении на рынке труда.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Куда/чему/зачем пойти учиться"

Книги похожие на "Куда/чему/зачем пойти учиться" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Борисов

Сергей Борисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться"

Отзывы читателей о книге "Куда/чему/зачем пойти учиться", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.