» » » Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы


Авторские права

Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы

Здесь можно купить и скачать "Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы
Рейтинг:
Название:
Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-17-080060-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы"

Описание и краткое содержание "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы" читать бесплатно онлайн.



За свою долгую историю Москва прошла путь от небольшого укрепленного поселения на берегу Москвы-реки до мегаполиса.

Эта книга расскажет о:

• развитии научной и технической мысли в Москве;

• истории ее застройки и планировки;

• освещении и водоснабжении;

• бережении от пожаров;

• телеграфе и телефоне;

• формировании транспортной сети;

• научно-технических музеях и музеях-квартирах ученых.

Издание восполняет пробел, возникший за долгие годы отсутствия увлекательной и достоверной информации о многих сторонах жизни такого огромного города, как Москва.






После победы в Отечественной войне специально созданная комиссия представила новый план переустройства Москвы (1816). Наряду с планами восстановления жилья предполагалось озеленение города. На месте бывшего Земляного Вала предписывалось оставить пространство, «дабы со временем весь проезд вокруг Земляного города с обеих сторон был между садами». Так было положено начало Садовому кольцу. Восстановили также пострадавший при пожаре 1812 г. Тверской бульвар – на тот момент единственное место, специально устроенное для публичных гуляний (Тверской бульвар называется по Тверской улице, к которой примыкает, однако поначалу, в 1796 г., его называли просто Бульвар, поскольку он был единственным в Москве[152]). В этом же документе особое внимание было уделено созданию в столице публичного сада у стен Кремля. Торжественное открытие верхней части Кремлевского сада состоялось 30 августа 1821 г., в день тезоименитства императора Александра. Первоначальная планировка сада не сохранилась. В настоящее время официальность его пространства отражается на содержании: идеальные изумрудные газоны, множество цветников из тюльпанов, роз и других цветов, сменяющих друг друга от весны до осени.

Ботанический сад Московского университета был организован в 1785 г. Поначалу он входил в состав философского факультета и размещался на улице Моховой. После организации в 1804 г. кафедры ботаники сад был расширен за счет приобретения Аптекарского огорода, принадлежавший тогда Медико-хирургической академии. Во время пожара 1812 г. Ботанический сад на Моховой был уничтожен. 6 октября ректором МГУ академиком А.Н. Несмеяновым был подписан приказ о закладке новой территории (более 30 га) сада на Ленинских (Воробьевых) горах.

Специализацией нового сада стала коллекция открытого грунта. Коллекция дендрария сада насчитывает более 1000 видов и форм древесных растений. Коллекция травянистых растений природной флоры России представлена на участках альпинария, систематики полезных растений и в питомниках сада и содержит около 2000 видов. Декоративные растения экспонируются на участках сирингария, розария и коллекционных участках декоративных многолетников. Здесь показаны лучшие отечественные и зарубежные сорта роз, пионов (около 500 сортов), ирисов различных групп (более 700 сортов), флоксов (более 350 сортов). Коллекция сирени Ботанического сада МГУ (более 130 сортов) является одной из крупнейших в России.


Главный Ботанический сад РАН (ГБС) носит имя своего первого директора академика Н.В. Цицина, советского ботаника и селекционера. Этот крупнейший ботанический сад Европы был основан 14 апреля 1945 г. в ознаменование 220-летия Российской академии наук. В состав ГБС вошли: большая часть Останкинской дубравы (Ерденьевская роща), ограниченная с юга Шереметевскими прудами, два из которых на территории ГБС, часть Леоновского леса на востоке в пойме р. Яузы и производственный участок по Владыкинскому шоссе (ныне Ботаническая ул.), отведенный специально под питомник. Проект современной планировки разработан в 1948–1950 гг. архитектором И.М. Петровым под руководством академиков Н.В. Цицина и А.В. Щусева.

Основные экспозиции построены в 1950–1970 гг.: модели географических ландшафтов Евразии, обширная коллекция цветочно-декоративных растений и экспозиции: «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Сад прибрежных растений» и «Теневой сад». Сегодня площадь сада – 361 га, в т. ч. участок заповедного дубового леса, питомник, водоёмы, японский сад, сад камней (http://gardener.ru).

В зоологическом парке (зоопарке) в неволе (в клетках, в вольерах) или полуневольно (на больших огороженных площадках) содержат диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства.

Московский зоопарк, организованный в 1964 г., находится среди крупнейших зоопарков мира и представляет 6094 экземпляра 1001 видов животных[153]. За свою почти полуторавековую историю зоопарк очень сильно изменился, особенно в последние годы, когда стала осуществляться его генеральная реконструкция. Появились новые помещения для животных, например, создан уникальный «Экзотариум» – павильон с морскими аквариумами. Открыты новые павильоны: «Дом птиц», «Ночной мир», «Теплолюбивые копытные», «Теплолюбивые кошки», «Ластоногие», «Приматы», «Фауна Индонезии». Для самых маленьких посетителей открыт специальный «Детский зоопарк».

Итак, на первый взгляд складывается парадоксальная ситуация: чем меньше в городе остается природных участков, тем большим становится число особо охраняемых территорий и разнообразие их категорий… Но это лишь означает, что охране и поддержанию сохранившихся природных объектов будет уделяться повышенное внимание. Ожидается, что реализация этих мероприятий будет способствовать улучшению экологической обстановки, приведет к увеличению биологического разнообразия, улучшит условия для комфортного отдыха жителей и их экологического просвещения. Москвичи не будут ощущать свою оторванность от природы и всегда смогут прикоснуться к ней. Поэтому островки живой природы будут сохранены в столице – для нас и наших потомков.

Транспорт

С.А. Тархов

История транспорта Москвы


Транспорт – важная составляющая жизнедеятельности города; с его помощью осуществляется сообщение между всеми его районами, взаимодействие всех элементов городской системы. Транспортная система Москвы крайне сложна по своему составу. В этой статье кратко рассматривается история ее формирования. Первая половина текста посвящена внутригородскому транспорту, вторая – внешнему транспорту.


Городской транспорт

Извозный промысел. Конный транспорт являлся единственным в Москве до начала XX в. До 1840 г. общественный пассажирский транспорт в городе вообще отсутствовал. Перевозки осуществлялись личными выездами и легковыми извозчиками, которые появились в середине XVII в. В 1645 г. в городе насчитывалось 2 тыс. извозчиков, в 1775 г. – 5 тыс. В 1786 г. извозчики стали подразделяться на легковых (перевозили пассажиров) и ломовых (грузы).

Перевозку состоятельных пассажиров осуществляли легковые извозчики. В 1838 г. в Москве насчитывалось уже 8 тыс. извозчиков. Каждый извозчик имел свой номерной знак. Они разделялись на несколько категорий: лихачи (имели удобные экипажи на рессорах и шинах, хороших лошадей), резвые – экипажи среднего уровня, ваньки – самые дешевые экипажи, на которых работали крестьяне, приезжавшие в Москву на заработки. К отдельной категории относились ломовики – грузовые извозчики.

В. Гиляровский описывал их так (Гиляровский, 1931, с. 6 и с. 167): «До 1890-х гг. Лубянская площадь заменяла собой извозчичий двор: между домом Мосолова и фонтаном – биржа извозчичьих карет, между фонтаном и домом Шипова – биржа ломовых, а вдоль всего тротуара от Мясницкой до Большой Лубянки – сплошная вереница легковых извозчиков, толкущихся около лошадей. В те времена не требовалось, чтобы извозчики обязательно сидели на козлах. Лошади стоят с надетыми торбами, разнузданные, и кормятся на мостовой вдоль линии тротуара – объедки сена и потоки нечистот.

Извозчики были разные. Левая сторона улицы была занята лихачами и парными «голубчиками», платившими городу за эту биржу крупные суммы. «Ваньки», желтоглазые, погонялки – эти извозчики низших классов, а также «кашники», приезжавшие в столицу только на зиму, платили «халтуру» полиции. Дежурные сторожа и дворники, устанавливающие порядок, подходили к каждому извозчику, и тот совал им в руку заранее приготовленный гривенник».


В 1875 г. в городской думе было выдано 29 030 извозчичьих значков; в 1881 г. – 17 112 легковых и 11 643 ломовых. В ноябре 1888 г. городской думой был утвержден сбор с каждого легкового и ломового извозчика в размере 5 руб. (3 руб. за летний сезон и 2 руб. – за зимний). В конце 1888 г. было выдано 36 768 значков, в т. ч. на легковой извоз – 21 166, на ломовой – 13 876, на лошадей конно-железных дорог – 1726.

Рост числа выданных извозчичьих значков в конце XIX – начале XX в. представлен в табл. 1.


Таблица 1. Число выданных извозчичьих значков в Москве в 1888–1913 гг.


Источник: Статистический ежегодник Москвы 1906–1914 гг.


С распространением во второй половине 1900-х гг. автомобилей число извозчиков стало постепенно сокращаться. Максимальное число извозчиков в городе (почти 97 тыс.) было в 1901 г. К 1911–1913 гг. оно сократилось до 70 тыс.

О типах экипажей и стоимости проезда путеводитель по Москве 1894 г. (Путеводитель…, 1894, с. 133) писал следующее:

«Извозчичьи кареты и коляски, стоящие на площадях, обыкновенно крайне непредставительны; по заказу можно достать экипажи с лучшею упряжью, смотря по цене. Плата за час от 1 до 2 руб., на вечер от 3 до 4 руб. и выше, смотря по времени. В городе много каретчиков, отпускающих экипажи. Лучшим считается Ечкин, на Неглинной, против гостиницы «Эрмитаж». Особой известностью пользуются тройки, отпускаемые им для загородных поездок. Так называемые лихачи стоят против гостиницы «Эрмитаж», у Страстного монастыря, на Таганской пл. И лошади, и экипажи у них хорошие, но цены они берут по крайней мере тройные против обыкновенных извощиков. Зимою у Немецкого и Купеческого клубов стоят парные сани для загородных поездок; цены от 2 до 5 руб. за ночь».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы"

Книги похожие на "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Зиновьева

Ольга Зиновьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы"

Отзывы читателей о книге "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.