» » » Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы


Авторские права

Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы

Здесь можно купить и скачать "Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы
Рейтинг:
Название:
Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-17-080060-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы"

Описание и краткое содержание "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы" читать бесплатно онлайн.



За свою долгую историю Москва прошла путь от небольшого укрепленного поселения на берегу Москвы-реки до мегаполиса.

Эта книга расскажет о:

• развитии научной и технической мысли в Москве;

• истории ее застройки и планировки;

• освещении и водоснабжении;

• бережении от пожаров;

• телеграфе и телефоне;

• формировании транспортной сети;

• научно-технических музеях и музеях-квартирах ученых.

Издание восполняет пробел, возникший за долгие годы отсутствия увлекательной и достоверной информации о многих сторонах жизни такого огромного города, как Москва.






«Извозчичьи кареты и коляски, стоящие на площадях, обыкновенно крайне непредставительны; по заказу можно достать экипажи с лучшею упряжью, смотря по цене. Плата за час от 1 до 2 руб., на вечер от 3 до 4 руб. и выше, смотря по времени. В городе много каретчиков, отпускающих экипажи. Лучшим считается Ечкин, на Неглинной, против гостиницы «Эрмитаж». Особой известностью пользуются тройки, отпускаемые им для загородных поездок. Так называемые лихачи стоят против гостиницы «Эрмитаж», у Страстного монастыря, на Таганской пл. И лошади, и экипажи у них хорошие, но цены они берут по крайней мере тройные против обыкновенных извощиков. Зимою у Немецкого и Купеческого клубов стоят парные сани для загородных поездок; цены от 2 до 5 руб. за ночь».


В апреле 1894 г. в Москве было проведено обследование заведений извозного ломового промысла. По его результатам в городе насчитывалось 42 тыс. лошадей, с которых взимался в пользу города ежегодный сбор в 10 руб. Из них 10 тыс. лошадей принадлежали частным лицам, а остальные 32 тыс. были заняты извозом: 16 118 лошадей употреблялись для легкового извоза, 13 158 лошадей принадлежали ломовым извозчикам, жившим в черте города, и 2724 – ломовым, хотя и промышлявшим в Москве, но жившим за городской чертой. 12 635 лошадей ломовых находились в городской черте и 1109 – за заставами. Имелось 2595 заведений извозного ломового промысла по 14 категориям грузов: 537 заведений ломового промысла с 4060 лошадьми занимались перевозкой со станций и на станции железных дорог; 89 заведений с 1778 лошадьми вывозили нечистоты из отхожих мест; 187 заведений с 1678 лошадьми вывозили снег, другие уличные отбросы и песок; было 662 заведения рыночных ломовиков с 1546 лошадьми; 226 заведений с 934 лошадьми, перевозившими лес и дрова; 227 заведений и 818 лошадей, перевозивших разные предметы; 488 заведений с 717 лошадьми занимались перевозкой воды (водовозы); перевозкой кирпича занимались 20 заведений с 296 лошадьми; овощей – 96 заведений с 245 лошадьми; керосина и нефти – 26 заведений с 207 лошадьми; мяса и другой провизии – 23 заведения с 151 лошадью; мебели – 5 контор с 111 лошадьми; тяжеловесных предметов – 4 заведения с 78 лошадьми; роялей – 5 заведений с 16 лошадями. 3/4 всех заведений ломового промысла имели от 1 до 4 лошадей, то есть являлись мелкими. 90 % всех московских ломовиков концентрировались в поясе между Камер-Коллежским валом и Садовым кольцом, а также в Замоскворечье. Ломовиками были крестьяне, причем 3/4 из них были выходцами из Рязанской, Тульской и Московской губерний.

В августе 1896 г. для извозчиков были установлены правила езды по городу. В том же году было создано Товарищество по эксплуатации городских и загородных экипажей А. и А. Ечкиных.

В 1900 г. в Москве насчитывалось уже ок. 60 тыс. лошадей (по их числу город занимал 1-е место в мире), в т. ч. 8 тыс. – рысаков, а остальные были ломовыми (20 тыс.), извозчичьими (18 тыс.), коночными (2,5 тыс.). Число лошадей, которые возили вагоны конно-железной дороги, в 1891 г. составляло 2338, в 1900 г. – 2760, в 1902 г. – 2917. Торговля лошадьми велась на Конной площади (в 1899 г. на нее было приведено на продажу 92 752 лошади).

Максимальное число извозчиков в Москве (92–96 тыс.; см. табл. 1) насчитывалось в 1901–1903 гг. Затем их численность стала постепенно уменьшаться, что было связано с появлением первых автомобилей и их распространением среди зажиточного и среднего классов.

Зимой 1901/02 г. в городе насчитывалось 20 тыс. легковых извозчиков, которые зимой выручали 1620 тыс. руб., а за год – 19 440 тыс. руб. Во время революции 1905 г. легковые и ломовые извозчики несколько раз бастовали. В 1910 г. сбор с извозных лошадей был повышен до 15 руб. в год с одной лошади (до этого он не мог превышать 10 руб.). Летом 1904 г. было 22,6 тыс., в 1913 г. – 22,0 тыс., летом 1914 г. – 16 тыс. легковых извозчиков. Во время Первой мировой войны часть лошадей была реквизирована в армию, что привело к сокращению числа экипажей. В сентябре 1915 г. их было всего 11 тыс.

По переписи 30 сентября 1917 г. в Москве насчитывалось 38 577 лошадей, в т. ч. 26 923 ломовых и 11 654 легковых.

После революции 1917 г. число легковых извозчиков сократилось. В начале 1920 г. имелось 23,4 тыс. ломовых и легковых извозчиков. Они сохранили свою частную собственность и при советской власти. В конце декабря 1923 г. была проведена перерегистрация московских извозчиков: было 12 тыс. ломовых и 6 тыс. легковых, а также 200 лихачей. В начале 1927 г. МКХ зарегистрировало 5245 легковых и 16 897 ломовых извозчиков.

В ноябре 1920 г. в Москве было зарегистрировано 27,4 тыс. лошадей, в октябре 1926 г. – 28,3 тыс., в октябре 1927 г. – 23,1 тыс., в октябре 1928 г. – 24,2 тыс., в январе 1932 г. – 31,5 тыс. лошадей, в конце 1932 г. – 29,2 тыс., в конце 1933 г. – 23,2 тыс., в январе 1937 г. – 20 тыс., в январе 1938 г. – 13 тыс. Число лошадей у извозчиков в 1920-е гг. почти не менялось, что было связано с крайне низким уровнем автомобилизации столицы. Так на 1 октября 1924 г. число лошадей легкового извоза составляло 5748, а ломовых – 10 235, на 1 октября 1925 г. – 4247 и 11 048 соответственно, на 1 апреля 1926 г. – 6247 и 15 189, 1 апреля 1927 г. – 4935 и 11 816, 1 апреля 1928 г. – 4919 и 13 119.

Движение извозчиков в центре города постепенно (сначала по одним улицам, затем по другим) запрещалось по мере увеличения числа автомобилей. Так в октябре 1924 г. их движение было запрещено на Кузнецком Мосту и Малой Тверской. В декабре 1927 г. административный отдел Мосгубисполкома и МКХ (Московское Коммунальное Хозяйство) запретили движение незанятых легковых извозчиков с 8.00 до 20.00 на Тверской от Триумфальной площади до пл. Революции, по Петровке от пл. Свердлова до Рахмановского пер., по Мясницкой от пл. Дзержинского до Мясницких ворот, по ул. Дзержинского и Сретенке, по Арбату; все извозчикам запрещалось ожидать найма на этих улицах, а также на Москворецкой, Балчуге, Никольской, Моховой, Волхонке, Маросейке, Покровке от Армянского пер. до Покровских ворот и по Соляному проезду. Движение извозчиков в пределах Садового кольца с 7.00 до 20.00 было полностью запрещено в 1937 г.

В 1913 г. в Москве насчитывалось 17,0 тыс. ломовых извозчиков, в конце 1925 г. – 16,8 тыс. ломовиков, в конце 1927 г. – 16,9 тыс., в конце 1931 г. – 27,3 тыс. Такой рост объяснялся увеличением объемов грузовых перевозок в связи с быстрым ростом города, массовым промышленным строительством. После НЭПа ломовые извозчики были объединены сначала в государственные артели, а потом в государственный Гужтранспорт.

По мере распространения автомобилей число извозчиков стало быстро сокращаться. В 1928 г. в городе насчитывалось 4,9 тыс. легковых извозчиков, 1931 г. – 2,1 тыс., в январе 1936 г. – 120, в 1938 г. – 68, в октябре 1938 г. – всего 47 легковых извозчиков. В последние годы своего существования извозчики занимались экзотическими видами перевозок (свадьбами, похоронами).

Во время Отечественной войны, наоборот, число лошадей опять возросло, поскольку многие автомобили были реквизированы армией. Окончательно лошади с московских окраин исчезли в 1950-е гг.

Линейки в Москве действовали с 1847 по 1917 г. Линейки (или «сидейки») перевозили по 10–14 пассажиров, размещавшихся обычно продольно к направлению движения; у них была крыша, но не было стен. Они имели определенные маршруты и были особенно популярны у средних городских слоёв населения. В линейку запрягали 2–3 лошади. Линейки отходили только после заполнения всех мест; для ускорения отправки линеечник громко зазывал пассажиров. Зимой вместо линеек ходили многоместные сани, запряженные 3–4 лошадьми.

Министерство внутренних дел в 1847 г. разрешило двум предпринимателям открыть движение 10-местных парных летних и зимних экипажей по 5 трактам (от Смоленского рынка до Красной пл., от Красной пл. до Покровского моста, Рогожской и Крестовской застав и от Калужских ворот до Тверской заставы), а также по нескольким загородным линиям (летом – в Сокольники, от Страстного монастыря к Петровскому парку, в Останкино). В 1848 г. московский генерал-губернатор разрешил еще одному предпринимателю Кудреватому открыть движение экипажей по тем же маршрутам. С каждой лошади в пользу города предприниматели ежегодно уплачивали (как и извозчики) по 1 руб. 43 коп. Первые два предпринимателя взимали с пассажиров 10 коп. за проезд в городе и 25 коп. за городом; Кудреватый брал в городе 15 коп, за городом – 30 коп., так как у него были общественные кареты больших размеров. Перевозки на линейках были значительны по своему объему. Особенно доходной являлась Покровская линия от Красной пл. до Покровского (ныне Электрозаводского) моста и Введенской пл. На этой линии работали линейки не только крупных, но и мелких предпринимателей линеечного промысла. Летом линейки курсировали от Ильинских ворот по Мясницкой мимо Николаевского вокзала через Сокольники в село Богородское. По городским линиям курсировали 128 линеек.

В 1856 г. езда на линейках по всему Китай-городу была запрещена, и биржа (стоянка) линеек была перенесена с Красной пл. на Лубянскую пл., где часто вспыхивали ссоры между разными предпринимателями за место. В 1870 г. в Москве было 22 предпринимателя линеечного промысла. В 1872 г. городская дума обложила все многоместные экипажи сбором в 40 руб. за место стоянки на бирже у Ильинских ворот (одному предпринимателю отводилось 10 мест для стоянки); одновременно сохранилась бесплатная биржа линеек и на Лубянской пл., которую контролировал не город, а полиция. В 1873 г. дума установила общие правила езды многоместных экипажей по улицам города и стоянок на городских площадях; сбор в 40 руб. стал взиматься со всех предпринимателей. 2/3 всех линеек принадлежали двум извозопромышленникам – купцу первой гильдии Ечкину и штабс-капитану Коронико.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы"

Книги похожие на "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Зиновьева

Ольга Зиновьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Зиновьева - Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы"

Отзывы читателей о книге "Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.