» » » » Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?


Авторские права

Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?

Здесь можно купить и скачать "Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?
Рейтинг:
Название:
Феномен зависти. Homo invidens?
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-699-74716-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феномен зависти. Homo invidens?"

Описание и краткое содержание "Феномен зависти. Homo invidens?" читать бесплатно онлайн.



Что такое зависть? Если кратко и просто: глубоко укоренившаяся естественная реакция человека на чье-либо превосходство… С древнейших времен людям была свойственна печаль о благополучии ближних. Зависть не только терзает душу и тело завистника, истощает его, но и доставляет мучения окружающим, следовательно, является порочной. Чему чаще всего завидуют? Деньгам, славе, красоте, здоровью? В чем секрет живучести зависти? Ведь люди не перестают и не устают завидовать! Может, находят удовольствие в этом страдании? Или мы созданы разноуспешными и завистливыми, дабы не почивать на лаврах, а стремиться к большему? Эта лишь малая толика вопросов, которые поднимает автор. Ответы на них и на многие другие можно найти в этой книге, которая, надеемся, заинтересует читателя.






Не знаю, как у вас, читатель, у меня от этого изобилия мудреных слов голова пошла кругом и «в зобу дыханье сперло». Впрочем, абстрактность этой геометрической фигуры позволяет с легкостью «рассмотреть» в ней неисчислимое множество скрытых смыслов, что, по-видимому, и отразилось на символике круга в разных культурно-исторических контекстах. Дж. Купер приводит слова Платона о том, что круг – «подвижный образ вечности недвижной»[143], и цитирует неизвестного мне Гермеса Трисмегиста: «Бог есть круг, центр которого везде, а окружность – нигде»[144]. Откройте любое подобное издание, и вы с легкостью продолжите и расширите перечень символических ассоциаций, рожденных геометрическим совершенством круга. Но это круг, безупречная абстрактная фигура. Глаз-то как приобрел божественный статус? Ведь орган зрения всегда конкретен, он не всеобщее достояние, как круг, а чей-то. Каждый знает, глаз весьма уязвим и несовершенен. Его легко засорить, он может слезиться, воспалиться, утратить четкость образа и даже вовсе ослепнуть. Зрение нередко обманывает нас, какой уж тут дар всевидения и всеведения! Ладно бы еще, если бы наши глаза доставляли исключительно прекрасные впечатления и поэтому выступали объектом поклонения. Увы, цветущей сакурой мы любуемся реже, чем кучей мусора.

Словом, как ни крути, ни глазное яблоко, ни роговая оболочка, ни стекловидное тело, ни радужка и хрусталик, ни зрительный нерв и цилиарное тело – ни врозь, ни в совокупности – названными в ходе анализа мифов волшебными силами не обладают. Вы вправе возразить: в мифах речь шла о глазах и зрении сверхъестественных существ, а не простого человека, строение глаза которого я напомнил. Так-то оно так, но изображение божественного Ока во всех случаях совпадало с образом человеческого глаза, и именно он зачастую становился объектом магических манипуляций. Древнеегипетский обряд «отверзания уст и очей» – явное и не единственное тому подтверждение. По словам Л.Е. Этингена, составившего презанятную «Мифологическую анатомию», «население Целебеса ранее было убеждено в том, что лучший способ достичь успеха в жизни – это «внедрение» в себя душ других, более могущественных людей или существ. Поэтому оправдывался обычай, когда после убийства у вождя или начальника вырывали глаза и проглатывали их. Полинезийцы с той же подоплекой «отдавали дань» глазам врагов. У таитян лучшим подарком королю считался глаз юноши. Маори были убеждены, что съеденные глаза врага придают зоркость»[145].

Не исключаю, подобные магические действия с человеческими глазами показались вам, читатель, чрезмерно жестокими и примитивно-экзотическими. Такие сведения мы обычно отторгаем как не имеющие к нам отношения. Предлагаю поэтому обратиться к более близким по духу славянским народным поверьям о глазах и зрении покойников. Именно так называется статья этнолингвиста Н.И. Толстого, сведения из которой я и хочу предложить вашему вниманию[146]. Прежде всего напомню: по славянским верованиям, смерть и загробная жизнь связаны с переходом из «белого», «божьего света» в мир мрака и вековечной тьмы. «По этой причине, – полагает Н.И. Толстой, – во многих славянских зонах, особенно у южных и восточных славян, строго соблюдался обряд зажигания свечи в предсмертный час, когда умирающий «испускает дух»[147]. Убеждение в необходимости света для уходящего во тьму умершего дополняются представлениями, что и на том свете покойнику нужны зрячие глаза, и об этом должны побеспокоиться его близкие. Одним из первых свидетельств беспокойства русских о зрении покойников Н.И. Толстой называет сообщение А.С. Пушкина. В разговоре со своим цензором, собирателем русского фольклора И.М. Снегиревым, состоявшемся в сентябре 1826 г., поэт заметил, что «есть в некоторых местах обычай Троицкими цветами обметать гробы (здесь – могилы, надгробия. – А. Д.) родителей, чтобы прочистить им глаза»[148]. В этой связи исследователь упоминает известный в народной культуре факт запрета определенных действий (прядение, беление хаты) в определенные дни (пятница, дни поминовения усопших), поскольку они могут засорить глаза покойным родителям.

Среди ритуалов, направленных на то, чтобы родным покойникам на том свете «было видно», наряду с зажжением свечи в некоторых местах сохранился и так называемый белый траур – обычай в память об усопшем в течение года носить белую одежду, равно как и обычай обряжать покойника во все светлое[149]. «От темной одежды загробная жизнь темной будет» – так объясняли белый траур его сторонники. Значимость мотива человеческих глаз в заупокойных славянских ритуалах подтверждается и наличием соответствующих изобразительных символов на надгробиях. «На сербских и македонских надгробиях XIX – начала ХХ в., так же как и на боснийско-герцеговинских надгробиях более раннего периода, часто встречается изображение человеческих глаз в виде двух окружностей, полуокружностей и витков, соединенных одной петлей, опущенной книзу и дающей очертания носа»[150]. Погребальный контекст идеограммы глаз побуждал использовать ее в сочетании с другими «загробными» образами: древа жизни, солнца – света или христианского образа виноградной лозы и гроздьев винограда как символов царствия небесного. В Болгарии идеограмма глаз используется на обрядовых печеньях, выпекаемых в календарные праздники. Существенно, что абсолютное большинство таких сакральных хлебов сочетает символы круга, креста и глаз, а выпекаются они в дни, связанные с культом предков, с покойниками, с загробным миром. В заключение Н.И. Толстой отмечает: прямая связь между сербскими верованиями о глазах и зрении покойников с идеограммами глаз на средневековых сербских надгробиях не вызывает сомнения, хотя интерпретация семантики этого образа как продиктованной культом мертвых пока остается гипотетичной. Критичность ученого к результатам собственного исследования похвальна. Многажды сказано: наука – систематическое сомнение, лишь здравый смысл обладает безапелляционным знанием. Но в данном случае присловье о предположительности толкования «глазной» символики звучит несколько нарочито. В качестве постскриптума автор объясняет часто употребляемое в болгарской языковой среде легкое проклятие «Да му се не види!», близкое к русскому «Чтоб ему пусто было!», «Чтоб он сдох!». В контексте изложенного это проклятье следует понимать «как пожелание, чтобы ему, т. е. адресату, было ничего не видно на том свете… То, что речь идет о возможности видеть именно на том свете, подтверждается значительным числом болгарских заклинаний и проклятий на тему «неблагополучного» пребывания на том свете и в могиле»[151]. Добавлю: глаз как символ Провидения можно обнаружить на надгробиях XIX в. в Англии[152].

Почтительное отношение к глазам и зрению в погребальных ритуалах славян, возможно, связано с достаточно распространенными славянскими народными верованиями о глазах как одном из вместилищ души[153]. Хотя основным местом ее пребывания является сердце, а сама она весьма подвижна – уходит в пятки от страха, например, поверья ряда славянских народов, по свидетельству этнолингвиста С.М. Толстой[154], помещают ее именно в глазах. Подобное мнение бытует в ряде районов Польши, на Западной Украине. На Львовщине отмечено поверье, что душа расположена в зрачке, в Карпатах – что она покидает тело через глаза. И еще одно важное для нас наблюдение С.М. Толстой: «Душа может представляться как отражение, изображение человека в зеркале, в воде (колодце), на масляной поверхности… Обычай закрывать зеркало или оборачивать его к стене, когда в доме случится смерть, объясняется часто тем, что душа умершего может «остаться» в зеркале (или сосудах с водой) в виде отражения и затем вредить обитателям дома. По этой же причине, т. е. из страха перед возможными обитателями зазеркалья – душами покойников, мужчины на Балканах брили друг друга, чтобы не пользоваться зеркалом и уберечься от душ-отражений»[155].

Итак, смотреть может быть страшно: многим из нас хотелось зажмуриться при виде ужасающих сцен. Я знаком с молодой женщиной, которая любит фильмы ужасов, но смотрит их с закрытыми глазами. Дети нередко прячутся под одеяло, чтобы не видеть ночных страшилищ. Невидимое как бы исчезает, утрачивает свою пугающую силу. Смотреть может быть опасно. Широко известна трогательная легенда о древнегреческом певце Орфее, жившем в первой четверти II тыс. до н. э.[156] Сила его пения была так велика, что им он вызывал различные чудеса: приводил в движение деревья и скалы, укрощал диких зверей. Когда его жена Эвридика умерла, укушенная змеей, он сошел в аид, чтобы возвратить любимую супругу, и там игрой на цитре и пением так растрогал царицу теней, что она позволила Эвридике следовать за мужем в царство живых, но с условием, чтобы Орфей не смотрел на жену, прежде чем войдет в свой дом. Орфей не утерпел, оглянулся, и Эвридике пришлось вернуться в подземное царство. Историки античности отмечают: этот сюжет – иносказательное изложение мистического опыта посвящения в Орфические таинства – мистерии. Само слово «мистерия» (от греч. «закрываю рот, глаза» и т. п.) означает в единственном числе тайну, а во множественном – таинственное служение или употребляемые при этом таинственные предметы. Орфические мистерии символизировали переход от мрака к свету, от страха к радости и веселой, беззаботной жизни в вечности. Высшей степенью посвящения считалось созерцание божества, приносившее высочайшее блаженство. Божество находится на бесконечно далеком расстоянии от человека, это сила, непостижимая умом и не имеющая четкого изображения, «встреча» с ним, предваряемая целым рядом совершаемых ночью, при свете факелов, действий и обрядов в сопровождении экстатической музыки – редкостное счастье, доступное лишь посвященным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феномен зависти. Homo invidens?"

Книги похожие на "Феномен зависти. Homo invidens?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Донцов

Александр Донцов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?"

Отзывы читателей о книге "Феномен зависти. Homo invidens?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.