» » » » Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем


Авторские права

Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем

Здесь можно купить и скачать "Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем
Рейтинг:
Название:
Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-8036-0553-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"

Описание и краткое содержание "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем" читать бесплатно онлайн.



«Теория экономики социальных систем» представляет собой заключительный третий том теории социальных систем, где впервые изложены теоретико-методологические основы экономики применительно к социальным организованным системам различного уровня и класса.

В отличие от имеющихся работ по экономике, которые построены с абстрактных классовых позиций в форме политической экономии, в настоящей работе вопросы экономики рассматриваются применительно к различным формам системной организации жизнедеятельности общества. При этом экономика организации последней рассматривается во взаимосвязи с основными объективными законами организации социальных систем, изложенными в первом томе монографии.

Особенностью предлагаемой работы является то, что в ней впервые вопросы экономики рассмотрены с позиции социальной экономической эффективности жизнедеятельности.

Настоящая монография может служить основой для научно обоснованного построения учебной литературы по теории экономики социальных систем различного уровня и класса, независимо от политического устройства общества.

Предназначена ученым, студентам, преподавателям, высшему управленческому персоналу систем управления производственных организаций, органов власти различного уровня, а также специалистам, занимающимся вопросами экономики любой сферы деятельности на любом уровне организации жизнедеятельности.






С учетом существующих форм территориальной организации общества в зависимости от целевого назначения можно выделить отрасли общесоциального и государственного значения, отрасли регионального уровня и специфические отрасли урбанизированных и сельских поселений и соответственно этому производить отраслевую классификацию и видовую (продуктовую) специализацию экономики территориальных образований.

Парадоксальность ситуации проявляется в том, что экономическая стратегия производственных организаций государственного и регионального значения, расположенных в населенных пунктах, строится исходя из государственных или региональных отраслевых интересов, а не интересов поселений. Хотя эти производственные организации, как правило, являются одновременно основой экономики этих поселений, но самостоятельно формировать стратегию их динамики органы власти поселений не могут. Экономическая отраслевая политика региональных административно-территориальных образований, урбанизированных и сельских поселений, с одной стороны, обусловлена решением государственных стратегических задач, а с другой стороны, решением собственных территориальных проблем местного значения. Поэтому, разрабатывая экономическую политику, урбанизированные и сельские поселения вынуждены учитывать отраслевые приоритеты высшего уровня – государственных и территориальных образований. Таким образом, при формировании экономической политики урбанизированных и сельских поселений структура приоритетов в целом строится в соответствии с административной иерархией территориальной власти.

На основании изложенного можно сделать вывод, что экономику страны нужно классифицировать в отраслевом разрезе. Внутриотраслевая структура экономики формируется на основе приоритетности организаций по производству специализированных классов продуктов индивидуального (продукты питания, одежда и обувь, белье, посуда, утварь и предметы домашнего обихода, бытовая техника и т. п.) и социального потребления (тепловая и электрическая энергия, вода, канализация, физическая защита, здравоохранение и медицина, воспитание, образование, культура и т. п.). Это обстоятельство позволяет говорить о видовой специализации отраслевой экономики, отражающей специфические условия производства продукции различных классов.

Естественно, первое место по социальной значимости занимают продукты первой жизненной необходимости широкого потребления (например, продукты питания, содержащие белки, жиры и углеводы, электрическая и тепловая энергия, вода, жилищные и коммунально-бытовые условия и т. п.), имеющие наибольшую социальную значимость. Производство продукции, удовлетворяющей частные индивидуальные интересы, может относиться к низшим приоритетам или вообще недопустимо, так как при этом происходит узурпация общественного труда в частных интересах в ущерб социальным. Параметры (объемы) отраслевого производства ранжированной продукции индивидуального и общественного потребления устанавливаются институционально на государственном уровне на основе социальных нормативов потребления, которые определяются потенциальными возможностями экономики страны. По мере развития цивилизации в результате научно-технического прогресса перечень продуктов индивидуального и общественного потребления, включаемых в состав жизненно необходимых, и социальные нормативы индивидуального и социального потребления объективно расширяются, тем не менее всегда будут продукты более низких приоритетов, не имеющие решающего значения для жизни человека, например такие, как автомобильный, авиационный, морской, речной транспорт индивидуального пользования, виллы и дворцы, эксклюзивные изделия одежды, бытовой техники, экзотические продукты питания и т. п.

В структуре международных отношений отдельные сферы экономики на уровне объединений государств классифицируются по специализированным отраслям жизнедеятельности в зависимости от политической или социальной значимости проблем. Естественно, наиболее приоритетными сферами международного сотрудничества с позиции политической целесообразности являются проблемы коллективной безопасности и физической защиты населения государств. Несмотря на то что экономическая политика международных отношений осуществляется сугубо по политическим факторам, реально она представляет собой экономические взаимосвязи в форме безвозвратных и безвозмездных финансовых расходов бюджетных (обобществленных) средств государств. Особенность таких взаимоотношений заключается в том, что они строятся на принципах системы страхования – когда относительно небольшие взносы большого количества участников позволяют в форс-мажорных ситуациях компенсировать достаточно большие расходы только некоторых из них. Социальная эффективность такого рода экономических взаимосвязей заключается в том, что здесь сопоставляются расходы с возможным социальным ущербом от гибели целых государств и их народов или утратой культурных ценностей мирового значения.

На уровне объединений государств подобную классификацию экономики в соответствии с приоритетами можно представить в следующем виде.

1. Обеспечение коллективной безопасности:

– противоракетная оборона;

– борьба за нераспространение ядерного и биологического оружия массового уничтожения;

– борьба против международного терроризма;

– борьба против незаконного распространения вооружения и т. п.

2. Военное (оборонное) сотрудничество:

– ракетостроение;

– танкостроение;

– самолетостроение;

– судостроение;

– вооружение и т. п.

3. Сотрудничество в области здравоохранения и медицины:

– оказание медицинской помощи при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуаций;

– оказание гуманитарной помощи;

– распространение современных технологий лечения массовых заболеваний;

– борьба с эпидемиями;

– обеспечение медикаментами и лекарственными препаратами и т. п.

4. Сотрудничество в борьбе с голодом и нищетой:

– продукты питания первой жизненной необходимости;

– одежда, белье;

– кухонный инвентарь, бытовая техника;

– сырьевые, энергетические ресурсы и т. п.

5. Научно-техническое сотрудничество:

– фундаментальные исследования в области генетики, физики, химии и т. п.

– прикладные исследования в области космонавтики, машиностроения, строительства и др.

6. Сотрудничество в борьбе с преступностью:

– наркоторговля;

– контрабанда;

– уголовные преступления;

– экономические преступления и т. п.

7. Сотрудничество в области продуктообмена (торговли):

– сырьевых ресурсов;

– энергоресурсов;

– бытовой техники, одежды;

– продуктов питания;

– промышленного оборудования и т. п.

8. Сотрудничество в области физкультуры и спорта:

– производство спортивных товаров;

– организация международных соревнований;

– организация мировых и континентальных чемпионатов в разных странах света;

– организация Олимпийских, Паралимпийских игр и т. п.

9. Культурное сотрудничество:

– театр, музыка, живопись, кино;

– СМИ;

– сохранение мировых памятников культуры и т. п.

Видовая специализация отраслевой экономики международных отношений производится по отдельным наиболее значимым в мировом масштабе продуктам. Например, в сфере обеспечения коллективной безопасности это – баллистические ракеты дальнего радиуса действия с ядерными боеголовками, системы противоракетной обороны (ПРО), стратегические бомбардировщики дальнего радиуса действия, авианосцы, подводные ракетоносцы и т. п. В системе здравоохранения – вакцины противоэпидемиологических заболеваний новых вирусов гриппа, СПИДа и т. п., в сфере сотрудничества в области борьбы с голодом и нищетой – продукты питания первой жизненной необходимости, теплая одежда, одеяла и т. п.

Глобальной целью любой социальной организованной системы является сохранение жизни, поэтому экономика всех форм организации общества – от производственных организаций различных классов до территориальных образований всех уровней – строится с позиции сохранения собственной жизни каждой из этих форм. Однако при этом внутренние и внешние экономические отношения, обеспечивающие жизнь, осуществляются принципиально по-разному. Экономика производственных организаций реализуется исходя из локальной хозрасчетной экономической эффективности деятельности организации в целом, на системных принципах, когда все элементы производственной деятельности одинаково важны для жизни производственных систем и выделить главные невозможно. В то же время экономики территориальных образований всех уровней, не являющихся системами в полном смысле этого слова, реализуются на основе критериев социальной экономической эффективности в форме политики, когда все объекты ранжируются по степени их важности для жизни территории. Использование термина «политика» применительно к экономическим отношениям означает ранжирование отраслей жизнедеятельности и отраслевых производственных организаций, или отраслевых продуктов, с позиции выбранных социальных критериев эффективности. Под экономической политикой понимается ранжирование деятельности производственных организаций, отдельных сфер и отраслей жизнедеятельности на основе определенных принципов и с учетом ограничений в соответствии с социально-экономическими приоритетами, институционально устанавливаемыми на государственном и региональном уровнях. В качестве критериев могут выступать политические, экономические, социальные характеристики (показатели) и любые их сочетания. Естественно, в зависимости от выбираемых критериев может изменяться система ранжирования, или установления, приоритетов. Иначе говоря, характер выбираемых приоритетов определяет структуру и сущность экономической политики. Особенность использования различных критериев применительно к экономической политике проявляется в том, что во всех случаях критерии приобретают экономическую интерпретацию. Высшие приоритеты, независимо от характера используемых критериев, всегда предполагают приоритетное финансирование в полном объеме и прежде всего для стратегического развития. Поэтому экономическая политика государства по существу предопределяет политику в регионах и урбанизированных образованиях через политику приоритетных с государственных позиций отраслей жизнедеятельности и отдельных приоритетных организаций в этих отраслях. Таким образом, государственная экономическая политика, по существу, реализуется на всех уровнях экономических отношений абсолютно всех форм территориальной и производственной организации общества, а экономическая политика территориальных образований более высокого уровня, в свою очередь, по существу, предопределяет экономическую политику образований более низкого уровня.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"

Книги похожие на "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Соловьев

Владимир Соловьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"

Отзывы читателей о книге "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.