Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"
Описание и краткое содержание "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем" читать бесплатно онлайн.
«Теория экономики социальных систем» представляет собой заключительный третий том теории социальных систем, где впервые изложены теоретико-методологические основы экономики применительно к социальным организованным системам различного уровня и класса.
В отличие от имеющихся работ по экономике, которые построены с абстрактных классовых позиций в форме политической экономии, в настоящей работе вопросы экономики рассматриваются применительно к различным формам системной организации жизнедеятельности общества. При этом экономика организации последней рассматривается во взаимосвязи с основными объективными законами организации социальных систем, изложенными в первом томе монографии.
Особенностью предлагаемой работы является то, что в ней впервые вопросы экономики рассмотрены с позиции социальной экономической эффективности жизнедеятельности.
Настоящая монография может служить основой для научно обоснованного построения учебной литературы по теории экономики социальных систем различного уровня и класса, независимо от политического устройства общества.
Предназначена ученым, студентам, преподавателям, высшему управленческому персоналу систем управления производственных организаций, органов власти различного уровня, а также специалистам, занимающимся вопросами экономики любой сферы деятельности на любом уровне организации жизнедеятельности.
В производственной экономике системность, с одной стороны, объективно проявляется как интегральный (суммативный) результат экономического взаимодействия всех элементов организационной (производственной и управленческой) деятельности, жестко обусловленной технологией производственных процессов.[110] Жесткость и объективность этих взаимосвязей, в свою очередь, предопределена системой машин, задействованных в технологических процессах и организационными условиями деятельности, материализованными в зданиях, сооружениях, коммуникациях и т. п. во времени и в пространстве.
С другой стороны, состав, структура и параметры экономических характеристик отдельных элементов производственных процессов в организации задаются через методологию расчетов, нормативно устанавливаемую экономической отраслевой политикой на уровне территориальных образований. Основу производственной экономики составляет экономика труда (деятельности в широком смысле слова).
Экономики всех типов и классов реализуются в сложных взаимосвязях между собой, однако в целом экономика жизнедеятельности общества представляет собой единство производственной и территориальной экономик, хотя теоретически они строятся на совершенно различных основаниях, принципах и законах.
Глава 2.2. Классификация и видовая специализация экономики территориальных образований
Все формы территориальной организации общества представляют собой уникальные образования. Поэтому экономика каждого территориального образования, с одной стороны, должна строиться в зависимости от специфических природных (естественных) и искусственных (исторически сложившихся в результате человеческой деятельности условий) техноценоза осуществления организованной жизнедеятельности, а с другой – отражать общегосударственные и социальные интересы общества в целом.
Формальное разделение экономики народного хозяйства только по формам и уровням территориальной организации жизнедеятельности общества не отражает в полной мере социально-политической сущности экономических взаимоотношений между этими территориальными образованиями и производственными организациями и, соответственно, не позволяет осуществить эффективную организацию экономики общества в целом во всем ее многообразии. Хотя региональные административно-территориальные образования являются частью государственной системы, урбанизированные и сельские образования являются составной частью региональных образований, а производственные организации – составными элементами урбанизированных и сельских поселений, однако экономика всех этих составляющих строится на гораздо более сложной системе экономических взаимоотношений, чем просто интегральные.
Более того, субординация административно-политических отношений территориальных образований различного уровня в условиях многообразия форм собственности и юридических и экономических форм организации производства в экономических взаимоотношениях не соблюдается вследствие различия исторически сложившейся системы техноценоза специализированной сельскохозяйственной деятельности в сельских районах регионов, а также индустриального производства в урбанизированных поселениях, объективных особенностей природно-климатических и других условий жизнедеятельности. Происходит дифференциация и монополизация производственной деятельности с позиции государственных интересов: региональная отраслевая специализация сельскохозяйственного производства, монополизация промышленного производства в рамках крупных предприятий-гигантов государственного уровня (города с моноструктурным производством). Экономические взаимоотношения многократно усложняются в условиях частной собственности на производство основных стратегических продуктов социального потребления и государственного назначения.
Государственные и региональные административно-территориальные образования с экономической точки зрения представляют собой условное разделение территории. Причем если государственные образования имеют установленные физические границы, то границы региональных образований представляют собой сугубо формальное, чисто административное разделение. Собственно, сама жизнедеятельность в форме специализированных по продукту производственных организациях территориально осуществляется непосредственно в местах компактного проживания людей – в урбанизированных и сельских поселениях. Таким образом, экономика государственных и региональных образований по существу реализуется через производственные отраслевые организации, функционирующие в конкретных урбанизированных и сельских поселениях. При этом, естественно, производственные организации, расположенные в конкретных урбанизированных и сельских поселениях и функционально вписанные в территориальную инфраструктуру именно этих поселений, могут иметь различное значение для территориальных образований разного уровня: организации, расположенные в урбанизированных поселениях, – от государственного и регионального до местного, а в сельских – от регионального до поселкового.[111]
Производственные организации, хотя располагаются в конкретных урбанизированных и сельских поселениях и являются основой экономики этих образований, по своей сути квалифицируются прежде всего как отраслевые предприятия. Однако экономика специализированных отраслей формируется принципиально по-иному, чем экономика территориальных образований. Основой формирования структуры отраслевого и межотраслевого народного хозяйства являются не экономические, а производственно-технологические связи, которые, собственно, и формируют отраслевую экономику. Более того, функционирование многих отраслей жизнедеятельности и межотраслевые связи объективно реализуются на системных производственно-технологических принципах. Соответственно, экономика территориальных образований всех уровней может быть эффективно реализована только с учетом особенностей отраслевой экономики. С этих позиций экономику всех форм территориальных образований можно классифицировать в отраслевом разрезе. Однако функционирование и экономика отраслей в территориальных образованиях разного уровня строится и осуществляется неодинаково вследствие того, что состав и структура отраслей жизнедеятельности, в свою очередь, зависит от специфики построения экономики территориальных образований и прежде всего от социальной значимости отраслевых организаций[112] в жизни различных форм территориальной организации общества. Это находит свое отражение в экономической политике территориальных образований, которая реализуется на основе ранжирования отраслей и приоритетов отраслевых продуктов с позиции значимости для жизни данной территории.
Все это свидетельствует о том, что производственную экономику различных классов организаций, специализированных отраслей народного хозяйства, так же как и территориальную экономику регионов, городов и сельских районов, нельзя рассматривать автономно, но только во взаимосвязи между собой и с экономикой государственных образований. Таким образом, с одной стороны, физическую (продуктовую) основу экономики народного хозяйства территорий всех уровней, безусловно, составляет производственная деятельность организаций, но, с другой стороны, экономика отраслевых организаций всех классов и видов обусловливается государственной и региональной экономической политикой.
Как уже указывалось ранее, суть экономической политики сводится к ранжированию всей совокупности хозяйствующих субъектов на основе установленных приоритетов, ограничений и условий. Для этого экономика территориальных образований должна быть предварительно разделена на классы и виды хозяйствующих субъектов. Естественно, классификации и видовые специализации экономики территориальных образований разного уровня будут существенно различаться в зависимости от значимости тех или иных отраслей и видов продукции для жизни конкретной территории.
С учетом существующих форм территориальной организации общества в зависимости от целевого назначения можно выделить отрасли общесоциального и государственного значения, отрасли регионального уровня и специфические отрасли урбанизированных и сельских поселений и соответственно этому производить отраслевую классификацию и видовую (продуктовую) специализацию экономики территориальных образований.
Парадоксальность ситуации проявляется в том, что экономическая стратегия производственных организаций государственного и регионального значения, расположенных в населенных пунктах, строится исходя из государственных или региональных отраслевых интересов, а не интересов поселений. Хотя эти производственные организации, как правило, являются одновременно основой экономики этих поселений, но самостоятельно формировать стратегию их динамики органы власти поселений не могут. Экономическая отраслевая политика региональных административно-территориальных образований, урбанизированных и сельских поселений, с одной стороны, обусловлена решением государственных стратегических задач, а с другой стороны, решением собственных территориальных проблем местного значения. Поэтому, разрабатывая экономическую политику, урбанизированные и сельские поселения вынуждены учитывать отраслевые приоритеты высшего уровня – государственных и территориальных образований. Таким образом, при формировании экономической политики урбанизированных и сельских поселений структура приоритетов в целом строится в соответствии с административной иерархией территориальной власти.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"
Книги похожие на "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"
Отзывы читателей о книге "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем", комментарии и мнения людей о произведении.