Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"
Описание и краткое содержание "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем" читать бесплатно онлайн.
«Теория экономики социальных систем» представляет собой заключительный третий том теории социальных систем, где впервые изложены теоретико-методологические основы экономики применительно к социальным организованным системам различного уровня и класса.
В отличие от имеющихся работ по экономике, которые построены с абстрактных классовых позиций в форме политической экономии, в настоящей работе вопросы экономики рассматриваются применительно к различным формам системной организации жизнедеятельности общества. При этом экономика организации последней рассматривается во взаимосвязи с основными объективными законами организации социальных систем, изложенными в первом томе монографии.
Особенностью предлагаемой работы является то, что в ней впервые вопросы экономики рассмотрены с позиции социальной экономической эффективности жизнедеятельности.
Настоящая монография может служить основой для научно обоснованного построения учебной литературы по теории экономики социальных систем различного уровня и класса, независимо от политического устройства общества.
Предназначена ученым, студентам, преподавателям, высшему управленческому персоналу систем управления производственных организаций, органов власти различного уровня, а также специалистам, занимающимся вопросами экономики любой сферы деятельности на любом уровне организации жизнедеятельности.
Экономической основой существования урбанизированных поселений является градообразующее производство, чаще всего промышленное, а сельских поселений – сельское хозяйство, поэтому сохранение жизни поселений заключается прежде всего в сохранении их производственно-экономической основы совместной жизнедеятельности. Именно с этих позиций формируется экономическая политика приоритетов отраслевых организаций, функционирующих на территории поселения. При этом определяющим фактором, безусловно, является государственная и региональная экономическая политика.
Формально экономика урбанизированных поселений представляет собой сумму технико-экономических показателей деятельности всех организаций, действующих на селитебной территории урбанизированных поселений. К такого рода показателям деятельности организаций, которые отражаются в экономике урбанизированных поселений, относятся объемы производства продукции (услуг) в натурально-стоимостном и стоимостном выражении, численность работающих, фонд оплаты труда, размер налогооблагаемой базы в стоимостном выражении, сумма налоговых отчислений. Реально экономика урбанизированных поселений складывается из фонда оплаты труда всех работающих, доходов (пособий) всех категорий нетрудоспособного населения (детей, пенсионеров, инвалидов, больных), социальных фондов отраслей воспитания, образования (начального, общего и специального среднего и высшего), здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты, социального обеспечения, содержания органов власти и государственных учреждений, за вычетом из них фонда оплаты труда и размера социальных пособий.[101] Кроме того, в экономике урбанизированного поселения учитываются средства фонда социального развития, предназначенные для капитального строительства объектов жилищного и гражданского строительства, осуществляемого собственными силами урбанизированного поселения. Средства фонда социального развития для капитального строительства объектов промышленности, энергетики и транспорта, выделяемые и реализуемые на территории урбанизированного поселения в рамках стратегических программ отраслевого развития, не учитываются в экономике урбанизированных поселений, так как относятся к отраслевой экономике, которая осуществляется силами отраслевых специализированных строительно-монтажных организаций.
В тех моноструктурных урбанизированных поселениях, где основой производственной градообразующей деятельности являются научно-производственные объединения и предприятия оборонной промышленности, а сами поселения являются закрытыми зонами, экономика всех отраслей жизнедеятельности (кроме фондов социального обеспечения, содержания органов власти и государственных учреждений) полностью определяется в рамках оборонной отрасли за счет фондов социального развития и физической безопасности государства.
Парадоксальность формирования экономики урбанизированных поселений, в которых градообразующее производство представлено предприятиями государственного значения, проявляется в том, что экономика градообразующего производства определяется не из интересов поселения, а на основе отраслевой экономической политики, формируемой исходя из сугубо технико-технологических и производственных приоритетов отраслевых организаций. Разрешение этого противоречия путем модернизации, реконструкции и конверсии градообразующего производства может быть достигнуто только в результате государственной политики стратегического развития народного хозяйства, учитывающей исторически сложившийся трудовой и производственный потенциалы урбанизированных поселений.
Финансирование расходов социальных фондов отраслей воспитания, образования, здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты, содержания органов власти, в силу того что расходование средств осуществляется по государственным установленным нормативам, может осуществляться как через бюджеты урбанизированных поселений, так и непосредственно через эти специализированные социальные фонды. В этом также проявляется влияние государственных образований на экономику урбанизированных поселений.
Поскольку общегородские системы тепло-, энергообеспечения, водоснабжения и канализации, транспорта, уборки, складирования, хранения и переработки мусора исторически создавались как самостоятельные, экономика урбанизированных поселений в отношении организации функционирования этих отраслей жизнедеятельности также относительно автономна,[102] т. е. решается с позиции экономической политики урбанизированного поселения.
Несколько иная картина наблюдается в отношении организаций сельскохозяйственного производства, размещаемых в сельских поселениях. В связи с небольшой численностью населения и ограниченными финансовыми возможностями экономика сельскохозяйственного производства и почти всех отраслей жизнедеятельности сельских поселений (здравоохранение и медицина, образование, энергообеспечение и транспорт, физическая и пожарная безопасность, культура и спорт) формируется в рамках региональной экономической политики. Вследствие небольшой мощности организаций сельскохозяйственного производства влияние государственных образований на экономику этих организаций проявляется только косвенным образом – через производство сельскохозяйственной техники, удобрений, ядохимикатов и т. п. Непосредственное влияние государственных образований на экономику сельских поселений за счет фондов социального развития, социальных страховых фондов и фондов социального резерва осуществляется только через региональные образования в форме региональной экономической политики в соответствии с региональными приоритетами организаций сельскохозяйственного производства. Расходование средств на содержание всех категорий нетрудоспособного населения (детей, пенсионеров, инвалидов, больных) осуществляется по установленным государственным нормативам, поэтому финансирование этих расходов в сельских поселениях может осуществляться как через бюджеты региональных образований, так и непосредственно через учреждения этих специализированных социальных фондов.
На основании изложенного можно сделать вывод, что формально экономика сельских поселений, так же как и урбанизированных, представляет собой интегральные технико-экономические показатели всех организаций, действующих на территории сельского поселения: объемы производства продукции (услуг) в натурально-стоимостном и стоимостном выражении, численность работающих, фонд оплаты труда, размер налогооблагаемой базы в стоимостном выражении, сумма налоговых отчислений. Реально экономика сельских поселений складывается из фонда оплаты труда всех работающих, доходов (пособий) всех категорий нетрудоспособного населения (детей, пенсионеров, инвалидов, больных), социальных фондов отраслей воспитания, образования (начального и среднего), здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты, социального обеспечения, содержания органов власти, за вычетом из них фонда оплаты труда и размера социальных пособий.
Средства фонда социального развития для капитального строительства объектов аграрно-промышленного комплекса (АПК), энергетики и транспорта, размещаемых на территории урбанизированных и сельских поселений, выделяются в рамках стратегических программ отраслевого развития и реализуются силами отраслевых специализированных строительно-монтажных организаций, а в экономике региональных образований только учитываются.
Средства фонда социального развития организаций сельскохозяйственного производства, капитального строительства объектов образования (начального и среднего), здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты выделяются в рамках отраслевых стратегических программ развития и отражаются в бюджетах региональных образований. Распределение этих средств по конкретным сельскохозяйственным организациям и отраслевым объектам строительства осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой социально-экономического развития на основе региональных приоритетов. Необходимо отметить, что региональные объекты здравоохранения, медицины, культуры, спорта размещаются, как правило, в столицах региональных образований, независимо от территориального расположения этих столиц («радиуса доступности»). Это обусловлено прежде всего не экономическими факторами, а необходимостью обеспечения эффективной организации деятельности за счет высококвалифицированного персонала.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"
Книги похожие на "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Соловьев - Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем"
Отзывы читателей о книге "Теория социальных систем. Том 3. Теория экономики социальных систем", комментарии и мнения людей о произведении.