» » » » Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии


Авторские права

Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии

Здесь можно купить и скачать "Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии
Рейтинг:
Название:
Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0884-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии"

Описание и краткое содержание "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена истории русской эмиграции на Дальнем Востоке в первое десятилетие существования Зарубежной Церкви и является попыткой обобщающего исследования по данной теме.

До настоящего времени история Русской Православной Церкви Заграницей изучалась, как правило, по событиям европейским, церковная жизнь Дальнего Востока отразилась в ней не так масштабно, как она того заслуживает. С начала 1920-х гг. ее средоточием стала Харбинская епархия (Маньчжурия). Именно там решались основные вопросы церковного управления, велась борьба с тайными обновленцами, преодолевались смуты, возникавшие в период юрисдикционных конфликтов. Обращаясь к этим малоизученным страницам истории дальневосточной ветви русского зарубежья, автор показывает, насколько велика была в жизни эмиграции роль Церкви, которая оставалась главным защитником и покровителем русских людей в изгнании.

Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей России и Русской Православной Церкви в ХХ веке.






Глава 1. Белое Приморье и последняя волна русской эмиграции (1920–1922)

1. Белые правительства на Дальнем Востоке в конце Гражданской войны

История российской эмиграции на Дальнем Востоке неразрывно связана с событиями Гражданской войны. Падение колчаковского правительства в Сибири{67}, затем власти атамана Семенова в Забайкалье{68} и, наконец, поражение Белой армии в Приморье вытолкнуло за пределы отечества тысячи людей, не пожелавших подчиниться советской власти.

Немаловажно, что в начале 1920-х гг. в среде несоциалистических сил Дальнего Востока преобладали монархические настроения. Первые революционные преобразования советской власти словно пробудили российское общество, и многие из тех, кто впоследствии был вынужден покинуть родину, вдруг осознали, что путем к восстановлению законности и возрождению России, той России, которая веками стояла на двух незыблемых началах – Православии и Самодержавии, должно стать возвращение к монархическому строю. В то же время российские граждане не успели забыть и о том, что совсем недавно, в царствование императора Николая II, православное самодержавие как принцип народного сознания переживало кризис. Значительная часть представителей интеллигенции в своем увлечении западными идеями охладели к православию, нередко ограничивая свою причастность к Церкви формальным исполнением треб и обрядов. «В области общественной класс тот также жил идеями Запада, – писал об этом времени святитель Иоанн (Максимович). – Совершенно не уделяя в ней места влиянию Церкви, он стремился перестроить всю жизнь России, особенно в области государственного управления, по западным образцам. Посему … велась особенно ожесточенная борьба с государственной властью, причем необходимость либеральных реформ и демократического устройства России сделались как бы новой верой, не исповедовать которую значило быть отсталыми»{69}.

В конце Гражданской войны эти настроения заметно ослабели, тогда как Церковь все более влекла к себе умы и сердца православных граждан теперь уже бывшей Российской империи. Этим в значительной степени объясняется и позиция большинства православного духовенства в их приверженности к правому лагерю эмиграции. Со своей стороны представители этой части русских беженцев во всех вопросах общественно-политической жизни стремились опереться на авторитет Церкви.

Наиболее ярко об этом свидетельствуют события конца Гражданской войны, происходившие на Дальнем Востоке в Приморье, которое стало последним оплотом антибольшевистского сопротивления на территории России и где особенно трудно утверждалась советская власть. Этот период, за которым последовала еще одна большая волна эмиграции (третья после падения Омска и Читы), приходится на время деятельности двух временных правительств, сформированных в 1921–1922 гг.: так называемого «меркуловского» и сменившего его правительства Приамурского Земского края.

Приходу к власти белых сил предшествовало возникновение в Приморье просоветских государственных образований. В конце января 1920 г., когда положение белых на Дальнем Востоке было критическим, в результате переворота была образована Приморская областная земская управа – временное коалиционное социалистическое правительство во главе с бывшим учителем, с декабря 1918 г. состоявшим гласным Областного земского собрания, эсером А. С. Медведевым{70}. Несмотря на то что комендантом крепости был назначен тоже эсер, подполковник Краковецкий, а начальником штаба стал генерал Доманевский, все главные рычаги управления в новом правительстве оказались в руках коммунистов. Параллельно с комендатурой был образован большевистский военно-революционный штаб, во главе такой важной для власти структуры, как финансово-экономическое бюро, оказался заместитель председателя правительства коммунист П. М. Никифоров. Митинги, выборное начало, коммунистические газеты – все готовило население к «торжеству диктатуры пролетариата»{71}. И только присутствие японских войск все еще сдерживало установление чисто большевистского правления{72}.

До мая 1921 г. Приморье входило в состав Дальневосточной Республики (ДВР) – «буферного» государственного образования, созданного в апреле 1920 г. по инициативе руководства РСФСР. С октября 1920 г. столицей ДВР стала Чита, где с 12 февраля по 12 апреля 1921 г. прошло Учредительное собрание. Итогом его работы было избрание правительства во главе с большевиками и принятие конституции ДВР, провозглашавшей демократические свободы, отмену частной собственности, отделение Церкви от государства и т. д.

12 декабря 1920 г. правительство Приморской областной земской управы сменило Приморское областное управление ДВР во главе с большевиком В. Г. Антоновым («розовая власть»). Новое государственное образование стало своего рода «буфером в буфере» и явилось очередным шагом на пути к утверждению в Приморье советской власти.

К этому времени Белая армия формально уже не существовала. Однако в конце 1920 – начале 1921 г. остаткам Дальневосточной армии (около 30 тысяч человек){73} удалось перебазироваться в Приморье, где почти безоружные войска разделились на два лагеря – каппелевцев{74} (Никольск-Уссурийский и Раздольное, командующий генерал-лейтенант Г. А. Вержбицкий) и семеновцев{75} (ставка в Гродекове, командующий генерал-лейтенант Г. М. Семенов). Начальник снабжений Дальневосточной армии генерал-майор П. П. Петров охарактеризовал сложившееся к тому времени положение в войсках так: «…официально это не была ни армия, ни отдельные воинские организации – это были люди, которые ищут пристанища, работы»{76}. Тем не менее порядок в частях сохранялся, было даже оружие, а весной начали проводиться боевые занятия.

20 марта 1921 г. во Владивостоке был созван Первый несоциалистический съезд, задуманный как широкое национальное объединение русских партий против социализма. Его название – «Съезд несоциалистического населения Дальнего Востока» – принадлежало главному организатору съезда и фактическому руководителю будущего переворота Н. Д. Меркулову.

Съезд открылся 20 марта 1921 г. молебном и торжественным заседанием в здании так называемого Общедоступного театра, ранее принадлежавшего городскому цирку. После избрания председателя состоялись выступления делегатов, среди которых были журналист и политический деятель В. Ф. Иванов (будущий премьерминистр меркуловского правительства); князь А. А. Кропоткин (председатель монархического центра в Харбине); православный священник-миссионер В. М. Демидов (участник Ледяного похода); старообрядческий священник И. Г. Кудрин (бывший проповедник в 3-й армии колчаковского правительства) и Н. Д. Меркулов.

На этом съезде впервые прозвучал призыв о возможности устройства Российского государства без социалистов и были выработаны планы по реализации этой идеи{77}. В. Ф. Иванов в своем выступлении подчеркнул, что «съезд выступает открыто на борьбу с темными силами, развалившими Россию», и что цель съезда – «создать национально-культурный центр с областной верховной властью и с народным правительством»{78}. По замыслу руководителей съезда Приморье должно было стать национальнодемократическим центром с устойчивым правовым порядком, который позволит наладить хозяйственную жизнь края и защитить национальные русские интересы. При этом никаких широких задач для ведения борьбы с большевиками не декларировалось.

Конечной целью своей деятельности съезд провозгласил восстановление «Единой, Великой и Свободной России, в которой русскому народу будет обеспечено свободное спокойное выражение своей созидающей воли через Учредительное Собрание – единого хозяина Земли Русской»{79}. Одна из резолюций съезда объявляла, что возрождение русской мощи невозможно без участия в государственном строительстве Православной Церкви.

Наконец, в мае 1921 г. в Приморье грянул белый переворот, вошедший в историю как «меркуловский». 23 мая каппелевские части почти мирным путем освободили от большевиков г. Никольск-Уссурийский, 26 мая они заняли Владивосток. В тот же день руководивший восстанием Народно-революционный комитет (Краевой национальный комитет) объявил о свержении областного управления ДВР и передаче власти Совету первого Съезда несоциалистического населения Дальнего Востока из пяти лиц. Они и составили новое Временное Приамурское правительство, председателем которого стал бывший юрисконсульт Владивостокского городского самоуправления С. Д. Меркулов (родной брат Н. Д. Меркулова). Зарубежные антисоветские газеты назвали события во Владивостоке не переворотом, а «падением власти большевиков».

10 июня 1921 г. во Владивостоке был созван второй Съезд несоциалистических организаций, на котором продолжилось обсуждение программы государственного строительства.

Результатом разнородного по своему составу несоциалистического движения стал созыв новым правительством Приамурского народного собрания, сформированного «по образцу английского парламента». Оно было избрано в июле 1921 г. как областной представительный орган сроком на один год и первоначально состояло из десяти фракций (монархическая, кадетская, эсеровская, крестьянская трудовая и др.). Членами Народного собрания стали делегаты от населения Приморья и различных белых организаций полосы отчуждения КВЖД{80}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии"

Книги похожие на "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Баконина

Светлана Баконина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии"

Отзывы читателей о книге "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.