» » » » Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии


Авторские права

Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии

Здесь можно купить и скачать "Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии
Рейтинг:
Название:
Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0884-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии"

Описание и краткое содержание "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена истории русской эмиграции на Дальнем Востоке в первое десятилетие существования Зарубежной Церкви и является попыткой обобщающего исследования по данной теме.

До настоящего времени история Русской Православной Церкви Заграницей изучалась, как правило, по событиям европейским, церковная жизнь Дальнего Востока отразилась в ней не так масштабно, как она того заслуживает. С начала 1920-х гг. ее средоточием стала Харбинская епархия (Маньчжурия). Именно там решались основные вопросы церковного управления, велась борьба с тайными обновленцами, преодолевались смуты, возникавшие в период юрисдикционных конфликтов. Обращаясь к этим малоизученным страницам истории дальневосточной ветви русского зарубежья, автор показывает, насколько велика была в жизни эмиграции роль Церкви, которая оставалась главным защитником и покровителем русских людей в изгнании.

Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей России и Русской Православной Церкви в ХХ веке.






10 июня 1921 г. во Владивостоке был созван второй Съезд несоциалистических организаций, на котором продолжилось обсуждение программы государственного строительства.

Результатом разнородного по своему составу несоциалистического движения стал созыв новым правительством Приамурского народного собрания, сформированного «по образцу английского парламента». Оно было избрано в июле 1921 г. как областной представительный орган сроком на один год и первоначально состояло из десяти фракций (монархическая, кадетская, эсеровская, крестьянская трудовая и др.). Членами Народного собрания стали делегаты от населения Приморья и различных белых организаций полосы отчуждения КВЖД{80}.

К началу 1922 г. Приамурское государственное образование включало в себя не только Приморскую, но также области Сахалинскую, Камчатскую и часть Якутской и Амурской областей{81}. Однако его гражданами открыто признавали себя лишь бойцы белых частей и беженцы. Большинство местного населения – рабочие в городах, значительная часть сельских жителей южного Приморья – симпатизировали красным и нередко пополняли отряды партизан.

Положение белых дестабилизировала и обстановка в армии. На следующий день после переворота во Владивостоке борьба между двумя лагерями привела к расколу белых формирований на фактически изолированные друг от друга группировки. Если каппелевцы (являвшиеся основной военной силой переворота) поддерживали новое правительство, то семеновцы (контролировавшие Гродековский район, с июля 1920 г. находившийся вне контроля владивостокских властей) сохраняли независимость.

Положение усугубилось в сентябре 1921 г., когда не без давления со стороны японского командования Меркуловы, поначалу опиравшиеся на каппелевцев, наладили связь с атаманом Семеновым, который согласился примкнуть к новому правительству на условии продолжения боевых действий против большевиков. Однако в решающих сражениях с красными участвовали не семеновцы, а потерявшие поддержку правительства каппелевцы.

Еще в июне 1921 г., через месяц после прихода к власти Меркуловых, каппелевские части начали успешную кампанию по очистке Приморья от красных партизан. Газеты писали о панических настроениях среди представителей коммунистической власти в Чите, столице ДВР. По сообщениям прессы, читинские комиссары бежали в Харбин, где их встретили слухами о готовящемся еврейском погроме. Слухи якобы были спровоцированы сообщениями о «взрыве народного негодования по поводу самого активного участия в насилиях и зверствах со стороны коммунистического еврейского элемента»{82}.

В ноябре 1921 г. каппелевские части войск Временного Приамурского правительства (6 тысяч штыков и сабель){83}, присвоив себе наименование Белоповстанческой армии, выступили против большевиков в надежде поднять в Приамурье широкое повстанческое движение. Боевые действия переросли в Хабаровский поход, который стал последним крупным выступлением Белой армии.

В декабре 1921 г. белые заняли Хабаровск и вышли на Амурскую железную дорогу, где столкнулись с крупными силами противника. После ожесточенных боев под Волочаевкой 14 февраля 1922 г. красные отбили Хабаровск и в начале апреля подошли к Спасску. Боевые успехи частей Народно-Революционной армии Дальневосточной республики (НРА) под командованием В. К. Блюхера стоили громадных людских потерь с обеих сторон. Белоповстанцы, лишенные всякой помощи, вынуждены были вернуться, их надежды на всеобщее восстание против большевиков не оправдались. Красные также были крайне истощены, для подготовки к последнему выступлению на Владивосток им потребовалась передышка, длившаяся шесть месяцев.

После Хабаровского похода в войсках разразился новый конфликт, выразившийся в нападках меркуловского правительства на каппелевское командование. Меркуловы, ничего не сделавшие для поддержки армии, обвинили командование в больших расходах на походе, неправильной постановке снабжения. В свою очередь военные обвинили председателя правительства в том, что он занял враждебную армии позицию, пытаясь провести реорганизацию вооруженных сил в пользу семеновцев. Положение в войсках было критическим: с одной стороны, конфликт между каппелевцами и семеновцами, с другой – разногласия каппелевского командования с меркуловским правительством. Результатом стал политический кризис.

Народное собрание, поддерживавшее каппелевцев, не могло согласиться с действиями правительства и все чаще подвергало его критике. Обострение отношений дошло до роспуска Народного собрания правительственным указом от 31 мая 1922 г.{84} Однако часть его членов указу не подчинилась и в ночь на 1 июня объявила Приамурское правительство низложенным, образовав собственное правительство.

Указом от 3 июня 1922 г. новая власть заявила, что вместо низложенных членов Временного Приамурского правительства Народное собрание избирает председателем Приамурского правительства генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса. Сам же Дитерихс, ничего не знавший об этих событиях, находился в это время в Харбине, и до его прибытия во Владивосток временное исполнение обязанностей председателя правительства было возложено на генерал-майора В. М. Молчанова{85}.

В течение нескольких дней во Владивостоке существовали две не признававшие друг друга власти. Положение спасло вмешательство приехавшего из Харбина генерала. Ознакомившись с обстановкой, Дитерихс сравнил события во Владивостоке с Февральской революцией 1917 г. Будучи убежденным монархистом и не желая углублять раскол, он заявил о своем отказе от «революционного избранничества»{86}, роспуске Народного собрания и созыве Земского собора, на котором должна быть установлена структура и состав верховной власти в Приамурье{87}. В результате переговоров Народное собрание, а также образованное им правительство сложили свои полномочия. Генерал Дитерихс принял командование вооруженными силами, сменив на этом посту генерала Верж бицкого.

Таким образом, вопрос о власти был разрешен мирным путем, и главная заслуга в этом принадлежала генерал-лейтенанту М. К. Дитерихсу. Важным итогом его участия в конфликте было то, что, принудив Народное собрание к самороспуску, он сумел поставить меркуловскому правительству жесткое условие – созыв Земского собора. Надо сказать, что идею созыва выборного Земского собора, составленного по сословному принципу и с участием представителей народа, Дитерихс высказывал еще в 1919 г.{88}, и теперь эта идея приблизилась к своему воплощению.

Временное Приамурское правительство объявило о созыве Земского собора указом № 149 от 19 июня 1922 г.{89} Согласно выработанному положению в состав собора должны были войти члены Временного Приамурского правительства, представители от духовенства, военного командования и армии, казачества, гражданских ведомств, высших учебных заведений и прочих общественных и религиозных организаций. К участию в заседаниях не допускались только коммунисты и примыкавшие к ним, а также социалистыинтернационалисты.

Открытие Земсобора состоялось в воскресенье 23 июля. В числе его делегатов были три представителя от Харбинской епархии – от духовенства священник Василий Демидов, от Епархиального совета профессор Н. И. Миролюбов и от мирян А. К. Скородинин.

Начало заседаний предварил военный парад, после которого состоялся крестный ход и молебен, совершенный епископом Владивостокским Михаилом (Богдановым) в сослужении многочисленного духовенства. На открытии собора присутствовали представители консульского корпуса и японского командования{90}. Первым произнес приветственную речь председатель правительства С. Д. Меркулов, который сказал, что «задача открывшегося Земсобора – зацепить гибнущую русскую жизнь на клочке Приморья и вести отсюда оздоровление для всей Русской земли – если не в смысле прямого непосредственного действия, то хотя бы лишь примером»{91}. После приветствий члены собора приняли присягу – все участники повторяли слова, которые произносил священник Аристарх Пономарев, и целовали крест и Евангелие.

Второе заседание, состоявшееся 25 июля, было посвящено выборам президиума. В нем участвовали 238 депутатов. Председателем Земского собора стал приехавший из Харбина профессор Юридического факультета{92} Н. И. Миролюбов, его заместителями – генерал А. П. Бакшеев и городской голова Никольска-Уссурийского В. Н. Толок. Почетным председателем единогласно был избран Патриарх Тихон, которому участники собора пропели многолетие, после чего президиуму было поручено выработать и внести на обсуждение проект обращения к населению и духовенству советской России.

На заседании 31 июля были представлены к обсуждению три тезиса, выработанные Комитетом монархических организаций Дальнего Востока: 1) Земский собор признаёт, что права на осуществление верховной власти в России принадлежат династии Дома Романовых; 2) Земсобор считает необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Приморья верховным правителем из династии Дома Романовых, династией для сего указанным; и 3) Земсобор считает необходимым доложить о вышеизложенном вдовствующей императрице Марии Федоровне и великому князю Николаю Николаевичу. Правительству было предложено незамедлительно вступить в переговоры с династией на предмет приглашения одного из ее членов на пост верховного правителя. На время переговоров и осуществления назначения предполагалось избрать временное правительство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии"

Книги похожие на "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Баконина

Светлана Баконина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Баконина - Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии"

Отзывы читателей о книге "Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.