» » » Ирина Прищепова - Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие


Авторские права

Ирина Прищепова - Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Прищепова - Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Каро»5a15d18d-5523-11e4-9277-002590591ed2, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Прищепова - Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие
Рейтинг:
Название:
Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9925-0122-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии раскрываются теоретико-методологические основы речевого развития первоклассников с общим недоразвитем речи (ОНР), а также этапы, направления и содержание логопедической работы.

Конспекты уроков, содержание «Рабочей тетради» составлены с учетом современных программ коррекционно-образовательных учреждений и общеобразовательных школ.

Пособие содержит разнообразные задания по речевому развитию первоклассников, развитию неречевых психических функций. Их цель – оптимизация коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с речевой патологией.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультетов коррекционной педагогики, учителей-логопедов речевых школ, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.






2. Формирование умений называть действие по предъявленному предмету, использование слов с конкретным значением. Дети называют действия по предъявленному предмету или изображенному на картинке явлению природы и используют имена существительные с отвлеченным значением.

3. Подбор определения к слову, обозначающему предмет. Предлагаются соответствующие задания. Употребляются качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

4. Отбор антонимов (с исключением «конфликтных слов»). Детям предлагаются серии заданий. Например продолжить начатое предложение с использованием антонимов, подобрать антонимы к многозначным словам, подобрать синонимические группы антонимов.

5. Отбор синонимов. Дети находят их в стихотворении, подбирают синонимы к отдельным словам. Учащиеся группируют слова по смыслу, классифицируют синонимы по возрастающей или убывающей степени одного признака, дифференцируют синонимы и антонимы, осуществляют и другие операции.

6. Выделение слов-омонимов в тексте (стихотворении). Дети объясняют значения этих слов, подбирают к каждому синонимы, антонимы.

7. Развитие умений узнавать и объяснять значения слов в ходе выполнения следующих заданий: узнавать слова по описанию (имена существительные), выделить имена существительные среди других частей речи, обобщить действия одним словом, объяснить значения глаголов. Наряду с этим первоклассники учатся описывать предмет и выделять его признаки, характеризуют предмет по заданным признакам, соотносят названия признака с его лексическим значением, объясняют значения имен прилагательных.

8. Формирование умения выделять и раскрывать переносное значение словосочетаний и предложений. Детям предлагаются задания по объяснению как значений слова в словосочетании и предложении, так и образных выражений. Школьники учатся находить и объяснять значение устойчивых оборотов, фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Обогащение лексикона проводится и путем усвоения слов, включенных в словосочетания и предложения, а также выражающих определенную синтаксическую роль в речи. Предлоги, союзы, междометия, как известно, не имеют конкретного лексического значения. Поэтому систематическое и планомерное знакомство с ними имеет особое значение.

Изучая различные способы словообразования, дети на практическом уровне учатся сравнивать слова по значению, выделять в них различные и общие морфемы. С целью формирования морфологического (деривационного) компонента речевой деятельности развиваются следующие умения (по Р. И. Лалаевой):

• выделять общее лексическое значение слова и подбирать родственные слова;

• определять общие словообразующие аффиксы (приставки, суффиксы) в словах с различным лексическим значением;

• определять значение словообразующих аффиксов;

• соотносить значение и звучание морфем (корней слов);

• дифференцировать словообразующие аффиксы по значению и звучанию;

• систематизировать слова на основе общности морфем;

• конструировать слова на основе продуктивных моделей словообразования.


Формирование умений и навыков словообразования (определяется как уровень владения навыками формообразования) предполагает: уточнение лексического значения производящего слова; сопоставление производящего и производного слов, выделение общих и различных элементов в них; уточнение обобщенного значения некорневых морфем; сопоставление родственных слов с одинаковыми корнями и разными некорневыми морфемами.

Первоклассники с ОНР знакомятся с многозначностью отдельных приставок. Образование же новых слов с помощью суффиксов предполагает формирование у детей умения улавливать общий признак, который выражается данными суффиксами (например, принадлежность к родовидовой отнесенности при помощи суффиксов — – еньк-, -оньк-, -енок-, -онок-). В конце учебного года анализируются слова, которые образованы одновременно с помощью как приставок, так и суффиксов. Детей учат дифференцировать формы слов на основе совокупности их грамматических значений. К концу учебного года учащиеся овладевают определенной системой формообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Таким образом, формируется умение владеть продуктивными моделями формообразования.

Следует особо отметить специально проводимую работу по усвоению предикативной лексики (в частности, усвоению глаголов) в связи с ее ролью при формировании структуры словосочетаний и предложений.

Учащиеся первого класса усваивают «вежливые» слова, знакомятся с их происхождением, постигают секреты употребления «волшебных» слов в речи, учатся работать с толковым, орфоэпическим, этимологическим и другими словарями.

Лексические упражнения на уроках развития речи занимают особое место. Они способствуют усвоению закономерностей языка, являются частью практической речевой деятельности. При этом дети учатся наблюдать, анализировать лексический строй, закрепляют точное употребление словоформ в собственной речи. Сообщаются лишь элементарные теоретические сведения по лексике на интересном для детей языковом материале (скороговорки, шутливые стихотворения, загадки, сказки и пр.).

При раскрытии содержания лексических понятий обращается внимание на выделение их существенных и второстепенных признаков, на предупреждение выработки «ложной ассоциации», которая ведет к смешению понятий. Так, при знакомстве с многозначными словами первоклассники усваивают следующие основные признаки. Многозначные слова имеют больше одного значения, разные значения одного слова сохраняют некоторую общность. Данные признаки помогают отличать многозначность от омонимии в тренировочных упражнениях. Так, дети устанавливают и подсчитывают количество значений многозначного слова (нос), выясняют сходство лексической отнесенности данного слова в контексте (нос ребенка, нос корабля). На уроках дети учатся находить данные слова в тексте, объяснять их значение (по картинкам, в контексте), определять общность их значений.

Как правило, определение количества значений не вызывает значительных затруднений у первоклассников с ОНР. Установить сходство значений им помогают вопросы «На что похоже…?», «Чем похожи эти предметы?», «Что общего в значениях многозначного слова?». Используется прием иллюстрирования. Он наряду с другими помогает детям наблюдать за ролью многозначных слов в художественных текстах, редактировать и составлять предложения и тексты с образными словами и устойчивыми сочетаниями.

Работа над словарем носит практическую направленность. Так, предлагается отбирать, систематизировать и записывать слова в соответствии с лексической темой урока в тематический словарь. Совершенствование лексикона продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе.

С учетом последовательности этапов формирования умственных (речевых) действий используются различного рода наглядно-иллюстративный и раздаточный материалы. Учителем (детьми) на уроках демонстрируются предметы, выполняемые с ними действия. Усвоение слов с абстрактным значением сопровождается использованием словесных и наглядных средств обучения (рассказами, инсценировками, описанием по значению, анализом морфологической структуры слов и другими приемами).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Подготовительный, 1–5 классы, I отделение: Русский язык. М., 1987 г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Экспериментальные. Начальные классы: Русский язык, М. 1997 г.

Программа речевого развития младших школьников «Речь»/Л. Д. Мали, О.С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Петкова // Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1997 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие"

Книги похожие на "Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Прищепова

Ирина Прищепова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Прищепова - Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.