» » » » Юрий Шаповал - Петр Шелест


Авторские права

Юрий Шаповал - Петр Шелест

Здесь можно купить и скачать "Юрий Шаповал - Петр Шелест" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Фолио»3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Шаповал - Петр Шелест
Рейтинг:
Название:
Петр Шелест
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-966-03-5098-4, 978-966-03-6449-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петр Шелест"

Описание и краткое содержание "Петр Шелест" читать бесплатно онлайн.



В политической истории Украины XX столетия Петру Шелесту (1908–1996) принадлежит особое место. Пройдя нелегкий жизненный путь, он в 1963 году стал первым секретарем ЦК Компартии Украины. Поддерживал Н. Хрущева и его политическую линию, однако оказался среди тех, кто привел к власти Л. Брежнева. Выступал за подавление Пражской весны 1968 года и в то же время блокировал тотальное удушение инакомыслия в Украине. Признавал сталинский авторитет и одновременно требовал, чтобы московское руководство придерживалось официально декларированных принципов в отношениях центра и тогдашних «союзных республик». Был против демонтажа СССР и вместе с тем содействовал укреплению украинских национальных традиций, уважительному отношению к прошлому Украины.

В чем же секрет этой амбивалентности Петра Шелеста? Кто и как создал ему имидж «чрезмерного» украинского патриота и даже «националиста»? Как сложилась его судьба после того, как его отправили на «повышение» в Москву, а потом подвергли политическому остракизму?

На эти и другие вопросы стремится найти ответы автор книги.






Приехав в Москву, в ЦК ВКП(б), Шелест долго ждал назначения, обращался с просьбой дать любую работу. В конце концов, в апреле 1942 года, его назначили инструктором ЦК ВКП(б) в отделе оборонной промышленности, определив в сектор по обеспечению разработки, производства и снаряжения реактивных снарядов (РС) – знаменитых «катюш» и «ванюш». Во время пребывания на этой должности Шелест встречался на разных совещаниях с Иосифом Сталиным, Георгием Маленковым и другими руководителями.

Он еще был инструктором ЦК ВКП(б), когда получил удостоверение о направлении на Украину, откуда уже частично изгнали немцев. Так Шелест снова оказался в Харькове, разрушенном и пылающем. Теперь он занимался вопросами организации работы промышленных предприятий города, восстановлением электростанций, водопровода, канализации и городского транспорта. Но все это продлилось недолго, так как из-за неудач на фронте из Харькова снова пришлось уехать. При этом в обкоме партии Петру Ефимовичу поручили вывезти из Харькова в Купянск большую группу ученых с семьями, которые оставались при немцах в городе. Он организовал переезд 60 человек на двух оборудованных машинах в сопровождении автоматчиков.

Сам Шелест поехал с поручением первого секретаря Харьковского обкома Епишева в Москву, оттуда съездил в Челябинск к семье и снова вернулся в столицу. Он снова ждал решения своей судьбы, то есть нового назначения. Оно состоялось лишь в августе 1943 года. Шелест стал парторгом ЦК ВКП(б) – была и такая должность! – на заводе № 306 Наркомата авиационной промышленности в Саратове.

Петр Ефимович и не предполагал, что здесь ему доведется задержаться почти на шесть лет. Кроме основной работы он выполнял поручения районного, городского и областного комитетов ВКП(б), участвовал в разного рода комиссиях, председательствовал в некоторых из них. В ту пору часть правительства Украины и ЦК КП(б)У находилась как раз в Саратове. По работе Шелест мало сталкивался с ними, но стремился такие контакты найти, планируя вернуться в Харьков. Однако тогда его планы не реализовались.

В мае 1945 года Петр Ефимович становится заместителем секретаря Саратовского обкома партии по авиационной промышленности, а в 1946-м – парторгом ЦК ВКП(б) на Саратовском заводе № 292 Министерства авиационной промышленности (МАП) СССР. Завод, на котором работало 25 тысяч человек, назывался «заводом комбайнов», но на самом деле выпускал самолеты конструкции Александра Яковлева: Як-3, Як-6, а позже – Як-9.

Шелест не мог не заниматься и домашними делами, ведь ему надо было прокормить, одеть и обуть семью. Все это делалось по так называемым промышленным талонам, которые далеко не всегда удавалось отоварить. Хорошо, что хоть с квартирой все уладилось: семья Шелеста из шести человек занимала отдельную трехкомнатную квартиру. А вот с обувью и одеждой было скудно. Петр Ефимович запомнил такой эпизод, касающийся единственного пальто, которое тогда было у его жены: «Однажды она пошла на рынок и там бритвой его порезали сзади. Как она, бедная, плакала, ведь осталась совершенно без пальто. Когда все легли спать, я решил использовать свое «искусство»: когда-то я шил сапоги, и за ночь я так искусно заштопал порезы, что наутро, когда показал его Ирине (Шелест в воспоминаниях упрямо называет Ираиду Павловну Ириной. – Ю. Ш.), она не могла различить и найти порезы – положение было спасено».

В 1947 году до Петра Ефимовича начали доходить разговоры о его возможном новом назначении в Ленинград. В июле того же года он стал директором завода № 272 МАП СССР. В «северной столице» России Шелест перед этим был дважды – в 1926-м и в 1934 году. Оба раза приезжал на короткое время, никого не знал. Но, разумеется, в такой крупный центр стремился. И вот он в Ленинграде. Трехкомнатную квартиру под номером 45 семья Шелеста получила на Невском проспекте, 168.

Завод, которым доверили руководить Петру Ефимовичу, был предприятием знаменитым, с традициями. Например, именно здесь был сконструирован, изготовлен и собран самолет Игоря Сикорского. Но теперешняя ситуация была не очень благоприятна: в коллективе царил разлад, постоянные интриги среди руководящего состава, что, естественно, вело к невыполнению плана производства. Все это Шелесту пришлось преодолевать. Самолеты (конструкции все того же Александра Яковлева) начали выпускать по графику, поправили финансовую ситуацию.

По словам самого Петра Ефимовича, в Ленинграде ему работалось «легко, творчески, интересно». Однако довольно скоро ему пришлось оттуда уехать. И не по воле начальства, а по абсолютно семейным обстоятельствам. Дело в том, что ленинградский сырой климат оказался неподходящим для жены и младшего сына Виталия. Врачи настоятельно рекомендовали сменить климат. Шелест колебался, взвешивал, но все-таки решил хлопотать о переводе. Здоровье близких людей оказалось важнее остальных факторов и интересов.

Сначала возникла версия о возможном переезде на Дальний Восток, но потом «география» изменилась: решением ЦК ВКП(б) от 12 апреля 1950 года и по приказу министра авиационной промышленности от 17 апреля Шелеста утвердили директором Киевского завода № 473 МАП СРСР. Киев являл собою тогда все еще печальное зрелище – Крещатик в руинах, повсюду следы войны, дефицит продуктов и товаров, отсутствие стройматериалов, воды, топлива, электроэнергии, жилья. Не было квартиры и у Шелеста, а потому семью его поселили в уцелевшей гостинице на улице Ленина. Старший сын Борис тогда уже жил отдельно, учился в Одесском мореходном училище.

Как и в Ленинграде, работал Шелест на директорской должности энергично и успешно. Это, к слову, было отмечено в его характеристике, подписанной секретарем Киевского областного партийного комитета Григорием Гришко в декабре 1952 года: «За время работы тов. Шелест проявил себя энергичным и технически грамотным руководителем предприятия; добился систематического и ритмического выполнения и перевыполнения государственного плана. Завод № 473 на протяжении 1951–1952 гг. занимает первые места в социалистическом соревновании среди предприятий города Киева, а также предприятий авиационной промышленности СССР». Хорошие деловые отношения сложились тогда у Шелеста с авиаконструктором Олегом Антоновым. Уже в октябре 1950 года первая серия в 5 самолетов была изготовлена, облетана и предъявлена заказчику – естественно, военному представителю. Кроме самолетов завод изготовлял кровати-раскладушки, увеличительные линзы для телевизоров, алюминиевую посуду, запасные части для тракторов и сельскохозяйственных машин.

В Киеве у Шелеста особых связей не было, поэтому, как он вспоминал, трудно было решать многие вопросы, связанные с работой и расширением завода: «Возникали даже конфликты с местными районными и городскими властями: то отключат воду, электроэнергию, газ, и каждый раз приходилось вступать в конфликт, то откажут в фондах на строительный материал – шлакоблоки и кирпич. Когда узнали мой настойчивый характер и критические выступления, началось поменьше притеснений». Вошла в нормальное русло и жизнь семьи – через два года после переезда в Киев Шелест получил благоустроенную квартиру. Единственное, что печалило и требовало постоянного внимания, – это здоровье младшего сына Виталия, который сильно болел, не ходил в школу, занимался дома. Ираида Павловна уделяла мальчику много внимания, она стала для него родной мамой.

В общем, у Петра Ефимовича могла бы сложиться нормальная управленческая биография, если бы его не втягивали в политику, которая не очень-то его и привлекала. Но вышло все по-иному.

В ноябре 1952 года Шелеста вызывают к тогдашнему первому секретарю ЦК Компартии Украины Леониду Мельникову и предлагают должность председателя Государственной плановой комиссии Совета Министров УССР. Петр Ефимович упорно отказывается, но его направляют для собеседования в ЦК ВКП(б). В Москве он еще раз отказывается. Позже ему предлагают должность первого заместителя министра мебельной промышленности Украины, чем он вообще был искренне возмущен. Но и это еще не все.

Вот что вспоминал сам Шелест: «Еще в 1953 году меня избрали заместителем преседателя Киевского горисполкома – без моего согласия. Так я и работал несколько месяцев на двух или на трех сменах и заместителем мэра столицы Украины, и директором авиазавода. Валился с ног – утром на завод, на десять – в горисполком, а на восемнадцать – снова на завод. Потом таки вмешался министр авиационной промышленности, меня уволили с должности заместителя председателя исполкома и оставили на заводе. А через год избрали вторым секретарем горкома партии. Я снова к министру Дементьеву: «Петр Васильевич, спасай! Не хочу бросать завод!» А он: «Директор ты прекрасный, потому и спас я тебя от советской работы, это было мне под силу, но от партийной – извини… Через три дня назначим тебе замену – против вашего республиканского руководства я воевать второй раз не могу». Так и стал я партийным работником».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петр Шелест"

Книги похожие на "Петр Шелест" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Шаповал

Юрий Шаповал - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Шаповал - Петр Шелест"

Отзывы читателей о книге "Петр Шелест", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.