» » » » А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие


Авторские права

А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2472-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии «Клиника интеллектуальных нарушений» раскрывается содержание, показана его роль и место в медико-педагогическом комплексе дисциплин, рассматриваются понятия интеллекта и интеллектуальных нарушений, этиологии, патогенеза, психофизиологических механизмов и классификации интеллектуальных нарушений, как концептуальные отечественные, так и международные. Рассматривается структура комплексных нарушений, сопровождающихся снижением уровня интеллекта генетического и экзогенного происхождения.

Раскрывается значение ранней комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и реабилитации в профилактике детской инвалидности и сиротства.

Учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических факультетах, факультетах специальной психологии и коррекционной педагогики, а также широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов, медицинских работников детских образовательных учреждений, структурных подразделений Ранней помощи, Лекотеки, реабилитационных центров и других специалистов






Многие авторы, разрабатывая свои классификации интеллектуальных нарушений, использовали данные, полученные при изучении этиологии и патогенеза умственной отсталости.

В 1880 г. В. Айрленд сделал попытку классифицировать различные виды психического недоразвития по этиологическому принципу. Д. Бурневиль в 1892 г. – по анатомическому признаку.

Неоднократно предпринимались попытки выделения отдельных групп олигофрении по психопатологическому критерию. В зависимости от преимущественного состояния эмоциональной сферы дети с олигофренией были разделены на две группы: возбудимые и тормозимые. Подобная систематика была предложена, в частности, В. Гризингером (1875).

Позже Р. Вейгандт разделил детей с признаками психического недоразвития на две большие группы: пассивных, тупых, тормозных (1); активных, возбудимых, эретичных (2).

Нарушение нейродинамики у детей с умственной отсталостью отмечал С. С. Корсаков (1901). У одних детей с олигофренией преобладает вялость, апатия, безучастное отношение ко всему окружающему, для других, напротив, характерны живость, чрезмерная подвижность и легкая эмоциональная возбудимость с проявлениями назойливости и крайней нестойкости внимания. На заторможенных и расторможенных делил детей с олигофренией также немецкий педагог Ледеман.

Психопатологические варианты олигофрении, близкие к понятиям «возбудимые» и «тормозные» выделил О. Е. Фрейеров (1963): гипердинамическая группа с двумя вариантами – эксплозивно-дистимическим и мориоподобным (1); адинамическая с двумя вариантами – апатико-абулическим и адинамическим с периодическими аффективными разрядами.

На фоне поступательного гуманистического развития науки в разные исторические эпохи появлялись и регрессивные течения. Так, в XIX впоявились откровенно расистские теории и основанная на них дискриминация людей с ограниченными возможностями. Согласно одной из них все люди делились на две расы: креативную (творческую) и имитирующую (подражательную). К последней расе, признанной бесполезной для общества, относились люди с интеллектуальной недостаточностью и другими отклонениями в развитии. В рамках этих теорий особенно тяжелые формы умственной отсталости рассматривались преимущественно в аспекте патологической наследственности. Так, в конце XIX в. зарубежными учеными, в частности, во Франции (Морель и Маньян) предложена социальная теория о вырождении, или дегенерации отдельных семей и целых родов. Суть этой теории заключалась в том, что каждая семья, род может благополучно существовать в течение ряда лет, а потом начинается постепенное ослабление (вырождение). Признаками вырождения является рождение в таких семьях умственно или физически неполноценных детей. Раз возникнув, психическое нарушение с каждым поколением приобретает все более выраженную форму, дегенерация продолжается вплоть до состояния глубокой умственной отсталости и потери способности к продолжению рода. В качестве доказательства описывались семьи, в которых в нескольких поколениях отмечалось рождение неполноценных детей. Естественно, что такие подходы ориентировали общественное мнение на негативное отношение к людям с отклонениями в развитии и, прежде всего, умственно отсталым.

На основании приведенных данных следует сделать вывод, что в целом до индустриальной революции XIX века в Европе отношение к людям с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как противоречивое, при этом систематическая медицинская и образовательная поддержка людей с ограниченными возможностями не практиковалась.

В начале XX века умственная отсталость начинает рассматриваться в рамках состояний психического недоразвития, которые объединяются термином олигофрения.

К началу XX века отношение к людям с ограниченными возможностями в Европе изменилось в худшую сторону. Широкую поддержку получило мнение, что эти люди только отвлекают на себя ресурсы общества и загрязняют генофонд нации. Эта точка зрения долго сохранялась в обществе, и ее отголоски продолжали негативно влиять на отношение к людям с ограниченными возможностями вплоть до 1980-х гг.

С другой стороны, в XX веке появились новые научные данные о причинах психических расстройств. Они черпались из различных областей знаний и послужили теоретической основой формирования научных школ и направлений, повлиявших на социальные воззрения, методы профилактики, лечения и компенсации. Некоторые теоретические построения поддерживали или содержали положение о важности адекватных взаимодействий в диаде мать-дитя для успешного психического развития ребенка, Все они предлагали свои методы коррекции психических расстройств, многие из которых используются за рубежом и в нашей стране в настоящее время.

В начале XX века и после Второй мировой войны активно разрабатывались методы психологической диагностики интеллектуальных способностей. В этой связи следует упомянуть деятельность А. Вине и Т. Симона, Ж. Филиппа, П. Бонкура и других.

В основе биологического подхода к проблеме психических расстройств лежал тезис о роли соматических нарушениях в их патогенезе. Признавалась роль патологической наследственности, обусловливающей предрасположенность к формированию особых психологических характеристик или болезней. Исследование соотносительной роли наследственных факторов и факторов среды проводилось с помощью клинико-генеалогического, близнецового методов, метода изучения приемных детей.

Было установлено, что нарушения определенных отделов центральной нервной системы могут приводить к появлению специфических интеллектуальных и поведенческих проблем. Изучение этих проблем производилось с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и других современных методов диагностики. Изучение нейромедиаторных и нейротрансмиттерных систем, в частности, эндорфинов, способствовали лучшему пониманию патогенеза и возникновения лекарственной зависимости.

Было доказано, что нарушения эндокринной системы, секреции гормонов половых желез, коры надпочечников могут являться причиной различных психопатологических расстройств, влияют на способность к биологической и психологической адаптации к стрессу.

Психоиммунология стала связующим звеном между клиникой и патопсихологией. Известно, что стрессы ослабляют иммунитет и сопровождаются болезнями. Психофармакология показала, какое влияние лекарственные препараты оказывают на поведение.

Психодинамическое направление основывается на идее, что нарушения мышления и эмоций являются важными факторами психических расстройств. В психоаналитической теории Фрейда подчеркивается важное влияние на развитие ребенка первых пяти лет жизни. Согласно Фрейду, в своем развитии ребенок проходит ряд психосексуальных стадий: оральную, анальную и фаллическую, которые затем завершаются зрелой генитальной стадией. Неразрешенный конфликт, связанный с недостаточным или избыточным удовлетворением соответствующей биологической потребности (например, удовольствия от кормления) может привести к фиксации или остановке на одной из стадий либо к регрессу до предыдущей стадии. Фрейд считал, что ментальная жизнь делится на три структуры: ищущую удовольствия «ид»; избегающую опасность – «эго» и общественный моральный кодекс – суперэго. В детстве первичные процессы мышления зиждутся на принципе удовольствия и желании немедленного вознаграждения. Позже развиваются вторичные процессы мышления, и вознаграждение уже может быть отсрочено.

В клиническом психоанализе причины проблем ищут в событиях раннего детства с помощью метода свободных ассоциаций, фантазий, воспоминаний.

Неофрейдисты (Янг, Адлер, Эриксон) пересмотрели и расширили психодинамические подходы Фрейда, поставив на первый план вместо психосексуальных психосоциальные стадии.

С точки зрения бихевиористского подхода (теории социального научения) социальное поведение – это ответ на стимулы окружающей среды, которое развивается в результате подкрепления конкретного поведения посредством удовлетворения биологических потребностей. Положительное подкрепление желательного поведения увеличивает вероятность его упрочения. Отрицательное подкрепление (наказание) приводит к исчезновению нежелательного поведения. Согласно теории социального научения, коррекция некоторых форм отклонений в развитии эффективна, если в ее основе лежит выработка классического условного рефлекса.

Радикальные бихевиористы, к которым относят Б. Ф. Скиннера, считают, что любое поведение может быть модифицировано путем манипуляций с окружающей средой. В отличие от классического рефлекса при выработке оперантного (инструментального) рефлекса ответная реакция предшествует подкреплению. Так, в опытах Б. Ф. Скиннера крысы должны были нажимать на рычаг, чтобы получить подкрепление (пищу). Допускается, что некоторые формы отклонений в развитии могут корригироваться с помощью выработки не только классических, но и оперантных рефлексов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие"

Книги похожие на "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Московкина

А. Московкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.