» » » » А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие


Авторские права

А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2472-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии «Клиника интеллектуальных нарушений» раскрывается содержание, показана его роль и место в медико-педагогическом комплексе дисциплин, рассматриваются понятия интеллекта и интеллектуальных нарушений, этиологии, патогенеза, психофизиологических механизмов и классификации интеллектуальных нарушений, как концептуальные отечественные, так и международные. Рассматривается структура комплексных нарушений, сопровождающихся снижением уровня интеллекта генетического и экзогенного происхождения.

Раскрывается значение ранней комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и реабилитации в профилактике детской инвалидности и сиротства.

Учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических факультетах, факультетах специальной психологии и коррекционной педагогики, а также широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов, медицинских работников детских образовательных учреждений, структурных подразделений Ранней помощи, Лекотеки, реабилитационных центров и других специалистов






Радикальные бихевиористы, к которым относят Б. Ф. Скиннера, считают, что любое поведение может быть модифицировано путем манипуляций с окружающей средой. В отличие от классического рефлекса при выработке оперантного (инструментального) рефлекса ответная реакция предшествует подкреплению. Так, в опытах Б. Ф. Скиннера крысы должны были нажимать на рычаг, чтобы получить подкрепление (пищу). Допускается, что некоторые формы отклонений в развитии могут корригироваться с помощью выработки не только классических, но и оперантных рефлексов.

Обучение может осуществляться также посредством моделирования, то есть наблюдения за тем, как другие выполняют задание, и подражания им. Моделирование может оказывать желательное или нежелательное воздействие на тревожность и страхи, личностное развитие и самооценку.

Согласно когнитивному направлению, психопатологические расстройства связаны с неадекватностью в мыслях, чувствах и восприятии окружающего.

Разработано несколько форм когнитивных терапий. С помощью рационально-эмотивной терапии (Альберт Элис) модифицируют систему верований пациента. Посредством терапии фиксированных ролей (Джорж Келли), формируют новые формы поведения, переструктурируют ход мыслей (Арон Бэк), что позволяет лучше справляться со стрессом, снизить уровень тревожности и депрессивности.

Экзистенциалисты подчеркивают важность свободы и самоопределения. При этом специалист во время психотерапевтических сеансов помогает пациенту сделать конструктивный выбор.

Социально-психологическое направление подчеркивает важность наличия эффективной государственной системы помощи. Низкий социально-экономический уровень, бедность вызывают стресс и приводят к понижению социальной мобильности индивида и формированию социальной инвалидности. Психическое развитие нарушается также в связи с «навешиванием ярлыков», например, ярлыка умственно отсталого, и/или неадекватного отношения к умственно отсталому человеку окружающих.

Теория о влиянии социальной ситуации на психическое развитие ребенка и зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский) используются в разработке коррекционных программ в нашей стране и за рубежом.

В конце XIX – начале XX вв. в Западной Европе появились приюты для детей-сирот, которые быстро превратились в «фабрики ангелов» – так велика была смертность детей, особенно в первые месяцы и годы жизни. Выжившие дети отставали в физическом и особенно в психическом развитии: к трем годам жизни они не владели простейшими навыками самообслуживания, опрятности, у них отмечалось отставание в развитии речи и нарушения поведения в виде повышенной агрессивности или пассивности. Описанный симптомокомплекс получил название «госпитализм». Р. Спитц описал патологическое состояние у детей в возрасте от 6 до 12 месяцев, разлученных с матерью и воспитывающихся в плохих условиях, которое он назвал «анаклитической депрессией». Оно проявляется у ребенка печалью, замкнутостью, адинамией, анорексией, бессонницей, снижением или исчезновением реакции на внешние раздражители, задержкой развития психики и моторики.

В дальнейшем было установлено, что главной причиной этого состояния является дефицит эмоционально теплых отношений с взрослым.

Основополагающими теориями детского развития XX в. считаются теории Л. С. Выготского, Джона Боулби, Ж. Пиаже.

Главным тезисом теории привязанности (Дж. Боулби) является положение, согласно которому отсутствие эмоционально теплых отношений с матерью или замещающим ее лицом – главный фактор риска развития проблем эмоционального, интеллектуального и социального характера.

Согласно Пиаже, дети не являются пассивными объектами воздействия, они активно создают свой собственный мир, то есть являются творцами. Это положение имеет большое значение при разработке коррекционно-развивающих программ для детей раннего возраста.

Все эти исследования способствовали переходу к более совершенным моделям медико-психолого-педагогических комплексов социальной поддержки индивидуумов с ограниченными возможностями и их семей в русле гуманистической педагогики.

2.3. Становление системы медицинской и социально-педагогической помощи лицам с нарушениями интеллекта в России

В России проблема интеллектуальных нарушений решалась совместными усилиями энтузиастов – врачей-невропатологов и педагогов: П. П. Малиновского (1847), И. П. Мержеевского (1871, 1901), Д. Н. Зернова (1879), Б. В. Томашевского (1892), С. С. Корсакова (1894–1901).

Изучались тяжелые формы умственной отсталости в условиях стационаров. Основными методами исследования являлись клинический, позволяющий выявить психические расстройства и патологоанатомический, выявляющий пороки развития мозга. Часто объектом изучения являлись пациенты с микроцефалией. Считалось, что связь «идиотизма» с тяжелыми пороками мозга, например при микроцефалии, полностью исключает возможность его излечения.

В середине 60-х гг. XIX века среди ученых развернулась дискуссия о происхождении микроцефалии. Немецкий ученый К. Фогт выдвинул шокирующую гипотезу о том, что мозг при микроцефалии по своему строению мало отличается от мозга обезьяны. Его главным оппонентом являлся российский ученый И. П. Мержеевский, который утверждал, что мозг при микроцефалии представляет собой патологическое отклонение от нормального развития человеческого мозга. Он доказал, что мозг при микроцефалии по форме и расположению извилин приближается к мозгу эмбриона человека, а не к мозгу обезьяны, то есть имеет место явление недоразвития человеческого мозга.

После принятия в России закона о всеобщем начальном образовании (1908) началось изучение детей с более легкими степенями интеллектуальной недостаточности, которые выявлялись в связи с неспособностью некоторых детей к овладению грамотой на общих основаниях. Стали открываться специальные учреждения для этих детей. В этом активно участвовали врачи и педагоги: И. М. Балинский (1860), В. М. Бехтерев (1885), С. С. Корсаков (1894), Г. И. Россолимо (1906), Е. К. Грачева (1903), И. В. Маляревский (1883) и другие.

Православная религия, господствовавшая в России, традиционно поддерживала позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Так, юродивые были неотъемлемой частью русского общества со времен средневековья и воспринимались им как провидцы, в их предсказания верили. Их пророчества связывали с близостью к богу. За это юродивые получали от верующих подаяние. Государство также занималось благотворительностью. Его прерогативой являлись богадельни и попечительство. Русские самодержцы: Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, Екатерина II, императрица Мария Федоровна сыграли ключевую роль в создании в России системы общественного призрения. Большое значение в истории благотворительности имела частная инициатива. Ярким примером является учреждение в 1894 г. Е. К. Грачевой первого русского приюта для детей-идиотов в Петербурге.

В советский период была сформирована система государственного дифференцированного образования детей с ограниченными возможностями.

В институте дефектологии АПН СССР работала целая плеяда специалистов – клиницистов и дефектологов высочайшего уровня – Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, М. Г. Блюмина, Л. А. Новикова, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Е. М. Мастюкова, В. В. Воронкова и другие. В настоящее время инновационные направления этой работы успешно развиваются в ИКП РАО.

В МПГУ проблемой умственной отсталости наряду с дефектологами занимались известные ученые, врачи-психиатры, такие как С. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак, Г. В. Гуровец, Б. А. Леденев и другие.

В конце 1990-х гг. в нашей стране была сформирована система оказания помощи детям дошкольного возраста с недостатками в развитии, в том числе нарушением умственного развития. Комплексный характер оказывавшейся помощи, обеспечивался согласованной работой трех министерств: Министерства здравоохранения РФ, Министерства социальной защиты РФ и Министерства общего и профессионального образования РФ.

Отчетливое проявление интереса к улучшению оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья со стороны специалистов, общественности, родителей, благотворительных и других общественных организаций в нашей стране отмечалось в конце 80-х – начале 90-х гг. XX века. Организована сеть дошкольных групп при специальных (коррекционных) школах-интернатах в системе Министерства общего и профессионального образования РФ. Функционирует система специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием и специализированных детских домов для детей в возрасте до 7–8 лет с диагнозом «олигофрения в степени дебильности», или «легкая умственная отсталость» (F70) в соответствии с международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Комплектование этих учреждений осуществляется психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК). Штат сотрудников ПМПК: председатель ПМПК (представитель управления образования) и члены комиссии – учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-психоневролог (или детский психиатр), психолог. Организация ПМПК осуществляется областными городскими или районными отделами комитетов образования.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие"

Книги похожие на "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Московкина

А. Московкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Московкина - Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.