Елена Жупикова - Е. П. Дурново (Эфрон). История и мифы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Е. П. Дурново (Эфрон). История и мифы"
Описание и краткое содержание "Е. П. Дурново (Эфрон). История и мифы" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматривается трагическая история жизни удивительной женщины, деятельной участницы революционного движения России конца XIX – начала XX вв., родственницы М. И. Цветаевой, одной из самых первых курсисток Московских высших женских курсов В. И. Герье, положивших начало нынешнему МПГУ.
Е. П. Дурново присутствовала на их открытии в 1872 г.
Сведения о жизни Е. П. Дурново (Эфрон), её семьи и близких буквально переполнены мифами, легендами, неточностями, недостоверностями, домыслами, многие из которых не только не развеяны, но число их даже возрастает.
Монография на основании (в основном) архивных источников восстанавливает истину, отрывки из документов приведены в приложениях.
В состав «Земли и воли» вошли некоторые уцелевшие от арестов участники «хождения в народ» и более молодые революционеры: М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман. Чуть позже в нее вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Тихомиров. Были членами ее и А. Зунделевич, Л. Буланов, В. Игнатов, В. Котляровский, М. Попов, Л. Гартман, Г. Преображенский, М. Крылова, Г. Тищенко, Н. Мощенко; Л. Тихомиров называл еще имена Харизоменова, Буха (младшего), Преснякова. Платформу «Земли и воли» разделял и с ней сотрудничал кружок В. Н. Фигнер (А. И. Иванчин-Писарев, Ю. Н. Богданович, А. К. Соловьев и другие).
Находя слишком оторванной от реальной жизни России деятельность своих предшественников, землевольцы сузили цель общества до народных требований, «каковы они есть в данную минуту»: переход всей земли в руки крестьян с равномерным ее распределением; «полное мирское самоуправление», то есть замена государства федерацией общин, что и выражалось лозунгом «Земля и воля». Осуществление этих требований, считали землевольцы, явится фундаментом «дальнейшего успешного социального дела в России», то есть будущей крестьянской революции.
В практической работе «Земля и воля» перешла от «бродячей» пропаганды, характерной для первого этапа «хождения в народ», к оседлым деревенским поселениям, для устройства которых, в первую очередь, были избраны приволжские губернии: землевольцы надеялись на сохранность революционных традиций там, где «гуляли Степан Разин и Пугачев».
Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы среди средств его подготовки выдвигали на особо важное место «агитацию» как словесную, так и, главным образом, «путем дела» – бунтов, демонстраций, стачек. Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные «на дезорганизацию государства», в частности, уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Однако она все же не рассматривала еще террор как средство политической борьбы против политического строя, применяла его для самозащиты и мести правительству.
Графика из альбома Е. П. Дурново. Частный архив К. М. Эфрона
Трудности и разочарования в своей деятельности в деревне, которая не приносила ощутимых результатов, усиление репрессий со стороны правительства, резкое обострение недовольства в различных общественных кругах в период русско-турецкой войны – все это способствовало зарождению и развитию новых настроений внутри «Земли и воли» и в близкой к ней среде. В организации постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, получившая даже свой печатный орган – Листок «Земли и воли» (март 1879 г.).
Разногласия между сторонниками прежней линии общества (Г. В. Плеханов, М. Р. Попов, О. В. Аптекман и другие) и защитниками перехода к политической борьбе путем систематического применения террора (А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, Л. А. Тихомиров, А. А. Квятковский и другие) привели к созыву в июне 1879 г. Воронежского съезда «Земли и воли», результатом которого был лишь формальный и кратковременный компромисс между двумя группировками. В августе 1879 г. «Земля и воля» окончательно раскололась; вместо нее возникли «Народная воля» и «Черный передел».
Сохранилось мало сведений о жизни Лизы Дурново в период после окончания ею в 1876 г. высших женских курсов В. И. Герье до вступления ее в «Черный передел». И. Жук-Жуковский сообщает, что в самом конце 1870-х гг. она побывала в Цюрихе, где училась на курсах, стараясь жить самостоятельным трудом, а года через два вернулась в Россию.
В период расцвета землевольческого террора, по словам автора, она «всецело принимала его и сама была не прочь принять в нем участие». После раскола «Земли и воли» Елизавета Петровна вступила в группу «Черный передел».
Другой источник сообщает, что «с 1876 по март 1887 г. (явная ошибка, безусловно: март 1877 г. – Е. Ж.) она была гувернанткой в Бессарабии, потом жила за границей, слушала лекции в Цюрихе. После раздела «Земли и воли» примкнула к московской организации «Черный передел», которому оказывала содействие своими средствами[67].
А. Я. Трупчинская пишет в своих воспоминаниях, что в конце 1876 г. «Лиля уехала из Москвы. Она решила уйти из семьи. С небольшим чемоданом, паспортом и документами она едет в Одессу (частью на лошадях, так как железная дорога была построена только до Киева). Еле нашла работу в семье богатого помещика в Молдавии. Родители пытались скрыть отсутствие дочери».
Графика из альбома Е. П. Дурново. Частный архив К. М. Эфрона
«Мама говорила мне, – пишет А. Я., – что, кроме обучения и воспитания детей помещика, она занималась пропагандой среди интеллигенции, распространяла литературу, в которой говорилось о тяжелом положении народа, о революционной борьбе. Так прожила 1,5 года, стали приходить вести об усилении в Москве «Земли и воли». И родители умоляли ее вернуться, они готовы были предоставить ей большую самостоятельность». Дочь свидетельствует, что по возвращении в Москву
Е. П. вошла в состав кружка, членами которого были «брат и сестра Армфельд, Татьяна Лебедева, Яков Эфрон, Фриденсон и другие». По ее мнению, это было «в конце 1877 г.», когда в кружок «проник провокатор Рейнштейн»[68].
Относительно «Черного передела» Анна Яковлевна сообщает, что в Москве к нему «примкнула небольшая группа: Яковенко, Юлий Бунин, Мартынов, Анзимиров, Е. Дурново, Малышева, Эфрон и другие. Потом в Москву приехали Г. Преображенский. В прошлом он с Клеменцем и Николаем Морозовым был редактором «Земли и воли», принимал участие в одном из поселений».
О материальной помощи Е. П. Дурново «Черному переделу» дочь «узнала из литературы о ней», так как «нам она о деньгах ничего не сообщала». Анна Яковлевна пишет, что в феврале 1880 г. отец выделил Лизе из своих средств 20 тыс. руб. «Не знаю, чем это было вызвано, может быть, завещала бабушка или тетка, Александра Никаноровна, умершая в 1876 г. Деньги эти она быстро израсходовала». (Следует напомнить, что бабушка Лизы по матери А. И. Посылина скончалась 24 апреля 1863 г., ее тетка А. Н. Посылина умерла 22 апреля 1876 г.).
О том, что Е. П. была членом «Черного передела», свидетельствует Е. Н. Игнатова. Она называет ее «замечательным членом московского чернопередельческого кружка» и считает, что о ней, как и о Ю. Бунине (брате И. Бунина), следует сказать особо. Автор воспоминаний рассказывает, что «Лиличка», как они ее называли, «беззаветно отдалась с присущим ей пылом и экспансивностью делу вызова революции среди крестьян.
Графика из альбома Е. П. Дурново. Частный архив К. М. Эфрона
Сперва она склонялась к терростической деятельности. Помню ее рассказ о том, как на раутах у генерал-губернатора, куда ее возили родители, мечтала о том, чтобы всадить кинжал в бок гостеприимного хозяина. Но вступив в кружок, она отказалась от террора и вместе с остальными занялась деятельностью (распространением нелегальной литературы и другим), в которую вносила чрезвычайную экспансивность и экзальтированность: ей все мерещилось скорое наступление общего взрыва… Всем увлекавшаяся, всех идеализировавшая, проявлявшая безграничную готовность к самопожертвованию, «Лиличка» была общей любимицей». Е. Н. Игнатова утверждает, что будущий муж Лизы, Яков Эфрон, студент Технического училища, тоже «был членом нашего кружка»[69].
Племянница Е. Н. Игнатовой, Т. И. Коншина, через много лет вспоминая рассказы тетушки, добавила, что, по словам Е. Н., три сестры приехали в Москву молодыми девушками и жили вместе с подругой. «Лилечка была очень хороша собой, все мы, правду сказать, были недурны, но она была настоящая красавица. Вокруг нас было много студентов. Под их влиянием мы скоро прониклись революционными идеями и даже предоставили одну из своих комнат под явочную квартиру. Как теперь подумаешь, все было такое наивное! Лилечка, например, разбудила нас как-то ночью: слушайте, говорит, какой звон! Может быть, это начало революции? – Набат. – Оказалось, это благовест под Светлый праздник»[70].
О причастности Лизы к «Черному переделу» вспоминала и Е. Н. Ковальская. «Приехав в 1880 г. в Москву, я встретила в кружке петровцев (кружок студентов Петровской земледельческой академии. – Е. Ж.) Елизавету Петровну. Красивая, деятельная, живая, она очень выделялась среди большинства москвичей, вялых и слишком благоразумных. Она была в это время очень дружна с Рещиковой (Серебряковой) … Дурново была близка с московским кружком «Черный передел», которым руководил Г. Преображенский. Но в то же время она была и в кружке петровцев, где наиболее видными были Черкасов и Анзимиров».
По вопросу о материальной помощи «Черному переделу» Е. Дурново между Е. Ковальской и Н. Л. Сергиевским даже возникла дискуссия. Е. Н. уверяла, что первая центральная петербургская группа, основоположница «Черного передела», «никаких денег от Елизаветы Дурново не получала». Единственным источником группы, по словам Ковальской, были «В. Н. Игнатов, его сестра Евдокия Николаевна Игнатова, двоюродные сестры Лидия и Мария Волы». Из этих воспоминаний узнаем, что чернопередельническую группу в Москве организовал Л. Г. Дейч, «руководство которой было поручено Преображенскому»[71].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Е. П. Дурново (Эфрон). История и мифы"
Книги похожие на "Е. П. Дурново (Эфрон). История и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Жупикова - Е. П. Дурново (Эфрон). История и мифы"
Отзывы читателей о книге "Е. П. Дурново (Эфрон). История и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.