» » » Людмила Подымова - Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект


Авторские права

Людмила Подымова - Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект

Здесь можно купить и скачать "Людмила Подымова - Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Подымова - Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект
Рейтинг:
Название:
Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-4263-0108-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект"

Описание и краткое содержание "Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект" читать бесплатно онлайн.



В монографии излагаются теоретико-эмпирические результаты исследования структуры психолого-педагогической инноватики, проблемы психологической готовности личности к работе в условиях инновационного образовательного пространства, особенности инновационной деятельности, межличностные отношения субъектов инновационного образовательного пространства, основные направления психолого-педагогической поддержки педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, включенных в создание и распространение новшеств. Программа формирования компонентов инновационной деятельности, тренинги развития позитивных отношений педагогов к процессу и результату введения новшеств, а также к участникам инновационного процесса могут использоваться в ходе психологического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях.






– по типу новшества;

– по механизму осуществления;

– по особенностям инновационного процесса [38].

Типологию можно строить по разным основаниям, но законченной классификации вряд ли можно добиться. При этом одно и то же новое может оказаться в разных типологических группах, и даже более чем в двух, в зависимости от того, какой именно его признак будет принят во внимание в каждом отдельном случае.

По типу новшества все нововведения можно разделить на две группы: материально-технические и социальные. Педагогические новшества входят во вторую группу. Считается, что социальные новшества осуществляются особенно трудно, поскольку неопределенность их параметров и результатов позволяет имитировать требуемые изменения без их реализации. У социальных новшеств более тесная связь с общественными отношениями и культурой, большая сфера применения, сильнее зависимость от личностных качеств инноваторов, не столь очевидны и доказуемы преимущества. Субъектом изменений становятся сами люди, их положение, статус, привычки, отношения. В результате инноваций возникает напряжение, вызываемое переменами, обнаруживаются стрессовые ситуации.

В этой связи необходимо остановиться на специфике педагогических новшеств. Сохраняя все родовые черты инновационных процессов, педагогические нововведения отличаются от аналогичных процессов в других сферах прежде всего тем, что объект воздействия инноваций – это живая, развивающаяся, обладающая неповторимым «Я» личность ученика. Именно на совершенствование развития этой личности и должны быть направлены любые педагогические нововведения. Если же деятельность учителя-инноватора направлена на «порождение нового, никогда не бывшего» лишь в области содержания обучения, его методов либо форм проведения занятий, но при этом личность ученика остается вынесенной за скобки, и не соблюдается древняя заповедь «не навреди», то подобные инновации и творчество в педагогике не могут быть оценены положительно.

Если для осуществления технических инноваций вполне достаточно принятия нового исполнителем и благоприятных внешних условий в производственной среде, то для педагогических инноваций необходимы принятие более или менее значимого нововведения обществом, его одобрение, его «санкции». Порой возникают ситуации, когда имеется осознанное противоречие в развитии школы, а намеченные средства его разрешения, изменения состояния, характерные для традиционной системы обучения, остаются невостребованными из-за отсутствия объективных условий для их реализации, и, прежде всего, «государственного заказа» на нововведения.

Интенсификация инновационных процессов в педагогике связана не только с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, но и со значительными изменениями в сознании педагогического сообщества в целом. Психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения – наиболее важное условие. Особенно важно это понять сейчас, когда наша школа переживает начальный этап радикального инновационного процесса, вызванного перестройкой всей жизни общества, который уже привел к переосмыслению теоретического наследия нашей педагогики, возвращению к ее гуманистическим основам.

По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции); комбинаторные (использование различных сочетаний, конструктивного соединения элементов); модифицирующие (улучшение, дополнение, изменение исходных принципов и форм).

Примером радикального нововведения в народном образовании могут быть попытки перестройки процесса обучения на основе компьютерных технологий. Второй пример (в сфере управления образованием) – перевод школ на работу без контроля, «на доверии». Следующий пример – освоение основ наук через метапредметы («надпредметы») – «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема».

Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались. Речь идет не о механическом соединении фрагментов каких-то технологий и (или) программ, а именно о конструктивном соединении, то есть таком, при котором появляются новые, ранее не существовавшие системные свойства, порождающие новый интеграционный эффект.

Примером комбинаторного нововведения в образовательном процессе является разработанная заслуженной учительницей Российской Федерации Е. Н. Потаповой методика обучения шести – семилетних детей письму в три этапа:

1) тренировка мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольных фигурок с помощью инженерной линейки и с последующей штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности);

2) запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного за урок ощупывания буквы подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон);

3) многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него.

Сочетание названных трех элементов представляет собой новую комбинацию, которую никогда и никто не применял, хотя в отдельности элементы были известны до разработки Е. Н. Потаповой. Но именно такое сочетание дало большой интеграционный эффект, выразившийся в формировании хороших навыков письма и экономии времени по сравнению с традиционными методиками, построенными на уроках чистописания.

Модифицирующие нововведения связаны с усовершенствованием, дополнением, видоизменением, модернизацией того, что имеет аналог или прототип (программы, методики, алгоритмы, разработки и т. д.). Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону обновляемого средства. Можно видоизменить известную методику, применить ее к новому предмету, а можно, проявив свои личные качества, иначе ее исполнить, обогатить и тем самым существенно повысить ее эффективность.

Примером модифицирующего нововведения могут быть опорные схемы (большие и малые) С. Н. Лысенковой, которые были основаны на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

По принципу отношения к своему предшественнику выделяют следующие нововведения:

– замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции;

– возвратные, предполагающие возвращение к предшествующим методам, формам;

– отменяющие, или минусовые, которые исключают выполнение какой-то операции, применение какого-либо изделия;

– ретронововведения – возврат к старому.

Замещающее новшество вводится вместо какого-то конкретного педагогического средства. Замена традиционной контрольной работы компьютерной проверкой знаний – пример замещающей инновации. Другой пример – театральные студии, ансамбли, школы балета и танцев, кружки иностранного языка и другие формы, пришедшие на смену пионерской и комсомольской работе в школе.

Сущностью отменяющего нововведения в педагогике является прекращение деятельности какого-то органа, отказ от формы работы, отмена программы без замены их другими, если они неперспективны с точки зрения развития школы или тормозят ее развитие. Собственно, в отмене, прекращении, отказе от чего-либо и состоит новизна. Отмена домашних заданий – пример отменяющей, закрывающей инновации.

Возвратные нововведения и ретронововведения можно объединить в одну группу. В данном случае учитель или школа в целом осваивают новое на данный момент, но когда-то уже использовавшееся в образовательной практике. Это новое (забытое старое) долгое время не использовалось, либо когда-то было упразднено по ошибке, либо утратило свою актуальность, но в настоящее время стало актуальным: появление в последнее десятилетие групповых форм работы на уроках, современные гимназии, ориентированные на дореволюционный опыт. К таким нововведениям можно отнести изучение в нынешних школах истории различных религий, вероучений, введение в лицеях и гимназиях курсов логики, психологии, риторики, древних языков и т. д.

Продолжая систематизацию нововведений по типу новшества, можно выделить еще несколько признаков классификации: по объему, по целям, по социальным последствиям.

В рамках этой группировки полезно рассмотреть деление нововведений по объему преобразований: на частные (локальные, единичные), не связанные между собой; на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т. д.); на системные (охватывающие всю школу) нововведения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект"

Книги похожие на "Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Подымова

Людмила Подымова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Подымова - Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект"

Отзывы читателей о книге "Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.