» » » М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи


Авторские права

М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи

Здесь можно купить и скачать "М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи
Рейтинг:
Название:
Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2410-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи"

Описание и краткое содержание "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются вопросы, связанные с феноменами «семья», «замещающая семья», анализируются подходы к социально-психологическому сопровождению, приводится анализ существующей ситуации и результаты исследований в области сопровождения замещающих семей в Республике Марий Эл.

В авторской редакции






Исходя из опыта работы Республики Марий Эл, мы знаем, что специалисты служб семейного устройства и сопровождения испытывают постоянную потребность в рекомендациях, необходимых в практической работе по сопровождению детей и замещающих семей. Предлагаемые в данной монографии материалы по сопровождению замещающих семей могут быть использованы в практической деятельности сотрудников служб сопровождения детских домов, центров сопровождения, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей и детей, находящихся в этих семьях, родителей и педагогических работников образовательных учреждений.

Мы видим свою задачу в создании комплексной модели социально-психологического сопровождения на базе отдельного региона, хотим внести некоторую ясность в процессы, происходящие в современном обществе по отношению к замещающей семье. В этом смысле нам импонирует высказывание Г. Г. Мануйлова и В. В. Новикова: «Стихийность и кризисный характер происходящих в обществе процессов предполагают единственную возможность их упорядочивания – на научной основе» [78, с. 13].

В монографии рассматриваются вопросы, связанные с понятиями «семья», «замещающая семья», анализируются подходы к социально-психологическому сопровождению, дается анализ существующей ситуации и результаты исследований в области сопровождения замещающих семей.

Глава 1

Теоретические основы социально-психологического сопровождения замещающей семьи

1.1. Социально-психологическая характеристика семьи. Особенности ее функционирования

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья является основной ячейкой общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно во многом определяют психологию человека, его поведение, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

Традиционно институт семьи является своего рода связующим звеном между обществом и личностью: прививая подрастающему поколению правила общежития и тем самым социализируя его, одновременно семья смягчает адаптацию личности к любым институтам общества, преломляя жесткие «воспитательные» воздействия социума. Таким образом, семья в оптимальном варианте помогает личности выйти на ее собственную жизненную траекторию, сформировать представление о жизненном пути через предлагаемую структуру смыслов и ценностей, реализуемых в реальном взаимодействии с близкими людьми.

Не случайно семья как объект исследования интересовала и интересует исследователей различных направлений и специализаций: философов, социологов, педагогов, психологов, медиков.

Особенностью развития науки о семье на современном этапе является плюрализм мнений, множественность направлений и взглядов. Наиболее значительными, оказавшими заметное влияние на формирование психологических концепций семьи являются, на наш взгляд, философские идеи классического позитивизма (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм), заложившие основу функционализма; идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, взгляды Л. Г. Моргана, которые во многом согласуются с идеями позитивистов относительно семьи и подчеркивают важность ее эволюции в историческом контексте; интеракционизм Г. Мида, рассматривающий семью через взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен ценностями, оценками, статусами; идеи Л. фон Берталанфи о строении и функционировании систем, породившие системный подход в науке о семье.

Позитивисты рассматривали семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям, а общество как совокупность семей. Важнейшая функция семьи, с данной позиции, – это обеспечение преемственности поколений. В подобной трактовке позитивистские концепции семьи близки и вполне согласуются со взглядами на семью, представленными в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» автор пишет, что общественные порядки каждой определенной исторической эпохи и каждой страны определяются двумя видами производства: ступенью развития, с одной стороны, – труда, с другой, – семьи. Семья в миниатюре содержит все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве [цит. 133, с. 13]. Оба подхода в разных аспектах демонстрируют нам историчность форм семейного устройства и взаимозависимость семьи и общества.

Эта идея важна для нашей работы, так как мы рассматриваем по сути два социальных явления, которые в той или иной форме проявлялись и в разные исторические эпохи, и при различном государственном устройстве, – это «семья» и «сиротство».

О системе взаимодействий и необходимости их учета при анализе семейной ситуации писал Г. Мид, говоря, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей. Любое действие личности происходит в соответствии с символами, знаками, которые возникают в этом взаимодействии.

Безусловно, от системы взаимодействий, сложившейся в семье, зависит самочувствие членов семьи, их взгляды на жизнь в целом и отдельные события. Семейные взаимодействия, складываясь в определенный стиль отношений, определяют поступки, ценности, семейные смыслы и многое другое. Однако не только взаимодействия влияют на траекторию движения семьи в историческом и социальном контекстах. В этом смысле наиболее полное представление о семье, параметрах ее оценки нам предлагает системный подход.

В рамках этого подхода предполагается рассмотрение семьи как целостной системы, стремящейся как все живые системы к сохранению сложившихся связей между элементами и одновременно к их эволюции. В живой системе, которая формируется и сохраняется благодаря эффекту обмена энергией и веществом в неравновесных условиях, колебания, как внутренние, так и внешние, помогают достичь нового уровня сложности, дифференцированности, либо разрушают систему [57, с. 571]. Чтобы понять состояние членов семьи, недостаточно проанализировать только состояние отдельных личностей, так как семья – это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между ними [74].

Системный подход на сегодняшний день представляет собой более-менее сложившуюся и устоявшуюся систему взглядов на семью и процессы, происходящие в ней, наиболее полно отражающую семью не только в статике, но и в динамике. Системная логика, однако, «сложна для усвоения и практики еще и потому, что она должна преодолеть законы порождения высказываний, законы вербального взаимодействия» [27, с. 20]. Мы согласны с вышеприведенной идеей А. Я. Варги и Г. Л. Будинайте, так как разнообразие взглядов и представлений на системный подход к рассмотрению проблем семьи в отечественной научной литературе лишь подчеркивает, что попытка преодолеть законы порождения высказываний усложняет не только сами высказывания, но и их восприятие. Тем не менее, если мы рассмотрим существующие определения семьи, то фактически в каждом найдем элементы, отдельные понятия и термины, свойственные системному подходу, что говорит о его популярности в научной среде и попытках серьезного осмысления. Например, определение В. В. Столина, данное еще в 1989 г., представляет семью как системное явление. Он пишет, что семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям» и она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [110].

Т. С. Зубкова говорит, что «семья – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним» [52].

С точки зрения Л. Б. Шнейдер «семья – системно-функциональное объединение эмоционально близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства» [137]. В приведенных выше определениях видно, что авторы, с одной стороны, подтверждают свою приверженность системному подходу, его признание, с другой − все же оставляют за собой право изучать семью и процессы, происходящие в ней, теми методами, которые предлагают и другие направления.

Если строго придерживаться системного подхода, то семью надо понимать как «социальную систему, то есть как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система – открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Это самоорганизующаяся система, ее поведение целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов» [116, с. 22]. Семья, согласно образному определению А. В. Черникова, – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» [132]. Таким образом, исследование семьи в системном подходе представляет достаточные трудности, так как требует учета не только статических факторов (структуры, границ), но и динамики семейных процессов, демонстрации их циркулярности, а также достаточно глубокого погружения в историю семьи. И только совокупность этих параметров может дать нам «срез» этого живого организма. В связи с выше сказанным исследователи чаще опираются не на системный подход в его полноте, а на системные признаки, отдельные характеристики, которые, тем не менее, в совокупности позволяют описать семью и происходящие в ней процессы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи"

Книги похожие на "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Швецова

М. Швецова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи"

Отзывы читателей о книге "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.