» » » М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи


Авторские права

М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи

Здесь можно купить и скачать "М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи
Рейтинг:
Название:
Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2410-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи"

Описание и краткое содержание "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются вопросы, связанные с феноменами «семья», «замещающая семья», анализируются подходы к социально-психологическому сопровождению, приводится анализ существующей ситуации и результаты исследований в области сопровождения замещающих семей в Республике Марий Эл.

В авторской редакции






Термин «социальный институт» впервые предложил в XIX в. английский социолог Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Назначение социальных институтов – удовлетворение важнейших жизненных потребностей: в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); в добывании средств существования (экономические институты, производство); передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования); в решении духовных проблем, поиске смысла жизни (институт религии).

В современном обществе выделяют пять основных социальных институтов: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей и представляют собой самостоятельные общественные образования, подчиненные собственной логике развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех людей, включенных в социальный институт, и тем самым гарантируют сходное поведение людей, направляют их стремления в определенное русло, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами и поколениями.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие как государство;

2) социализация − передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии);

3) производство и распределение, которые обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля (органы власти);

4) управление и контроль, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий. Понимание семьи как малой группы находит множество сторонников среди исследователей, и психологов-практиков, поскольку открывает безграничные возможности для оказания психологической помощи семье [103, с. 25].

При всем многообразии определений понятия «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Н. Н. Посысоев выделяет следующие первичные признаки малой группы: общие цели и общую для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевую иерархию между членами группы; относительную независимость этой группы от других (автономность); принципы приема в группу; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.

В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.

По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает свое определение: группа − это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». А. И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду «мать – ребенок», возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи [цит. 103, с. 26].

Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого «Я» как результат социального взаимодействия.

Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой.

Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, бытующие только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака.

Таким путем формируется прочное чувство «мы» – психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отторжение со стороны других членов семьи. По мнению Н. Н. Посысоева, доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей [103, с. 27].

Отечественный социолог и философ М. С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого человека: здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои самые сокровенные мысли и желания; первичная группа дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми; общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжение, тревогу, беспокойство, которыми страдает современный человек при чрезмерных социально-психологических перегрузках на работе; мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе.

Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи"

Книги похожие на "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Швецова

М. Швецова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Швецова - Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи"

Отзывы читателей о книге "Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.