» » » Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции


Авторские права

Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции

Здесь можно купить и скачать "Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции
Рейтинг:
Название:
Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2284-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции"

Описание и краткое содержание "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции" читать бесплатно онлайн.



В монографии проанализирован и обобщен опыт функционирования в современной российской системе образования завершенных линий учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы; теоретически обоснована и практическими примерами аргументирована необходимость концептуального методического единства содержания всех компонентов, составляющих учебно-методический комплект, как непременного условия создания эффективно работающего единого поликомпонентного учебного средства.

Книга адресована учителям литературы, студентам-филологам, аспирантам, преподавателям вузов, методистам.






Близкую к вышеизложенной позицию занял известный специалист по методике преподавания литературы Л. В. Тодоров. В статье «Учебно-методический комплекс по русской литературе» он не предпринимает попыток теоретического определения понятия «учебно-методический комплекс», а лишь отмечает, что «в него входят учебные хрестоматии и книги по внеклассному чтению (имеется в виду специальный тип иллюстрированных учебных пособий – хрестоматии для внеклассного чтения. – В.Ж.) для учащихся, фонохрестоматии, методические пособия по классам и группе классов для учителя»[10].

Состав учебно-методического комплекса представляется Л. В. Тодорову системой с ограниченным числом компонентов, которые в учебно-воспитательном процессе являют собой единое поликомпонентное учебное средство, позволяющее включить дополнительные анализаторы (слуховые и зрительные), значительно расширить многообразие информационных источников, диапазон типов, видов, жанров привлекаемых материалов (не только художественных и литературоведческих, но и мемуарных, эпистолярных, документальных свидетельств и др.). Включение аудиовизуальных средств обучения в учебно-методический комплекс по литературе, по мнению ученого, крайне важно, поскольку оно обеспечит создание необходимого общекультурного контекста, позволит нагляднее показать генетическую связь литературы с другими видами искусства, обогащая потенциал эстетического образования и воспитания учащихся: «Творчески используя комплекс, учитель сможет организовать всестороннюю эстетическую деятельность учащихся, а от этого, в конечном счете, зависит, насколько глубоко и всесторонне реализует литература заложенные в ней воспитательные возможности»[11].

Трактовка учебного (учебно-методического) комплекса как открытой многоуровневой системы дидактических средств, изложенная в работах Ю. К. Бабанского, Д. Д. Зуева, отражала реалии советского образования 70–80-х гг. прошлого столетия. Действительно, единая для всей огромной страны (или союзной республики) государственная (типовая) программа по предмету и такая же единая линия стабильных учебников были основой, ядром, притягивающим, собирающим вокруг себя все учебные, справочные, познавательные книжные издания и наглядные средства обучения. Все это многообразие учебных средств создавалось с четкой ориентацией на типовую школьную программу, а потому дополняло, расширяло, углубляло и разъясняло содержание линии стабильных учебников.

Ситуация кардинальным образом изменилась на рубеже ХХ−ХХI вв. С созданием авторских альтернативных программ по большинству предметов школьного учебного плана произошли важные изменения во всей структуре средств обеспечения учебно-воспитательного процесса. К большинству альтернативных программ по предмету были созданы линии учебников, которые в педагогической литературе стали иногда называть предметно-методическими линиями — ПМЛ. «Предметно-методическая линия – это совокупность учебников по одному предмету для определенной ступени школьного образования, обеспечивающая преемственность обучения по данному предмету и основанная на общем подходе к определению целей обучения и принципам отбора содержания учебного материала. В начальной школе используются дидактические линии, представляющие собой совокупность учебников по всем предметам, изучаемым на начальной ступени школьного образования»[12].

Каждый из учебников такой линии стал ядром, центром притяжения для дополнительных учебных пособий, составивших учебно-методический комплект данного класса по предмету (рабочая тетрадь, рабочая книга, хрестоматия, практикум, аудио– и видеоматериалы, методические рекомендации, поурочные разработки для учителя и т. д.). Как правило, эти комплекты создавались тем же авторским коллективом, который подготовил программу и учебники, что гарантировало концептуальное методическое и литературоведческое единство всей созданной совокупности учебных средств. Комплекты, в свою очередь, составили завершенные учебно-методические линии, включающие в себя учебные и методические пособия различных типов, разнообразные дидактические материалы, не только тесно связанные по содержанию с линией учебников, но созданные в дополнение к этим учебникам, развивающие и раскрывающие те методические идеи, методы, приемы, которые были заложены авторами в содержание учебника, то есть реализующие их методическую концепцию.

Учебно-методические комплекты новой формации (как и линии, которые они составили) − системы не столь беспредельно открытые, как учебные комплексы 70−80-х гг. Все компоненты таких систем усиливают методический потенциал учебника, дополняя, углубляя, дифференцируя его в учебно-воспитательном процессе. Компоненты учебно-методического комплекта наряду с учебником участвуют в моделировании учебной деятельности школьника, позволяя полнее учитывать его индивидуальность, предоставляя возможность для выстраивания личностно ориентированной образовательной траектории.

Состав учебно-методического комплекта для каждого класса по предмету в современной школе определяется особенностями методической концепции, изложенной в авторской программе школьного литературного образования. Так, к примеру, в линию учебно-методических комплектов, реализующих идеи программы литературного образования под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана, входят учебные рабочие книги «Читатель и время», содержащие интересный художественный и документальный материал, иллюстрирующий диалог культур, перекличку эпох мировой культуры. Идея взаимообогащающего общения культур − одна из доминант методической концепции

В. Г. Маранцмана. В программе под редакцией профессора В. Я. Коровиной особое место уделяется развитию устной речи учащихся, ее лексическому богатству, интонационной выразительности, не случайно одним из важных компонентов линии учебных комплектов к программе В. Я. Коровиной стали фонохрестоматии с аудиозаписями литературных произведений в исполнении известных мастеров сцены.

Таким образом, создается ситуация, при которой у учителей и учащихся появляется возможность выбора той программы, которая им кажется наиболее приемлемой по методическим идеям, по отбору изучаемого материала, по решаемым образовательным и воспитательным задачам. К тому же, что немаловажно, линия учебно-методических комплектов будет содействовать успешному решению названных задач, поможет построить учебный процесс с учетом интересов и возможностей отдельных учеников, максимально учитывая их индивидуальные интересы, особенности психологии.

Конечно же, линия учебно-методических комплектов, являясь системой хотя и многокомпонентной, но все же ограниченной, не закрыта для активного взаимодействия, сотрудничества с универсальными источниками учебной информации по предмету – словарями, справочниками, энциклопедиями на бумажных и электронных носителях, научно-познавательной литературой, Интернет-ресурсами. В условиях равноправного сосуществования нескольких параллельных программ по каждому предмету перечисленные источники информации не являются частью УМК (учебно-методического комплекта), так как их информация не имеет специальной, адресной направленности на реализацию одной из существующих образовательных программ. Эти источники информации в равной степени дополняют и обогащают учебным и развивающим материалом все системы литературного образования. В совокупности они образуют информационную образовательную среду определенного школьного предмета. Предметная образовательная информационная среда (по литературе) является частью филологической, а та, в свою очередь, – частью гуманитарной образовательной среды, которая органично дополняет универсальную образовательную информационную среду.

Предпринятое в нашей работе аналитическое рассмотрение истории возникновения и развития понятий «учебно-методический комплекс» и «учебно-методический комплект», казалось бы, позволяет сделать вывод о том, что аббревиатура УМК в 70−80-е гг. XX в. обозначала широкую, открытую, многоуровневую систему учебных пособий по предмету, дополняющую учебник (сопоставимую в нашем теперешнем представлении со всей образовательной информационной средой по определенному предмету), получившую в то время название учебно-методического комплекса. Позднее, на рубеже ХХ−ХХI вв., этой аббревиатурой стали чаще обозначать учебно-методический комплект – систему учебных пособий (при определяющей роли учебника) для определенного класса, моделирующую и обеспечивающую учебно-воспитательный процесс по предмету, реализуя содержание конкретной образовательной программы. Но сегодняшняя школьная ситуация свидетельствует о том, что термин учебно-методический комплекс и в наши дни довольно часто используется для обозначения современных педагогических реалий. Терминологической устойчивости словосочетания «учебно-методический комплекс» в практике средней школы, видимо, способствует стабильное положение словосочетания «учебный комплекс» в профессиональном терминологическом словаре педагогов высшей школы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции"

Книги похожие на "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Журавлев

Виктор Журавлев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Журавлев - Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции"

Отзывы читателей о книге "Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.