Алексей Юдин - Жизнь с Богом (сборник)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Жизнь с Богом (сборник)"
Описание и краткое содержание "Жизнь с Богом (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В 50-е гг XX века в Брюсселе возник крошечный христианский центр «Жизнь с Богом», которому суждено было оказать огромное влияние на судьбы христианства в советской и постсоветской России.
Его история – порождена жертвенным и неустанным трудом нескольких людей: Ирины Михайловны Посновой, о. Антония Ильца и о. Кирилла Козины. Первая – русская, дочь знаменитого историка Церкви, двое других – священники словенской национальности, решившие трудиться на русской ниве, чтобы сохранить и поддержку веру в обществе воинствующего безбожия. До последних дней их характеризовала глубокая любовь и высокая оценка русской культуры и русского христианства. И ради этого они сумели издать и тайно переправить за железный занавес сотни тысяч книг.
Их устремленность – актуальная сегодня как никогда – была служением религиозному возрождению России, а также, в не меньшей мере, веянием многовекового взыскания единства христианского мира.
В 1957 году в брюссельский центр прибыло долгожданное подкрепление в лице русского католического священника о. Иоанна Корниевского, близкого знакомого о. Антония по совместной учебе в Руссикуме. О. Иоанн, имевший тягу к литературному труду и к тому же ловко печатавший на машинке, быстро включился в работу издательства. С другой стороны, новоприбывший взял на себя часть пастырских обязанностей своего словенского собрата, что дало возможность и о. А. Ильцу более плотно войти в издательские дела.
* * *Следующий, 1958 год, стал принципиально важной вехой в истории издательства «Жизнь с Богом». В тот год в Брюсселе, с 17 апреля по 19 октября, проходила всемирная выставка Экспо-58. Брюссельская выставка стала очередным событием в истории подобных мировых форумов, ведущих отсчет с 1851 года. Однако, у Экспо-58 была одна уникальная особенность – она стала первой всемирной выставкой после окончания Второй мировой войны. Соответственно, цель этого «фестиваля народов» была заявлена как «подведение итогов жизни мира для создания более человечного мира». Профессор Лувенского университета А. Дондейн в связи с этим отмечал: «Выставка 1958 года отличается от прежних выставок тем, что она посвящена идее, стоящей в центре жизни современного мира: человек и его счастье. Эта выставка не является грандиозной ярмаркой, она не ставит своей исключительной целью дать итоги последних достижений техники; она предлагает поразмыслить о современном человеке, пытается выразить его внутреннее содержание и выяснить, как создать лучший, более человечный мир»[61].
На брюссельском форуме было представлено 45 стран, только за первые 20 дней работы выставку посетило 3,5 миллиона человек, а всего число посетителей превысило 42 миллиона. Среди стран-участниц Экспо-58 был также СССР, а его павильон был отмечен (наряду с американским) как самый значительный и впечатляющий. В те времена противостояние двух идеологических систем, двух военно-политических блоков набирало обороты. И брюссельские павильоны стран-флагманов двух миров – «свободного мира» и «мира социализма» – должны были жестко конкурировать, доказывая преимущества того или иного образа жизни. Однако на Брюссельской выставке был представлен павильон и той страны, которая стала представителем совсем иного мира – «мира Божиего». Это был Ватикан и его павильон назывался «Civitas Dei» – «Град Божий». Ватикан и Католическая церковь как таковая впервые в истории решили принять участие во всемирной выставке, поэтому «Град Божий» также привлекал значительное внимание посетителей. Перед ватиканским павильоном была построена звонница с 49 колоколами и установлена скульптура «Мыслитель» великого Родена.
Для нашего повествования ватиканский павильон на Брюссельской выставке 1958 года интересен еще и тем, что в нем разместился русский стенд издательства «Жизнь с Богом». В этом уголке «Civitas Dei» посетителям раздавали путеводители на русском языке и предлагали услуги русскоговорящих гидов. Такая активность «церковников» вызвала заметную озабоченность советских экскурсоводов и их кураторов из соответствующих ведомств. Вскоре указание на ватиканский павильон было вычеркнуто из программ для посетителей выставки из СССР, хотя полностью вывести «Град Божий» из поля зрения советских туристов было просто невозможно: он находился как раз напротив павильона СССР.
Сейчас в это трудно поверить, но в 1958 году Брюссельскую выставку посетило более 10 000 туристов из Советского Союза. Эта цифра поражает воображение, если принять к сведению существование «железного занавеса» и политическую напряженность «холодной войны». Причем половина из этих 10 000 побывала в «Граде Божием», а три тысячи советских туристов его осмотрели детально. Кем же были эти посетители Экспо-58 из СССР? Надо отдать должное сотрудникам русской секции Ватиканского павильона из издательства «Жизнь с Богом»: они не только активно отвечали на вопросы русских посетителей, но и провели своеобразное социологическое исследование. Оказалось, что большинство советских туристов принадлежали «к привилегированному классу: члены Академии Наук, ученые-специалисты, принимавшие участие в интернациональных съездах, писатели, педагоги, геологи, инженеры, агрономы, химики; директора фабрик, председатели крупных колхозов. Были и артисты, музыканты, лауреаты спортивных премий, техники, матросы и т. д. В группах были даже министры, как мы потом узнали»[62]. Очевидно, что это были либо «ответственные товарищи», либо лица, прошедшие серьезную подготовку. Вот еще один примечательный нюанс: возрастной и гендерный состав советских делегаций. «Возраст посетителей был 30–60 лет; певцы, танцоры и моряки были моложе. Казалось, что организаторы поездок на Выставку по каким-то соображениям предпочли не вывозить молодежь за границу. В группах было приблизительно 15 процентов женщин, большинство которых можно было причислить к советской интеллигенции», – отмечал автор статьи в журнале «Россия и Вселенская Церковь»[63].
Сотрудники издательства «Жизнь с Богом» сделали такое принципиальное наблюдение: «У подавляющего большинства не было враждебности к Ватикану и католичеству, но довольно у многих проявлялась известная снисходительность к Церкви, как к учреждению, имевшему большое историческое прошлое, но потерявшему свое значение и влияние в наш атомный век»[64].
По характеру взглядов на религию советских посетителей Экспо-58 можно было разделить на три категории:
«1) Большинство посетителей были нейтральны, несведующи в религиозном отношении; они проявляли даже известную симпатию к Церкви после осмотра и объяснения павильона. Из разговоров было видно, что приблизительно на 85 % посетителей, так или иначе, сказывалось христианское влияние.
2) Вторую группу составляли верующие, высказывавшие свои религиозные убеждения при посещении церкви или нашей секции.
3) Воинствующие безбожники, тон которых был иногда дерзок и насмешлив, составляли не более 2–3% посетителей… Когда нам представлялся случай встретиться с советскими туристами вне павильона, то мы заметили, что отрицательно относящихся к религии среди них было больше, чем среди посетителей нашего павильона – может быть, 10 %…
Первые две категории с интересом, иногда даже с жадностью, брали религиозную литературу; единственное, что их удерживало, была боязнь взять больше, чем разрешалось»[65].
Какие же вопросы интересовали советских туристов, осмелившихся посетить ватиканский павильон? Прежде всего сотрудники издательства «Жизнь с Богом» отмечали, что среди туристов из СССР «не было людей, открыто выражавших свои марксистские взгляды… Их несогласия с нами происходили, главным образом, от того, что они считали религию несовместимой с наукой, к которой они проявляли большой энтузиазм. Вопрос о соотношении религии и науки был для них поистине животрепещущим»[66]. Среди главных вопросов, которые интересовали советских туристов, сотрудники русской секции ватиканского павильона выделили следующие проблемы: «вопрос о современных чудесах, вопрос о мире, который волновал их больше, чем западных людей, – многие из них думают, что война неизбежна в скором будущем»[67]. Различные вопросы от лица советских туристов были явно поставлены советской идеологической пропагандой: Почему папа подготавливает войну? Почему он благословил атомную бомбу? Какую роль иезуиты играют в политике? Правда ли, что Церковь всегда поддерживает правящий класс? Почему папа против СССР? Почему он благословил войну с Россией? «И сам факт того, что в Ватиканском павильоне были русские переводчики и издания под заглавием “Россия и Вселенская Церковь”, очень поражал их»[68].
Целый ряд вопросов, по наблюдениям сотрудников русской секции ватиканского павильона, касался темы «Ватикан и Россия – единство и вселенскость Церкви». Итогом разговоров на эти темы стал такой вывод: «Отрадно отметить благожелательное отношение советских туристов к вопросу христианского единства»[69]. Большой резонанс также вызывали в среде посетителей из СССР вопросы о религиозном искусстве и «проблема свободы с теоретической и практической точки зрения». Примечательно, что дискуссиями у русского стенда ватиканского павильона религиозные интересы советских посетителей Экспо-58 не ограничивались. «Бывали случаи, когда туристы хотели посмотреть на молящихся людей в церкви. К большому удивлению администрации павильона в церковных ящиках для пожертвований не раз находили советские деньги (рубли)»[70].
В ватиканском павильоне на Брюссельской выставке 1958 года были приготовлены большие запасы религиозной литературы на русском языке. Очевидно, что ни о какой продаже не шло и речи, все эти издания были предназначены для свободной раздачи. А те запросы, которые обнаруживались у советских туристов в отношении религиозной литературы, позволили сотрудникам издательства «Жизнь с Богом» провести небольшое «маркетологическое исследование». «Среди изданий, интересовавших наших посетителей, надо указать, в первую очередь, на Евангелие», – отмечалось в аналитической статье журнала «Россия и Вселенская Церковь»[71]. При этом обнаружился такой существенный аспект: «Чтение Библии для неподготовленных людей создавало известные трудности, так что несколько раз нас просили дать комментарий Библии (к сожалению, на русском языке мы его не имели. Этот пробел, который надо срочно восполнить)»[72]. Позднее издательство «Жизнь с Богом» с лихвой восполнит этот пробел, подготовив и выпустив в свет множество книг по библейской и евангельской тематике: «Слово Жизни Вечной» – синхронизацию текстов Нового Завета (1959), «Ключ к пониманию Библии» (1960), труд французского богослова Луи Буйе «О Библии и Евангелии» (1965). И, наконец, в 1965 году был опубликован Новый Завет с параллельными местами, краткими толкованиями и приложениями. В 1973 году появилась и знаменитая «Брюссельская Библия» с полными параллельными местами, кратким толкователем, аналитической симфонией и географическими картами. Наряду с изданиями Библии и Нового Завета, значительным вкладом в развитие библеистики стала подготовка и публикация брюссельским издательством в 1974 году русского перевода «Словаря библейского богословия» под редакцией священника Ксавье Леон-Дюфура.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь с Богом (сборник)"
Книги похожие на "Жизнь с Богом (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Юдин - Жизнь с Богом (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Жизнь с Богом (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.