» » » » Ирина Языкова - Со-творение образа. Богословие иконы


Авторские права

Ирина Языкова - Со-творение образа. Богословие иконы

Здесь можно купить и скачать "Ирина Языкова - Со-творение образа. Богословие иконы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «ББИ»bb9e3255-c253-11e4-a494-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Языкова - Со-творение образа. Богословие иконы
Рейтинг:
Название:
Со-творение образа. Богословие иконы
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-89647-269-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Со-творение образа. Богословие иконы"

Описание и краткое содержание "Со-творение образа. Богословие иконы" читать бесплатно онлайн.



Книга обращена к самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами христианского искусства. Ирина Языкова удачно сочетает богословский и эстетический подходы, ведь «прекрасное» – не только эстетическая, но и богословская категория. Открывая мир иконы, читатель, даже самый неискушенный в богословских вопросах, откроет для себя мир любви, красоты, святости, а значит, увидит тот свет, который способен преобразить и его самого.






Христианская традиция родилась на стыке двух культур – античной и ветхозаветной, поэтому на мировоззрение христиан повлияли и Ветхий Завет, и античная философия. Западная модель храма ближе к библейским представлениям о мире, как Исходе или пути к Богу, отсюда динамика архитектурных форм, увлекающая входящего мощным потоком к алтарю, а точнее, к евхаристии, совершаемой в алтаре, к Самому Христу, присутствующему на престоле в Святых Дарах. Античное представление о мире как совершенной сферической форме, более статичное и созерцательное, повлияло на формирование образа храма на христианском Востоке – от Византии до Армении храмовое пространство осмысляется как преображенный космос, вечный, неизменный, прекрасный, который сам сходит в момент богослужения на собранных во имя Христа.

При этом и западная, и восточная модели храма восходят к Иерусалимскому храму, который делился на три части: двор, храм и святая святых (давир). Трехчастное деление сохраняется и в структуре христианского храма: притвор (нартекс), наос (или неф) и алтарь.

Храм часто уподобляют Ноеву Ковчегу, в котором верные спасаются среди бурных вод мира сего, или лодке апостола Петра, в которой собраны ученики Христовы, плывущие вместе со Спасителем к новой гавани – Небесному Иерусалиму. Образ корабля издавна был символом Церкви. Не случайно и основное пространство храма называется «неф» (франц.), или «наос» (греч.), что означает «корабль».

Рукотворный храм является отражением храма нерукотворного, то есть космоса, мироздания. Но храм является и отражением микрокосмоса – человека. Антропоморфность храма можно проследить даже в словаре древнерусского зодчества, где четверик именуется телом, купол – это глава, барабан – шея, своды – плечи и даже есть бровки – это арочки над окнами.

Все христианские храмы, как правило, ориентированы на восток. В восточной части храма располагается алтарь. Обращенный лицом к алтарю человек смотрит в ту сторону, откуда восходит солнце, что символизирует его обращенность к Богу, ибо Христос – Солнце Правды. В богослужении Утрени священник возглашает: «Слава Тебе, Показавшему нам свет!» Этот возглас остался еще с тех времен, когда первые христиане, не имея храмов, молились всю ночь и с первым лучом солнца провозглашали славословие Христу Спасителю, принесшему спасение в мир.

В алтаре находятся священнослужители, здесь совершается евхаристия.

Восточной части противоположна западная. В древней церкви, когда активно действовал институт катехуменов, в западной части храма, в притворе, стояли оглашенные, то есть те, кто готовится только принять крещение. При возгласах «оглашенные, изыдите», «двери, двери», храмовые двери закрывались, оставляя внутри только верных, то есть тех, кто приобщается Святых Тайн. Не случайно первая часть литургии названа «Литургия оглашенных», на ней читается Слово Божье и его могут слушать все, даже некрещеные. А вторая часть называется «Литургия верных», на ней положено присутствовать только верным, участвующим в таинстве евхаристии. Если алтарь предназначен для священнослужителей, то верные должны находиться в средней части храма – в наосе. Для оглашенных, а вместе с ними и тех, кто под запретом, под эпитимьей и прочих, предназначен притвор. В древности двери в притвор закрывались с началом «Литургии верных».

По вертикали храм также делится на зоны – горнюю и дольнюю. Верхнее, подкупольное пространство – это небесная сфера (в деревянных храмах эта часть так и называется «небо»), мир горний, а четверик – это земля, мир дольний. Соответственно этому делению располагаются и росписи.

Храмовая декорация складывалась постепенно, но уже к Х веку богословы ее осмыслили как весьма стройную систему. Одним из интересных интерпретаторов монументальных росписей был патриарх Константинопольский Фотий, в одном из своих сочинений, экфразисов (греч. ἐκφράσις), он описывает храм как идеальный космос, в котором прославляется Бог через таинства, красоту и святость. Каждый храм имеет свою оригинальную систему росписей, разработанную богословскую программу, хотя есть и некоторая общая схема, которой придерживались при росписи храмов в странах византийской ориентации, в том числе и на Руси.

Храмовые росписи начинаются сверху, от купола. В древних храмах в куполе помещали композицию «Вознесение», что свидетельствует о том, что купольное пространство воспринимали как реальное небо, куда удалился Христос в момент вознесения и откуда Он придет в день второго пришествия. На Руси такие примеры крайне редки, можно указать только на Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове (XII в.), который расписывали греки. Реже в куполе располагалась сцена «Крещение» (это обычно в баптистериях). Но со временем закрепилось изображение Христа-Пантократора (чаще всего в поясной композиции): в левой руке Христос держит книгу (Евангелие), правой благословляет мир. Такой образ можно видеть в Софии Киевской, Софии Новгородской, в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове и во многих других храмах, вплоть до нашего времени. Пантократор (греч. ὁ Παντοκράτωρ – Вседержитель), это образ Бога Творящего и одновременно Спасающего мир, благословляющего мир и держащего его в своей деснице.

Вокруг Христа – сияние славы. В круге славы изображаются силы небесные: архангелы, херувимы, серафимы, они предстоят пред Небесным Престолом, «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» (как гласит текст литургии). Нередко архангелы облачены в дьяконские одежды, тем самым подчеркивается аспект небесной литургии, которую в каждом храме совершает сам Иисус Христос, как великий архиерей, а священники в алтаре только прислуживают Ему.

Купол в русских храмах, как правило, ставится на барабан, и в барабане размещаются пророки. Это ветхозаветные избранники, слышавшие голос Божий и сообщавшие избранному народу волю Божью.

Купол соединяется с четвериком при помощи парусов – конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана. Паруса осмысливаются символически, как соединение небесной и земной сфер, на них обычно располагают изображения евангелистов, которые также соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть.

Арки – как мосты между мирами, на них изображают обычно апостолов, которых послал Господь в мир проповедовать Евангелие всей твари (Мк 16:15), или святителей, как продолжателей апостольского служения.

Арки и своды опираются на столбы. На них изображаются святые подвижники – мученики, воины, благоверные князья, которых называют «столпами» Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма.

На сводах и стенах располагаются сцены из Нового и Ветхого Заветов, жизни Богородицы и житий святых, из истории Церкви (например, Вселенские соборы, истории чудотворных икон и прочее). Состав сцен зависит от богословской программы храма, и, как правило, она весьма оригинальна и редко повторяется из храма в храм. Так, скажем, в храме, посвященном Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема акафиста (например, роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтове). Никольский храм будет содержать сцены из жития Николы, Сергиевский – из жития преподобного Сергия и т. д.

Росписи в древних храмах располагались ярусами, что свидетельствует об иерархичности мира. Также это образ свитка – книги, разворачивающейся в пространстве, ибо мир св. отцы мыслили как книгу, которую пишет Бог. Верхние регистры отведены главным событиям – жизни Христа и Богородицы, чуть ниже – Ветхий Завет, житийные сцены, еще ниже – вселенские соборы, истории чудотворных икон как отражение жизни Церкви.

Нижний ярус нередко бывает выстроен из ростовых фигур (или поясных изображений), это либо св. отцы – богословский, интеллектуальный «фундамент» Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, воины – те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви. Например, в Архангельском соборе Московского Кремля, служившем усыпальницей московского княжеского дома, в нижнем ряду изображены московские князья, причем не только святые, но все, чьи захоронения находятся тут же в соборе. Таким образом, реальная история государства включалась в Священную историю и историю Церкви.

В древнерусских храмах, внизу, по периметру, опоясывающей лентой располагались так называемые «декоративные полотенца» – это орнаментально-символические изображения, напоминавшие о том, что храм, как бы он ни был обширен и великолепен, имеет своим прообразом сионскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю. «Полотенца» напоминают также и том, что во время Тайной вечери Христос, подпоясавшись полотенцем, умыл ноги ученикам и тем самым заповедал служить ближним.

Росписи восточной части храма отличаются от росписей западной. Восточная часть, где расположен алтарь, посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символично осмысляется и как Вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и как Гроб Господень, из которого вышел Христос по воскресении. Апсида напоминает также сводчатые пространства катакомб, где первые христиане служили литургию на могилах мучеников. Отсюда, кстати, происходит обычай строить храм над захоронением святых, особенно мучеников, мощи кладут под престол храма или замуровывают в престол, а также зашивают в антиминс, который полагается на престол, частичку мощей (греч. άντιμινσεον, от лат. anti – вместо, mensa – стол, буквально – вместо престола).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Со-творение образа. Богословие иконы"

Книги похожие на "Со-творение образа. Богословие иконы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Языкова

Ирина Языкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Языкова - Со-творение образа. Богословие иконы"

Отзывы читателей о книге "Со-творение образа. Богословие иконы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.