» » » » Ю. Куликова - Древний Рим. Учебно-методическое пособие


Авторские права

Ю. Куликова - Древний Рим. Учебно-методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Ю. Куликова - Древний Рим. Учебно-методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая справочная литература, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ю. Куликова - Древний Рим. Учебно-методическое пособие
Рейтинг:
Название:
Древний Рим. Учебно-методическое пособие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-4263-0106-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Рим. Учебно-методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Древний Рим. Учебно-методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие «Древний Рим» предназначено для преподавателей и студентов-бакалавров направления подготовки 030600.62 – История. В пособии представлена методика изучения вариативных тем семинаров по истории древнего Рима, описана организация работы студентов как в аудитории, так вне ее. Задания к темам позволяют организовать самостоятельное изучение отдельных тем, вопросов и источников.






Дементьева В. В. Магистратская власть Римской республики: содержание понятия imperium // ВДИ. – 2005. – № 4. – С. 46–75.

Егоров А. Б. Борьба патрициев и плебеев и Римское государство // ВДИ. – 1990. – № 2. – С. 121–124.

Коптев А. В. Механизм передачи царской власти в архаическом Риме // ВДИ. – 1998. – № 3. – С. 27–52.

Кофанов Л. Л. К вопросу о времени возникновения государства в Риме // ВДИ. – 1990. – № 2. – С. 127–130.

Кошеленко Г. А. К дискуссии о возникновении государства в Древнем Риме // ВДИ. – 1990. – № 1. – С. 93–94.

Ляпустин Б. С. Фамилия и римская civitas в III в. до н. э.: пути развития // Власть, человек и общество в античном мире. – М., 1997. – С. 234–243.

Маяк И. Л. К вопросу о социальной структуре и политической организации архаического Рима // ВДИ. – 1989. – № 3.– С. 94–97.

Маяк И. Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. – М., 1983.

Смышляев А. Л. История Древнего Рима от Ромула до Гракхов. – М., 2007.

Тронский Н. М. История античной литературы. – 9-е изд. – СПб., 2012.

Трухина Н. Н. Римская civitas III–I вв. до н. э.: архаичный раннеклассовый социум или государство // ВДИ. – 1989. – № 4. – С. 74–76.

Тема 3. Общество ранней Римской республики по законам XII таблиц

Вопросы к обсуждению:

1. Время создания Законов и степень сохранности источника.

2. Борьба патрициев и плебеев. Принятие законов XII таблиц.

3. Пережитки обычного права.

4. Суд и судопроизводство.

5. Охрана частной собственности.

6. Долговое рабство.

7. Семейное право.


Доклады и сообщения:

1. Источники права Древнего Рима.

2. Судебная система республиканского Рима.

3. Римский гражданин.

4. Социальная структура раннего Рима.

5. Облик города Рима в эпоху Ранней республики.


Методические рекомендации:

Законы XII таблиц – источник, который дошел до нас лишь в виде отдельных отредактированных цитат. В процессе изучения необходимо остановиться на истории создания Законов, структуре и источниках, первичных и вторичных.

Подготовку к семинарскому занятию начните с повторения темы о борьбе патрициев и плебеев в V–IV вв. до н. э.: теории происхождения патрициев и плебеев; вопросы, вокруг которых шла борьба, ее этапы. Каким образом в Законах XII таблиц отразилась борьба плебеев с патрициями? На каком этапе борьбы они были приняты? Охарактеризуйте деятельность коллегий децемвиров, обстоятельства записи законов, значение их принятия. В чем вы усматриваете противоречивость Законов XII таблиц? Отметьте нормы обычного права, зафиксированные в законах.

Место и время судебного разбирательства. Права и обязанности истца и ответчика, положение свидетелей. Система наказаний в римском законодательстве. Изложите систему наказаний, ответив при этом на вопросы: ограничивали ли Законы XII таблиц самосуд, сохранялось ли в V в. до н. э. действие принципа талиона, кем выносились приговоры о смертной казни?

Вопрос об охране частной собственности римским законодательством рассмотрите подробно. Какое имущество считалось частной собственностью? Какими правами был наделен кредитор по отношению к несостоятельному должнику? Развитие сельского хозяйства и рабства по Законам XII таблиц.

Долговое рабство. Каков порядок закабаления должника? Сравните ответственность свободных и рабов за совершенные преступления. Кто возмещал ущерб, причиненный рабом: сам раб или его хозяин? Каковы были условия отпуска рабов на волю и в чем состояли особенности положения вольноотпущенников?

Семейные отношения по данным Законов XII таблиц. Права pater familias. Необходимо определить характер римской семьи, осветите положение женщины. Ответьте на вопросы: кому принадлежало право на развод, в чем заключались имущественные права женщины, как юридически закреплялось зависимое положение женщины? Рассмотрите права наследования имущества по Законам ХП таблиц.

Подводя итоги изучения темы, сделайте вывод о том, какую ступень развития римского общества отражают Законы XII таблиц. Прогрессивные явления в жизни римского общества в середине V в. до н. э. и пережитки первобытнообщинного строя в тексте Законов XII таблиц.


Контрольные вопросы:

1. Влияние греческого права на римское.

2. Судьба Законов XII таблиц.

3. Сакральное право в Законах XII таблиц.

4. Патриархальная семья.

5. Уровень развития рабства.

6. Развитие сельскохозяйственных отношений.


Источники: Законы XII таблиц.

Авл Геллий. Аттические ночи. IV. 10; XIV. 7.

Дигесты. 1.2.

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 89–90.

Полибий. Всеобщая история. VI.

Цицерон Марк Туллий. О государстве. II.

Тит Ливий. История Рима от основания Города. II. 24–33; VI. 1–42; VIII. 28.

ХИДМ. 1953. Т. 3.

ИДР. 2004.


Литература

Античный полис. Курс лекций / отв. ред. В. В. Дементьева, И. Е. Суриков. – М., 2010.

Дементьева В. В. Причины создания и целевое назначение децемвирата // Вестник древней истории (в дальнейшем – ВДИ). – 2001. – № 4. – С. 46–65.

Дождев Д. В. Римское частное право. – М., 1999. – С. 17–23.

Кофанов Л. Л. Древнегреческое право и Законы XII таблиц: проблема заимствования и влияния // Древнее право. – 2002. – № 1 (9). – С. 38–50.

Кофанов Л. Л. Судьба Законов XII таблиц после их издания // Древнее право. – 2000. – № 2 (7). – С. 20–26.

Куланж де Ф. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М., 2010.

Маяк И. Л. Populus, cives, plebs начала республики // ВДИ. – 1989. – № 1. – С. 66–81.

Строгецкий В. М. Законы XII таблиц и особенности развития гражданского права в Риме // Из истории античного общества. —Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – С.130–138.

Тема 4. Аграрное движение в Риме во II в. до н. э. и реформы Гая и Тиберия Гракхов

Вопросы к обсуждению:

1. Трактовка античными авторами предпосылок аграрных реформ.

2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы.

3. Реформы Гая Гракха.

4. Причины неудачи реформаторской деятельности Гракхов. Оценка значения гракханского движения античными авторами.

5. Аграрный закон 111 г. до н. э.


Доклады и сообщения:

1. Политическая структура Рима эпохи Ранней республики.

2. Политические деятели II в. до н. э.

3. Колонии Древнего Рима.


Методические рекомендации:

Приступая к изучению темы семинара, повторите вопросы об экономической и социальной структуре Рима II в. до н. э. В чем состояла специфика аграрных отношений в Римской республике? Из каких компонентов состоял сложный комплекс социальных противоречий, обострившихся к 30-м гг. II в. до н. э.? В чем причины кризисных явлений Римского государства?

Следует дать подробную характеристику источников: время их создания, отношение античных авторов к реформаторской деятельности Гракхов, отличия в приемах и методах исторических исследований Аппиана и Плутарха. Сформулируйте точки зрения Веллея Патеркула, Плутарха и Аппиана на предпосылки аграрных реформ. Кто из названных античных авторов усматривал их в личных мотивах, а кто – в социально-экономической ситуации? Приступая к рассмотрению второго вопроса, вспомните время принятия и содержание закона Лициния – Секстия. Была ли аграрная реформа Тиберия Гракха просто повторением этого закона?

Почему создание аграрной комиссии было принципиально важным условием для проведения реформы в жизнь? Какими правами была наделена эта комиссия? Какова была социальная опора Тиберия Гракха? Какие слои оказали сопротивление его реформам? Какие аргументы они выдвигали против реформы?

Переходя к третьему вопросу, остановитесь на изменении социальной и политической обстановки к 20-м гг. II в. до н. э. Какие реформы Гая Гракха расширяли социальную базу движения? За счет каких слоев населения произошло расширение? Какими мерами было достигнуто ослабление власти сената? Почему был выдвинут законопроект о даровании гражданских прав италикам? Расскажите о сопротивлении Ливия Друза гракханским реформам, перечислите методы политической борьбы на новом этапе аграрного движения.

Сформулируйте причины неудачи реформаторской деятельности Гракхов. К каким изменениям в жизни римского общества привели предложенные Гракхами реформы? Можно ли усмотреть эволюцию в гракханской программе преобразований? Вспомните содержание понятия «популяры». Можно ли отнести к популярам братьев Гракхов?

Почему деятельность Гракхов дестабилизировала политическую обстановку? В чем выразилось углубление кризисных явлений в римском государстве в результате мероприятий Гракхов? Какие античные авторы считали, что реформы Гракхов расшатали государственный порядок и ввергли государство в гражданские конфликты? Победу какого направления в аграрном вопросе зафиксировал закон 111 г. до н. э.? Интересам каких землевладельцев он отвечал? Каким образом его принятие отразилось на судьбе аграрных реформ, проведенных в ходе гракханского движения?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Рим. Учебно-методическое пособие"

Книги похожие на "Древний Рим. Учебно-методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Куликова

Ю. Куликова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Куликова - Древний Рим. Учебно-методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Древний Рим. Учебно-методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.