» » » Сергей Милов - Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними


Авторские права

Сергей Милов - Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними

Здесь можно купить и скачать "Сергей Милов - Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благовест»32e5da99-0af4-11e3-99cb-002590591dd6, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Милов - Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними
Рейтинг:
Название:
Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-9968-0222-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними"

Описание и краткое содержание "Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними" читать бесплатно онлайн.



Данная работа посвящена краткому изложению учения Православной Церкви о страстях и способах борьбы с ним. Каждое из этих средств в отдельности и все они в совокупности призваны помочь христианам в деле их духовного возрастания и приближения к Богу.

Издание адресовано православным христианам, прежде всего, в части уяснения сущности, механизма развития и пагубности воздействия страстей на человека.






Итак, в раю происходит сотворение человека. Новое творение Божие в корне отличается от всего того, что было сотворено в предшествующие дни. Как уже было отмечено выше, человек соединил в себе целый ряд уникальных качеств и свойств, которых не было у других творений Божиих. Однако, прежде чем перейти к вопросу о целостности и чистоте человеческой природы до грехопадения, нам следует обратить внимание на ту цель, ради которой Господь творит человека. Основываясь на Божественном Откровении, Святая Церковь говорит нам о том, что человек творится от преизбытка Божественной любви. Цель существования человека – это, прежде всего, прославление Господа Бога, совместное с Ним общение в любви (богообщение) и совершенствование всей своей природы, основанное на познании и изучении мира, как творения Божия. Таким образом, соответственно цели и задачам существования человека в мире должно было быть и его духовно-нравственное состояние, первозданная чистота всех его сил. Так как первые люди являются прародителями всего последующего человечества, то каждый человек обязан знать и понимать первозданное состояние первых людей, а также последствия их грехопадения для всего человечества в целом. Это важно в том плане, что все последующие трагедии человеческого бытия основаны именно на этих двух аспектах: состояние человеческой природы до– и после грехопадения.

Каково же было первозданное состояние человеческой природы? Основываясь на Священном Писании, Православная Церковь подробно раскрывает этот важнейший эпизод человеческой истории. Выше мы уже упомянули о наличии в человеке образа и подобия Божия, которыми наделил его Сам Бог.

Что касается подобия Божиего, то это представляло в человеке определенную заданность, т. е. необходимое участие и желание самого человека к уподоблению своему Творцу. Человек был призван Богом к уподоблению Себе в лучших качествах и свойствах Божест вен ной природы. В конечном итоге это могло бы привести к тому, что человек стал бы сыном Божиим по благодати, т. е. по особой силе и любви Бога к человеку. Эту мысль подтверждает о. Михаил Пома занский, когда пишет о том, что святые отцы видели подобие Божие: «…в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святаго Духа»[6].

Образ Божий, как уже также говорилось выше, представляет в человеке наличие ряда свойств его природы: разума, чувств, свободной воли и бессмертной души. Рассмотрим все эти свойства более внимательно.

Разум (или ум) человека в первоначальном его состоянии был необыкновенно светлым и мощным. Об этом мы можем судить по тем указаниям, что имеются в Священном Писании. Так, например, мы имеем свидетельство о том, что Адам нарек имена всем животным, населявшим райский сад: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Быт. 2, 19–20). Здесь следует особо отметить тот факт, что в древнем мире наречение имени понималось совсем не так как в мире сегодняшнем. Для древнего человека наречение и знание имени того или иного существа означало знание его сущности и обладание этим существом. Поэтому, то обстоятельство, что Адам нарекает имена (т. е. видит сущность) всем живым организмам, говорит нам о невероятной мощности и силе его первоначального разума.

Чувства человека также имели высокую степень чистоты и силы. В первую очередь нам стоит обратить внимание на чувство любви, которое было определяющим во всем внутреннем устройстве человека. Именно любовь явилась тем отображением образа Божия в человеке, о котором нам говорит Священное Писание. Человек был наделен любовью (и другими чувствами) в полной мере, но, в тоже время, был обязан развивать их в себе, совершенствовать их силу и святость.

Свободная воля – это еще одно свойство образа Божия в человеке, которое он получил от Творца. Свобода первых людей заключалась в том, что у них был выбор между жизнью по воле Божией (благой) и несвободой от греха. Конечно, человек еще не имел опытного знания о грехе, но само понятие о грехе у него уже было. Свобода же выбора была дарована ему от Бога как доказательство любви Творца к Своему творению. Человек же, со своей стороны, еще не был окончательно утвержден в выборе и поэтому мог поступать по своему усмотрению. Понимание того факта, что Господь не насилует волю человека, а дает ему полное право выбора, должно всегда сопровождать каждого из нас.

Бессмертная душа, как и другие свойства образа Божия в человеке, также является уникальной по своей сути. Наличие именно бессмертного духа, а не просто души живой (как у животных), отличает человека от всех других видов жизни и сближает его со своим Творцом. Человек был призван сохранить чистоту своих души и духа, а в перспективе достичь их бессмертия в полном смысле, т. к. потенциально еще могла наступить духовная смерть, что и произошло после грехопадения людей.

В целом следует отметить то обстоятельство, что до грехопадения человек представлял собой действительно уникальное существо, со своей уникальной иерархией ценностей, и призванное, в потенциале, достичь полного обожения и единения с Творцом. Человек, в своем внутреннем мире, был ориентирован на следующие ценности: дух – душа – тело. В соответствии с этой иерархией ценностей для человека на первом месте стояла задача воспитания в себе собственного духа и его свойств, далее внимание должно было переходить на душу (более простые свойства, приближенные к свойствам других живых организмов) и только после этого человеку необходимо было перейти к воспитанию плоти и ее качеств. Именно такая ориентация была призвана воспитать в нем стремление следовать за своим Творцом и сформировать свою волю как единое целое с волей Божией.

Грехопадение людей и появление пристрастий, как его результат

Мы не имеем точных сведений о том, сколько времени первые люди прожили в раю в состоянии благодати. Однако можно предположить, что этот период был не очень продолжительным, т. к. если бы первые люди жили в раю долго, то они бы укрепились в праведности и не произошло бы печального грехопадения, а оно все же происходит. Как известно из книги Бытия, к моменту, когда в раю появился человек, уже произошло отпадение от Бога ангела Люцифера и множества последовавших за ним ангелов, в результате чего он стал падшим ангелом или дьяволом. Его основными чувствами стали гордость и зависть по отношению к своему Творцу – Господу Богу. После того, как Господь сотворил первых людей, у дьявола возникает зависть и желание уничтожить творение Божие. Однако он не имел к этому возможности, т. к. сам был творением, хоть и более сильным, чем человек. Господь Бог, не ограничивая ничьей свободы, тем не менее, не позволяет дьяволу убить человека, и именно поэтому дьявол использует другой способ отвержения человека от Бога. По свидетельству Священного Писания он принимает вид змия, для того чтобы искусить первых людей и подтолкнуть их к нарушению единственно данной заповеди – не вкушать с древа познания добра и зла. Дело в том, что после сотворения Адама и Евы (первых людей), Господь Бог наделяет их властью над раем, но для воспитания в них чувства любви дает им всего лишь одну простую заповедь: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16–17). Как отмечает о. Николай Малиновский: «Заповедь эта – заповедь легкая, приспособленная к состоянию воли человека, которая, естественно, сначала должна была приучаться исполнять более легкое, а потом уже переходить постепенно к более трудному»[7]. В райском саду, помимо всего прочего, находились два жизненно важных древа: древо жизни и древо познания добра и зла, о чем нам также свидетельствует Библия: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2, 9). Для человека разрешалось вкушать плоды от каждого древа, в том числе и от древа жизни. Правда от этого древа он должен был вкушать постепенно, одновременно с этим совершенствуясь в богообщении и единении с Творцом. В результате такого постепенного совершенствования человек должен был достичь полного бессмертия, как духовного, так и телесного. Вкушать же плоды с древа познания добра и зла у человека не было никакой необходимости. Так как человек был сотворен по образу и подобию Божию, он уже имел понятие о добре и зле; более того он опытно знал, что такое добро, благодать и любовь. Опыт же в познании зла человеку был опасен, т. к. он еще был существом несовершенным, а лишь потенциально направленным на обожение (т. е. достижение состояния единения с Богом). Таким образом, древо познания добра и зла было для человека именно, как небольшое испытание его преданности и любви по отношению к своему Творцу. Однако дьявол прекрасно понимал, что не устоявшийся еще в своих чувствах (но потенциально благой) человек, может подпасть под искушение, и он использует это, чтобы отторгнуть человека от Бога. Священное Писание рассказывает нам об этом достаточно подробно: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 1–7). Стоит еще раз повторить, что под змеем здесь понимается сам дьявол, либо принявший вид змея, либо вселившийся в него, – так трактуют этот отрывок многие отцы Церкви. Протоиерей Серафим Слободской поясняет: «Дьявол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змия»[8]. Что касается непосредственно отрывка, то здесь можно найти целый ряд очень важных указаний на сам момент искушения и грехопадения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними"

Книги похожие на "Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Милов

Сергей Милов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Милов - Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними"

Отзывы читателей о книге "Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.